Вернуть медаль будет сложно
Автор «Советского Спорта» Сергей Подгорнов надеется, что расследование Федерации керлинга России и Следственного комитета докажут невиновность спортсмена.
«Поверить в то, что Крушельницкий осознанно принимал какие-то препараты во время Олимпиады или подготовки к ней невозможно. Ведь он адекватный человек и прекрасно понимает, что несет ответственность не только за себя, а еще за жену и страну, находящуюся в центре допингового скандала.
Поэтому сейчас активно рассматривается версия о "допинг-терроризме", а, говоря иначе, – о подставе. Кто-то подмешал Крушельницкому запрещенный препарат. Александр сдавал целый ряд проб до Олимпиады и был чист. Концентрация мельдония в его положительной пробе указывает на однократный прием препарата, что, по сути, бессмысленно (эффект достигается только при курсовом применении).
Федерация начала свое расследование, запросила данные с камер видеонаблюдения, установленных в олимпийской деревне, а также на объектах в Японии, где российская пара проводила предолимпийские сборы.
Сегодня дело Крушельницкого должно было разбираться в Спортивном арбитражном суде (CAS), но сам Александр от проведения слушаний отказался, чтобы сохранить нервы. Все равно отстоять медаль шансов не было никаких. Сегодня же ее и отобрали. Скоро будет объявлено и о дисквалификации. Какой будет срок – пока неизвестно.
Шансы вернуть медаль есть, но это будет сделать очень сложно. Для этого ФКР должна найти неопровержимые доказательства подставы – в идеале – запись с камер, а также сдать виновника и т.д. На это уйдет много времени, но это сейчас не так важно».
Дело в флаге
Автор «Спорт-Экспресса» Олег Шамонаев объяснил, с чем связана покладистость Александра Крушельницкого — все дело в флаге России на церемонии открытия.
«Впереди еще два дня Игр – случиться может что угодно. Но до сих пор практически не было сообщений о публичных инцидентах, в которых оказались бы виновны россияне. За исключением истории с мельдонием у нашего керлингиста Александра Крушельницкого. Но и в той ужасной ситуации с положительным тестом на допинг наша делегация вела себя адекватно – уговорила спортсмена признать свою вину и согласиться с отъемом медали, и даже сами награды были аккуратно возвращены, что в подобных случаях случается далеко не всегда. Скандальные инциденты со срывом допинг-офицерами тренировок женской сборной России по хоккею и нашей звезды фигурного катания Алины Загитовой также не получили продолжения на официальном уровне».
Доказательств нет
Подтверждает эту версию и редакция портала Sport.24, отмечая что у российской стороны отсутствуют какие-либо доказательства невиновности спортсмена.
«Никогда еще наши спортсмены не отказывались от медалей так легко — они даже не дождались заседания Спортивного арбитражного суда (CAS), в котором 22 февраля должны были состояться слушания по ”делу Крушельницкого”, в двух допинг-пробах которого был обнаружен мельдоний. Это можно назвать игрой на опережение, ведь в четверг стало известно, что именно такое решение CAS и принял — признал российского спортсмена виновным в нарушении антидопинговых правил на Олимпиаде-2018 в Пхенчхане. Таким образом, результаты Крушельницкого и его партнерши будут аннулированы, и россияне автоматически лишаются бронзовой медали ОИ-2018. Дальнейшее разбирательство переходит под ответственность Всемирной федерации керлинга (WCF). Пока Крушельницкий временно отстранен от соревнований.
Глава ФКР Дмитрий Свищев признал, что у российской стороны нет доказательств своих версий попадания в организм керлингиста запрещенного препарата мельдония. Нет ни записей видеокамер, ни результатов проверки спортивного питания, ни результатов уголовного расследования. Поэтому — редкий случай — российская сторона отказалась от тактики упорного отрицания всех обвинений, выбрав путь сотрудничества со следствием. Как результат — возможно, нам дадут-таки пройти под российским флагом на церемонии закрытия Олимпиады».
Большая подстава
Автор блога «Под прицелом» Вячеслав Самбур оценивает шансы на возвращение медали как очень призрачные.
«Концентрация мельдония в пробе указывает на одноразовый прием – по сути, бессмысленный, так как препарат дает эффект только при курсовом применении. Когда именно мельдоний попал в организм? В любой день после 22 января, когда Крушельницкий сдал отрицательную пробу на предолимпийском сборе.
Спортсмен настаивает на том, что не принимал мельдоний ни намеренно, ни по случайности. Важнее всего выяснить, как именно запрещенный препарат попал в организм – а на это нужны время и большая работа.
У Крушельницкого есть версия, связанная с большой подставой: речь о том, что кто-то подбросил мельдоний. Кто именно – Александр не говорит публично, чтобы не спугнуть подозреваемых, но скажет в рамках расследования.
Срок дисквалификации пока не определен. Наша сторона рассчитывает и на относительно мягкое наказание (не 2-4 года, как бывает в подобных случаях, а меньше), и даже на возвращение медали через полноценные слушания в CAS.
Но идти в суд надо с реальной доказательной базой, подтверждающей невиновность спортсмена: записями видеокамер, экспертизой питания, возможно, чьими-то показаниями etc. Причем они должны однозначно установить, как и из-за кого мельдоний попал в организм Крушельницкого – тогда, по крайней мере, наказание могут смягчить. Шансы вернуть медаль призрачны».
