Виктория Синицина/Никита Кацалапов и Александра Степанова/Иван Букин никогда не соперничали друг с другом на равных (первые почти всегда побеждали с разгромом), но на международных соревнованиях как самостоятельные боевые единицы смотрелись более чем уверенно, хоть и с разными турнирными задачами. Если Синицина/Кацалапов претендовали на золото, то Степанова/Букин — на попадание в тройку.
Кульминацией этой мини-эпохи шаткого абсолюта стал командный турнир на Олимпиаде в Пекине, где наша сборная практически не имела слабых мест. Условно таковым можно было считать Марка Кондратюка, да и то только из-за общего запредельно высокого уровня коллектива. Де-факто же Кондратюк своей стабильностью и психологической устойчивостью привел к тому, что Синицина/Кацалапов в командном турнире катались уже практически в свое удовольствие и на медальные расклады влияли разве что косвенно.
И все ж таки наши танцы на льду были, с ними нельзя было не считаться даже признанным мировым лидерам. Казалось, что это надолго. А потом — межсезонье, отстранение российского спорта… Вдруг резко выяснилось, что Синицина/Кацалапов и Степанова/Букин — фигуристы уже достаточно опытные — на одних только внутренних турнирах кататься не готовы.
Официально оба дуэта взяли паузу, но современная практика показывает, что это отложенное завершение карьеры. Сейчас Виктория и Никита выступают в ледовых шоу и занимаются построением личного бренда, а Александра Степанова, по слухам, ждет ребенка и в ближайшее время на лед не вернется.
У специалистов были зыбкие надежды на нашу третью олимпийскую пару — молодых Диану Дэвис/Глеба Смолкина. Оба — трудолюбивые, в меру талантливые и достаточно статусные в фигурной среде за счет звездных родителей. Глеб — сын актера театра и кино Бориса Смолкина, прославившегося по роли дворецкого в сериале «Моя прекрасная няня», а мамой Дианы приходится лучший тренер фигурного катания в современной истории России Этери Тутберидзе.
Однако события последних нескольких месяцев показывают, что за Россию Диана с Глебом выступать не очень хотят. Были слухи, что они хотят сменить спортивное гражданство на американское — на них сперва последовали вялые опровержения от самих ребят, а затем, спустя несколько нелепых снятий с национальных турниров, признание в интервью от Глеба, что на внутренних соревнованиях они кататься желанием не горят, и главное для них — выступать. Глеб назвал этот ответ «максимально честным», и из него можно сделать вывод, что «слухи» все-таки были не слухами.
В отсутствие трех самых сильных дуэтов, казалось бы, должна открыться дорога для менее статусных пар, но вот незадача — отбор на Олимпиаду (проходивший, надо сказать, в атмосфере подковерных игр и недомолвок в отношении Дэвис/Смолкина, которых обвиняли в нечестных оценках и «блате») разбил сразу несколько перспективных дуэтов, отправив на пенсию часть из них и пересобрав в другие пары остальных. Ушли и опытные ветераны, такие как Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро — официально тоже «на паузу», но мы-то с вами все понимаем.
Крупицы разнесенных вдребезги олимпийской гонкой дуэтов сформировали новые, причем некоторые из них вышли весьма перспективными. Например, Дэвид Нарижный, раньше танцевавший с Елизаветой Шанаевой и даже бравший с ней бронзу юниорского чемпионата мира, встал в пару с Аннабель Морозов — партнершей видной, профессиональной и статусной (дочь одного из самых известных хореографов мира Николая Морозова).
Ну чем не новый лидер сборной? И, вроде, судьи готовы были сделать их таковыми, исходя из высоких оценок на Гран-при России, но за несколько недель до чемпионата страны появляется новость, что дуэт распался. По причине того, что Дэвид не хотел лететь на подготовку в США, что очень не понравилось его партнерше.
Окей, но на этом же список не заканчивается, так? Отчасти — да. Есть у нас уже относительно опытные (катаются вместе один сезон) Елизавета Худайбердиева/Егор Базин — качественный, красивый дуэт с хорошими программами. Настолько хорошими, что в нынешнем сезоне судьи так преисполнились, что стали ставить им оценки на уровне — наберите воздуха в грудь — легендарных французов, неоднократных мировых рекордсменов и по совместительству олимпийских чемпионов Пекина Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона.
Напоминаем, что на ту пекинскую Олимпиаду Елизавета и Егор вообще не попали — проиграли место в сборной Дэвис/Смолкину, чем были очень недовольны. Очевидно, тоже, как и многие, считали, что им завышают баллы. А потом — вот, пожалуйста. Правда, справедливости ради хочется отметить, что в олимпийский сезон Дэвис/Смолкин не допустили на соревнованиях ни единой видимой дилетантскому взгляду ошибки, а Худайбердиева/Базин в сезоне текущем падают на каждом соревновании, получая при этом баллы, близкие к мировым рекордам!
Очевидно, федерация делает на них ставку, несмотря даже на катастрофический уровень выступлений. Для понимания — в танцах на льду падать не то что не принято — это вообще очень редкое зрелище. По пальцам одной руки можно пересчитать все случаи падения у всех топовых пар за последние лет 5, а у Елизаветы с Егором их уже четыре за несколько стартов одного сезона.
То ли это происходит от завышенных ожиданий, то ли ребята просто не набрали еще оптимальную форму, но если так пойдет и дальше, последствия у нас будут катастрофические. Ведь когда настанет необходимость возвращать квоты на чемпионаты мира и Олимпиады, отобранные у российской сборной из-за санкций, Худайбердиевой/Базину придется делать это в одиночку. И как-то справляться с нервами, которые, очевидно, сдают уже на уровне локальных водокачек.
В качестве альтернативы им могут выступить два наших чрезвычайно талантливых дуэта, вышедших во взрослые соревнования в этом сезоне. Ирина Хавронина/Дарио Чиризано по уровню владения коньком и технической оснащенности — однозначные претенденты на мировой топ, причем уже сейчас.
А Василиса Кагановская/Валерий Ангелопол сочетают в себе лучшие черты главных законодателей мод в танцах на льду последнего времени, приправляют это все харизмой и хореографической подготовкой. На выходе получается что-то вроде их произвольного танца этого сезона, который многими специалистами признается «новаторским». В танцах — чрезвычайно архаичной дисциплине, где, как говорится, все уже придумано до нас, это все равно что выиграть «Оскар» за главную роль.
Главный недостаток обоих — они пока еще очень молоды. И соревноваться они вынуждены внутри своей страны, томясь в собственном соку. Пока юные таланты из других стран ездят по миру, смотрят на фишки и находки соперников (довольно сильных, надо сказать, учитывая очень высокий уровень танцев на льду в той же Северной Америке) воочию, у нас идет Гран-при России, где с трудом набирается заявка из четырех пар, причем как минимум две из них едут явными статистами.
Прогрессировать в таких условиях можно только за счет невероятного самообладания и самодисциплины — и этот сезон покажет, готовы ли к такому наши бывшие юниоры. Если нет — тогда у нас все совсем печально. Уже на чемпионате России в Красноярске мы получим ответ на этот вопрос.