Политика
Согласно старой пословице, рыба гниет с головы, поэтому и мы начнем с самого верха — с президента Бразилии Дилмы Руссефф.
Первая в истории страны женщина-президент не досидела в своем кресле второй срок и на данный момент отстранена от исполнения своих обязанностей из-за участия в коррупционном скандале.
В сентябре 2015 года оппозиция обвинила Руссефф в нарушении налогового законодательства и махинациях с бюджетом страны в ходе избирательной кампании в 2014 году.
Кроме того, президент оказалась замешана в коррупционных схемах, благодаря которым строительные и нефтяные компании компании получали подряды на крупные проекты и платили откаты политикам.
В результате некоторые топ-менеджеры компаний и политики оказались за решеткой, а в отношении госпожи Руссефф в декабре 2015 года была запущена процедура импичмента.
В мае 2016-го бразильский сенат отстранил президента от должности на 180 дней, в течение которых будет вынесен окончательный импичмент.
До тех пор и. о. главы государства будет вице-президент Мишел Темер, которому и придется отдуваться за катастрофу, которой грозят стать ОИ-2016.
Экономика
Едва не надорвавшаяся во время проведения чемпионата мира по футболу Бразилия столкнулась накануне Олимпиады с самым серьезным за последние 100 лет экономическим кризисом.
Одним из основных источников дохода страны является экспорт нефти, но падение цен на сырье в последние два года серьезно сказалось на экономике страны.
Бразилия страдает и от рецессии, и от самой большой за последние 12 лет инфляции — бразильский реал потерял за год треть своей стоимости по отношению к доллару США.
В начале 2016 года безработица выросла на 11 процентов — почти 10 миллионов человек сидели без работы. А у тех, кто сумел сохранить работу, резко упали зарплаты.
В июне губернатор штата Рио-де-Жанейро Франциско Дорнелес объявил о чрезвычайной финансовой ситуации, а по сути — о банкротстве, заявив, что если в ближайшее время штат не получит помощи от правительства страны, то здравоохранение, образование, транспорт и безопасность Рио ожидает полный коллапс.
Власти Рио задерживают пенсии и зарплаты и закрывают некоторые школы и больницы, у штата нет денег даже на регулярный вывоз мусора и обслуживание карет «Скорой помощи».
Преступность
Прямиком из предыдущей вырастает и следующая проблема — расходы на безопасность в Рио-де-Жанейро уже урезаны на 30%, после чего в городе поднялась волна убийств и нападений.
Выходцы из фавел и раньше представляли серьезную опасность для туристов, но стали опасны вдвойне в то время, пока полицейские выходят на демонстрации, протестуя против задержек зарплаты, плохих условий работы и отсутствия топлива для служебных машин.
Обратной стороной разгула преступности является жестокость полиции, не стесняющейся стрелять на поражение — по данным Amnesty International, каждое пятое убийство в стране — дело рук полицейских.
А в период подготовки к ЧМ-2014 процент убийств, совершенных полицией, вырос почти в полтора раза. Похожая тенденция наблюдается и перед Олимпиадой.
Терроризм
Международный терроризм в последние годы вновь поднял голову — мало какое масштабное событие обходится без угроз о предстоящих терактах.
В ноябре 2015 года террористы взорвали бомбы у стадиона «Стад де Франс» в Париже. Столица Франции в ту ночь подверглась целой серии атак, жертвами стали от 120 до 153 человек, более двухсот человек были ранены.
Жертвами трех взрывов в Брюсселе в марте 2016 года стал 31 человек, более ста получили ранения. Буквально два дня назад взрывы прогремели в международном аэропорту Стамбула.
Представители запрещенной в России организации ИГИЛ угрожали устроить теракты во время проходящего во Франции чемпионата Европы по футболу.
Для обеспечения безопасности вооруженные силы Бразилии создали специальный антитеррористический центр, кроме того, во время игр около 200 специалистов будет противодействовать кибертерроризму. Всего во время Олимпиады в Рио будет мобилизовано 85 тысяч человек, включая полицейских, пожарных и военнослужащих.
