Российское беспокойство
Обозреватель «Советского спорта» Павел Лысенков, комментируя закрытие Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, рассказал о некоторых проблемах, с которыми столкнулся в Бразилии, но все же основное внимание уделил сборной России, которая выступила практически идеально.
«Шок первого дня всегда бывает, когда ты приезжаешь на новое место. Это только по телевизору Рио – бразильский карнавал, грудастые красотки на Копакабане и Ипанеме, гуляющий по набережной Остап Бендер в белых штанах.
А в жизни это небогатый город, когда даже из аэропорта ты едешь через фавелы, и прилететь тебе может на любом перекрестке. Как хорошо подвел итог Олимпиады недавний пловец Евгений Коротышкин, которого ограбили на пляже и отобрали деньги с телефоном, когда он шел перекусить в ресторан: "Спасибо, Рио, за хороший и плохой опыт. Я никогда не получал настолько разные эмоции в одной поездке. Всегда буду помнить Бразилию!" Еще бы не помнить – это сколько телефонных контактов надо восстанавливать!
Но ничего, время шло. Забылись бытовые неурядицы, началась жара Игр. И теперь даже трудно сказать, кто ими остался недоволен. Бразильцы победили в футболе, волейболе, открыли новую звезду в прыжках с шестом. Американцы вообще вынесли всех, а последнее золото взяли бы в баскетболе, даже если бы Кевин Дюрант и его банда прыгали со связанными ногами и кляпом во рту.
Британцы совершили прорыв. Китайцы просели, но класс показали. Россия – у нас до Рио долетели 280 олимпийцев, и 107 из них завоевали медали. Что ни победа, то песня. Гандбол. Синхронистки. Художницы. Борьба. Фехтование. Дзюдо. Лесун. Мустафина. Тищенко. Макарова и Веснина. Даже два серебра Юлии Ефимовой – как золото.
Однако последнее дело сейчас – кричать "ура" и в воздух чепчики бросать. Ну ладно, отпляшите хороводы в "Шереметьево", когда прилетит наш чартер с олимпийцами из Бразилии. Да и только. Для России ничего еще не закончено.
В понедельник мы узнаем, какое решение будет принято по апелляции в CAS. Вы не забыли, что наших паралимпийцев отцепили от Рио? Во время Олимпиады – вспышка справа, вспышка слева – вылетали релизы МОК, по которым у нас отбирали медали времен Пекина. Скоро дойдут до Лондона, не за горами – Сочи. Американская телекомпания CBS собирается осенью выпустить фильм, основанный на показаниях Григория Родченкова, который сейчас живет где-то в Лос-Анджелесе. Как думаете, грянет ли после этого какой-нибудь новый "доклад Макларена"?», — задается вопросом Лысенков.
Вопреки всему
Бразильские СМИ в целом остались довольны домашней Олимпиадой, которая, по их мнению, прошла успешно, несмотря на массу опасений. Об этом пишет журналист O Globo Андре Миранда.
«Рио попрощался с Олимпийскими играми гораздо менее эффектно, чем встретил их две недели назад. Но даже на фоне сильного дождя организаторы шоу сделали все, чтобы как можно лучше представить все проявления бразильской культуры.
Около 30 процентов зрительских мест были пусты, особенно там, где действовала резервация для спонсоров и на самых дорогих секторах. Однако радость всех участников это не затмило. Крупнейшее в мире спортивное событие оправдало себя.
Еще несколько месяцев назад вокруг Игр царило гигантское недоверие, притом не только здесь, но и за рубежом. Все только и делали, что говорили об экономическом и политическом кризисах, проблемах с безопасностью и эпидемии вируса Зика.
Все эти вопросы так и не были решены, но местные жители смогли улыбнуться гостям настолько, насколько это возможно. Рио навсегда вошел в историю», — отмечает Миранда.
Тернистый путь
Корреспондент The Guardian Оуэн Гибсон, делясь эмоциями от своего пребывания в Рио, подчеркнул тот факт, что столице Олимпийских игр не удалось пройти всю дистанцию гладко. По его мнению, большая часть вины за это лежит на МОК.
«Еще накануне церемонии открытия Олимпиады в Рио мы встретили директора по коммуникациям турнира Марио Андрада в одном из отелей. На вопрос, есть ли у него предположения, как пройдут Игры в Бразилии, он слегка улыбнулся и ответил: "Пристегните ремни, нас ждет тернистый путь".