Уникальность Крушельницкого
Корреспондент «Спорта День за Днем» Олег Евстифеев отмечает, что раньше случаев допинга в керлинге зафиксировано не было.
« — Сложно предположить, какой срок дисквалификации грозит Крушельницкому, — заявил первый президент Федерации керлинга России, заслуженный тренер России Константин Задворнов. — Свое слово должна сказать Всемирная федерация керлинга (WCF). Дело в том, что этот инцидент — уникальный. Подобных допинговых скандалов в истории керлинга не было. Так уж выходит, что с нами, россиянами, вечно что-то случается впервые в истории.
До последнего времени тихий мир керлинга до такой степени не знал бед и громких скандалов, что сохранил понятие "дух керлинга" — принципы честной игры, соблюдаемые спортсменами. Атлеты серьезно относятся к ледовому кодексу. "Я знаю россиян по многим турнирам. Они хорошие ребята. Надеюсь, что у Александра дух керлинга внутри, как и у всех нас", — сказал американский керлер Джон Шустер, когда скандал с мельдонием Крушельницкого начал разворачиваться.
Сейчас дух керлинга переживает невиданное испытание. Напомним, Федерация керлинга России и сам Крушельницкий настаивают на том, что спортсмен не употреблял мельдоний намеренно и осознанно. Запланировано масштабное расследование того, как запрещенный препарат попал в организм участника Олимпийских игр-2018».
Ждем уголовного дела?
Автор «Спорт-Экспресса» Олег Шамонаев рассказал, что ждет дальше фигурантов мельдониевого скандала.
«Что же будет дальше? Сезон для дуэта Крушельницкий/Брызгалова точно завершен, хотя Анастасия, лишившись медали, формально сохраняет право выступать с другим партнером или в составе "классических четверок" – однополых или смешанных. Решение о сроке дисквалификации может быть принято в конце весны или летом.
Длительность наказания сильно зависит от предъявленных доказательств, но в самом худшем случае оно навряд ли превысит два года – слишком уж очевидно, что одна-две таблетки мельдония не дают в керлинге никакого спортивного преимущества. В лучшем случае Александру зачтут за наказание перерыв в карьере с момента Олимпиады и до заседания дисциплинарной комиссии, и позволят вернуться на ледовую дорожку с начала будущего сезона – осенью 2018 года.
Весомость аргументов в защиту сильно зависит от работы комиссии по расследованию, созданной в федерации керлинга России. Комиссию возглавляет член исполкома ФКР Юрий Андрианов – один из основоположников керлинга в нашей стране. Но при этом понятно, что федерация – это общественная организация, и у нее нет таких серьезных полномочий, как у правоохранительных органов. Полноценно расследовать дело может только полиция или Следственный комитет РФ в рамках уголовного дела. Будет ли заведено это самое уголовное дело? Здесь все зависит от настойчивости главы ФКР Дмитрия Свищева, который также является депутатом Госдумы.
В любом случае, под серьезную статью подвести организаторов "диверсии" против Крушельницкого (если они существовали в реальности) будет очень тяжело. Перспективы уголовного дела – очень туманные, особенно если обвиняемые или свидетели окажутся за границей России».
Иголка в стоге сена
Член исполкома Федерации керлинга России Юрий Андрианов рассказал, что возглавил рабочую группу, перед которой стоит задача выяснить, как в организм Александра Крушельницкого попал запрещенный мельдоний.
«Как известно федерация уже обратилась в СК РФ. Рассчитываем, что компетентные органы помогут нам разобраться в этой ситуации. Внутри федерации уже создана рабочая группа, которая соберет первичные материалы и окажет содействие представителям правоохранительных органов. Таким образом мы хотим разобраться в ситуации или установить факт умышленного попадания запрещенного вещества в организм спортсмена.
Наша группа уже начала собирать необходимые материалы. И сейчас мы ждем возвращения нашей делегации в Россию, чтобы опросить и их. Надеемся, что они поделятся своими вариантами происшедшего. Но больше всего мы рассчитываем на расследование компетентных органов. Надеюсь, СК откликнется на нашу просьбу и поможет нам квалифицированно провести все эти процедуры.
Кроме того, мы уже устно обратились в МОК и ВАДА, в ближайшее время обратимся к ним письменно. Рассчитываем, что они будут содействовать в установлении всех деталей. Учитываем, что это все случилось не на территории России, а в Корее или Японии (там Александр Крушельницкий проводил предолимпийский сбор). Для установления всех деталей нам понадобятся видеоматериалы с камер наблюдения, которые расположены в местах проживания, приема пищи и территорий рядом с раздевалками. Надеемся с их помощью выяснить, имели ли доступ к этим местам третьи лица.
Задача перед нами стоит сложная. Как говорил производитель мельдония, речь идет о мелком кристаллике этого вещества, которое оставило след в организме спортсмена. Так что сами понимаете, что нам всем вместе предстоит искать иголку в стоге сена. Но тем не менее мы будем этим заниматься, чтобы восстановить истину, доброе имя спортсмена и всей команды».