Есть только одна проблема. Да, да — деньги. Задолженность правительства перед полицейскими за последние полгода выросла до 850 миллионов долларов. А за сверхурочные во время Олимпийских игр потребуется выплатить правоохранителям еще несколько сотен миллионов долларов в виде заработной платы.
Вот и получается, что если правительство срочно не выделит штату Рио-де-Жанейро немалую финансовую поддержку, охранять туристов от террористов станет некому.
Здравоохранение
Ко всем экономическим бедам на Бразилию в конце 2015 года навалилась еще одна неожиданная напасть, имя которой — эпидемия лихорадки Зика.
Переносимое комарами заболевание мало того, что неприятно само по себе (повышение температуры, кожная сыпь, конъюнктивит, боль в мышцах и суставах), оно еще и очень опасно для беременных женщин, поскольку может поразить плод, вызывая микроцефалию и синдром Гийена-Барре.
И самое неприятное — вакцины от вируса Зика пока не создано. Поэтому вместо ученых за дело взялись бразильские военные, которые вместе с медицинскими работниками были отправлены обрабатывать все районы Рио-де-Жанейро инсектицидами, способными уничтожить комаров, переносящих заразу.
Уже заявил о том, что не едет в Рио, лучший гольфист мира Джейсон Дей и его коллега из Великобритании Рори Макилрой. Серьезно задумались о своей безопасности теннисистки Серена Уильямс и Симона Халеп, теннисист Томаш Бердых, баскетболист Пау Газоль.
Но это спортсмены, у каждого из которых есть целый штат врачей. Куда меньше повезло обычным туристам, шансов заразиться у которых куда больше. Про жителей бедных районов Бразилии, в которых люди не могут получить качественную медицинскую помощь, и говорить нечего.
Экология
Для тех, кого не страшит вирус Зика, есть множество других болезней, которые можно подхватить в Рио, переживающем экологическую катастрофу.
Притчей во языцех стала бухта Гуанабара — самый загрязненный залив Рио-де-Жанейро. В залив, где будут соревноваться олимпийские пловцы на открытой воде и серферы, по несчастливому совпадению, сливается без предварительной очистки более 50% сточных вод 10-12 млн. агломерации Рио, в том числе и из городских больниц. Анализы гуанабарской воды в июле 2015 года выявили уровень заражения, превышающий допустимый в 1,7 миллиона раз.
Из воды в лагуне Родригу-ди-Фрейташ, где будут проходить соревнования по гребле и каноэ, до старта были извлечены 32 тонны дохлой рыбы.
А к Олимпиаде были возведены временные «эко-барьеры», которые должны сдержать мусор и сделать Игры безопасными. Правда вода чище не станет.
В 1992 году в Бразилии была принята программа «Чистая вода», на которую было выделено более миллиарда долларов. Спустя два с лишним десятилетия оказалось, что она так и осталась на бумаге, а средства были потрачены неизвестно на что.
Готовность объектов
Нередкая для Олимпийских строек проблема — объекты заканчиваются буквально в последние дни. Хотя Бразилия в этом плане перещеголяла многих — в стране есть недостроенные объекты, возводимые еще к ЧМ-2014.
Самый амбициозный из олимпийских проектов — новая линия метро, которая должна соединить туристическую зону Ипанема и Барра-да-Тижука, где сосредоточен основной олимпийский кластер — откроется в ограниченном режиме всего за четыре дня до Олимпиады.
Всего же на олимпийских стройках с начала 2016 года погибло 11 человек.
P.S.
Нельзя обойти стороной и актуальную допинговую тему. В конце июня 2016 года работа антидопинговой лаборатории в Рио-де-Жанейро была приостановлена WADA из-за процедурных ошибок.
Существует вероятность, что до начала Олимпиады-2016 не удастся устранить все проблемы. В таком случае, все образцы крови и мочи, которые будут взяты на Играх, будут отправляться в Швейцарию, как это было на чемпионате мира по футболу в 2014 году.