На самом деле Рио-де-Жанейро как раз и напоминает этот самый тернистый путь, в котором все смешалось воедино: организационный хаос, счастливые эмоции, забавные курьезы, очаровательные виды и спортивная ярость.
Несмотря на обеспокоенность президента МОК Томаса Баха, Олимпийские игры прошли хорошо от старта до финиша. Хотя, тот же Бах, пропустил мимо себя много недостатков. Он не появлялся на соревнованиях, которые проходили при почти пустых трибунах. Его не волновали тысячи волонтеров, отказавшиеся выполнять работу из-за плохого обращения к ним, или же болельщики, не успевавшие на последнее метро из-за позднего завершения соревнований.
Тем не менее, незадолго до закрытия Игр город все же был пропитан праздником. Каждый бар и ресторан был переполнен болельщиками, во многом благодаря успешным выступлениям местных волейболистов, пляжников и, кончено же, футболистов. И все же складывалось такое впечатление, что праздник наступил не благодаря, а вопреки действиям МОК», — пишет Гибсон.
Ностальгия
Журналисты издания Le Monde подготовили эмоциональный материал, в котором признались, что им тяжело прощаться с Бразилией, к которой они уже успели привыкнуть, несмотря на определенные недостатки.
«Что? Все закончилось? Но что же мы теперь будем делать? Большая олимпийская стиральная машина крутила нас в своем барабане на протяжении двух недель, а затем просто выбросила наружу. И вот нас накрыла волна ностальгии. Игры-2016 завершены.
Поначалу мы задавались вопросом, что мы вообще здесь делаем. Он всплыл сразу после знакомства с журналистской столовой с ее рекламой Coca-Cola и несъедобными гамбургерами. Но мы поняли, для чего мы здесь, спустя пару дней, когда услышали первые крики и увидели первые слезы.
Нам довелось многое повидать. Мы видели Клода Онеста, покидавшего арену "Футуро" и усевшегося на бетонные блоки после поражения от Дании в финале гандбольного турнира.
Мы видели тренера Рено Лавиллени, на котором не было лица во время общения с журналистами в тот кошмарный вечер.
Мы видели итальянских коллег, страстно кричавших "Элиа! Элиа!" после победного заезда Элиа Вивиани в омниуме.
Мы видели людей, которые, находясь в 30 километрах от Рио, вообще не пропитались олимпийским духом. Таким был наш парикмахер Фелипе, чья связь с Играми-2016 ограничивалась крошечным телевизором с ужасной по качеству картинкой.
Мы не видели много темнокожих бразильцев на полных трибунах, зато видели много синих кресел на пустых стадионах.
Мы видели многочисленные футболки "селесао". Везде и все время. Видели коротенькие женские шортики. Везде и все время.
Остается только сказать "Обригадо, Рио". Мы слишком часто жаловались, но все было хорошо», — подытожили авторы.
Состояние «саудади»
Чувствами ностальгии был пропитан и материал испанского издания AS. Корреспондент Хесус Мингес считает, что Бразилия с достоинством приняла соревнования.
«Олимпийские игры в Рио стали историей. Наступило состояние, которое бразильцы называют "саудади", то есть смесь светлой печали, ностальгии по утраченному, тоске по неосуществимому и ощущения бренности счастья.
Именно здесь Усэйн Болт оформил свой третий требл, Майкл Фелпс завоевал пять золотых и одну серебряную медаль, доведя их общее количество до 28. Здесь раскрылся талант гимнастки Симоны Байлз, а Испания завоевала 17 наград, в том числе семь высшей пробы.
На Олимпиаде в Рио семь испанок впервые стали чемпионками: Рут Бейтиа, Бельмонте Гарсия, Каролина Марин и Маялен Шурро.
Во время церемонии закрытия на стадионе "Маракана" шел дождь, который практически не стихал. Арена была наполнена музыкой и огромным количеством спортсменов. Бразилия показала весь свой шарм и мультикультурализм.
В Рио были свои сложности, но в целом все прошло без серьезных инцидентов – никто из спортсменов не заразился вирусом Зика, никто не отравился грязной водой, да и преступность на улицах города была практически не заметна», — констатирует журналист.