Подобный формат обкатывался в течение двух лет на Кубке Первого канала, где соревнования по прыжкам были чем-то вроде аперитива перед командным турниром, так что время выработать более-менее понятный регламент у федерации все-таки было. В этом году прыжки выделили в отдельный ивент со всем вытекающим — только и всего.
Из заметных нововведений — явный крен в сторону шоу-составляющей. Жеребьевку турнира сделали открытой для болельщиков, после нее фигуристы дарили им подарки, а ведущими церемонии вместо надоевших всем официальных лиц вроде судей и глав федераций выступили Алина Загитова, Максим Траньков и автор «Вечернего Урганта» Константин Анисимов.
Получилось смешанно, в духе эстетики корпоративов. Неловкие шутки — порой с пошлым уклоном, затянутость и лишний пафос перемежались с действительно классными идеями вроде вопросов тренерам и фигуристам из зала и качественной телекартинкой. Очевидно, топовое шоу у нас научились показывать, но вот вести — пока увы.
На самом деле уход из угрюмого спорта в шоу — это даже хорошо. Нашей фигурке, погрязшей в праведной борьбе «с самими собой» и скрепленной узами кодекса этики, отчаянно не хватало безудержного аттракциона.
Для этого у нее было все, но два ограничительных фактора все портили: отсутствие подходящего формата соревнований и нога федерации на педали тормоза, мешающая любой мало-мальски яркой околоспортивной активности фигуристов.
На прыжковом чемпионате и то, и другое убрали. И лед тут же тронулся.
Шоу побеждают соревнования
Превосходство шоу-формата над чисто соревновательным показывают посещаемость и общий зрительский интерес к чемпионату по прыжкам и серии Гран-при России, прошедшей ранее осенью.
Последнюю смотрели нехотя, есть большие сомнения, что формат с минимальным количеством нововведений и практически полным отсутствием продвижения останется жизнеспособным на длительной дистанции. Широкому зрителю, не погруженному в тонкости спорта, такое точно не нужно.
В противовес Гран-при, федерации и Первому каналу удалось сделать яркое (пусть и местами с перегибами) развлекалово на прыжковом чемпионате. Помимо конферанса, к которому на соревнованиях подключился звездный ведущий Дмитрий Хрусталев, внедрили и красочное визуальное оформление и даже рекламные баннеры.
Отдельной похвалы заслуживают плакаты команд-участниц турнира, вывешенные даже на фасаде санкт-петербургского дворца «Юбилейный», где и проходили соревнования.
Кстати, о командах. Финальная часть турнира была поделена на две составляющие — командные соревнования и отдельные турниры в мужском и женском одиночном катании.
Команд было три, их капитанами были Евгений Плющенко («белые»: Софья Муравьева, Софья Титова, Вероника Жилина, Макар Игнатов, Никита Сарновский, Пётр Гуменник, Анастасия Мишина/Александр Галлямов), Алексей Мишин («синие»: Михаил Коляда, Елизавета Туктамышева, Глеб Лутфуллин, Александр Самарин, Софья Самоделкина, Евгений Семененко, Александра Бойкова/Дмитрий Козловский) и Этери Тутберидзе («красные»: Камила Валиева, Алиса Двоеглазова, Дмитрий Алиев, Софья Акатьева, Андрей Мозалев, Арсений Федотов, Евгения Тарасова/Владимир Морозов).
Состав формировался двумя путями — за основу брались ученики тренера-капитана, а остальные добавлялись посредством жеребьевки. Наименьшее количество представителей чужих тренерских штабов оказалось у Тутберидзе — лишь Дмитрий Алиев и Андрей Мозалев занимаются под руководством других наставников.
Впрочем, повлиять на турнирные расклады это никак не помогло. По усредненным возможностям коллектив Плющенко действительно получился значительно сильнее соперников, а джокеры в лице прекрасно проведшего весь турнир Петра Гуменника и женской части коллектива не оставили шансов конкурентам.
Теоретические шансы отыграться имел Мишин, но в его команде и Бойкова/Козловский, и Елизавета Туктамышева шли на риск (первые — на четверные подкрутки и выбросы, вторая — на четверной тулуп), который в итоге не оправдался.
Победы с одним элементом — это нормально?
После командного турнира сразу шли личные, и здесь есть одна серьезная проблема — регламент. Тот самый, на разработку которого у организаторов было без малого два года. Согласно нему фигуристы могли идти по турнирной сетке, исполняя один и тот же прыжок раз за разом, и в итоге именно такие спортсмены и добились самых высоких результатов.
Для сравнения, владеющая тремя видами ультра-си Вероника Жилина выбыла на стадии 1/8 финала, имеющая аналогичный прыжковый набор Софья Акатьева — в 1/4. А в финале бились Камила Валиева и Софья Муравьева — одна весь турнир прыгала один четверной тулуп, а вторая — тройной аксель. За счет большей стоимости своего прыжка Валиева одержала победу.
У мужчин ситуация повторилась. В финале за главный приз боролись мультиквадист Гуменник, пробовавший по ходу чемпионата и сальхов, и флип, и лутц, мегатехничный Лутфуллин и ученик Светланы Соколовской Григорий Федоров.
Последний и на этапе квалификации, и в финальном раунде прыгал один лишь четверной лутц (второй по дороговизне квад после акселя), причем с явными недочетами, но именно он в результате увез из Санкт-Петербурга главный приз.
Очевидно, федерации и Первому каналу следует задуматься о внедрении правила на запрет повторов одинаковых элементов, чтобы у фигуристов, владеющих различными видами ультра-си, была возможность их продемонстрировать.
Есть уверенность, что мы увидим нечто подобное в следующих розыгрышах турнира. Ведь он, очевидно, уже прижился.