Неприятный доклад
Новый отчет Всемирного антидопингового агентства по поводу России вышел за два дня до того, как Международная ассоциация легкоатлетических федераций должна принять решение относительно членства Всероссийской федерации легкой атлетики.
Очевидно, что для положительного для всех нас итога нам стоило ждать хороших вестей от WADA. Однако вышло совсем наоборот. Всемирное антидопинговое агентство продолжает настаивать, что в России принимают запрещенные препараты, еще и препятствуют работе специальных антидопинговых служб.
Как говорится в докладе, с 15 февраля по 29 мая 2016 года было проведено в общей сложности 455 допинг-тестов российских спортсменов. При этом 73 теста не удалось провести из-за недоступности спортсменов. В 736 случаях запроса тестов их не удалось провести по различным причинам.
Допинг был обнаружен в 52 пробах, 49 из которых показали наличие мельдония, 1 – мельдония и туаминогептана, 1 – станозола, 1 – нандролона.
WADA описывает случаи, в которых различные российские спортсмены шли на ухищрения, чтобы избежать допинг-контроля и обмануть офицеров допинг-контроля. Некоторые из них убегали из смешанной зоны сразу после соревнований, другие покидали пределы стадиона прямо во время забегов, после чего никто не мог подтвердить их местоположение.
Особое внимание в докладе обращено на спортсменку, которая пыталась пройти допинг-тест, используя «вставленный в ее тело» контейнер, предположительно содержащий чистую мочу. Однако жидкость из контейнера вытекла на пол, а не в пробирку, после чего она попыталась подкупить сотрудника лаборатории. В итоге в ее пробе было обнаружено запрещенное вещество.
Согласно документу, сотрудники лаборатории подвергались запугиванию со стороны вооруженных агентов федеральной безопасности. Дело в том, что некоторые национальные чемпионаты по олимпийским видам спорта проводились в городах с ограниченным доступом из-за продолжающихся гражданских конфликтов, что привело к невозможности провести полноценные тесты.
В результате этого сотрудники WADA не попали на национальные чемпионаты по тяжелой атлетике и греко-римской борьбе. В отдельных случаях специалистам из лаборатории и вовсе не сообщали место проведения соревнований.
Обвинения The New York Times
В тот же день, когда был опубликован новый доклад WADA, американская газета The New York Times вышла с материалом, в котором рассказывается об игнорировании Всемирным антидопинговым агентством допинговых проблем России.
В статье говорится, что еще в декабре 2012 года, метательница диска Дарья Пищальникова, завоевавшая на Олимпийских играх в Лондоне серебряную медаль, направила агентству электронное письмо, в котором заявила о систематическом употреблении допинга в ее стране.
Пищальникова предложила свое сотрудничество, но руководство WADA не начало расследования и направило письмо спортсменки тем людям, которых она обвиняла.
Позже некоторые чиновники WADA оправдывались, отрицая свою нелегитимную связь с Россией. Они утверждали, что их полномочия по борьбе с допингом до последнего времени были слишком ограничены ввиду плохого финансирования.
Однако многие официальные лица и спортсмены выразили недоверие руководству агентства, которое, по их мнению, несет полную ответственность за обеспечение справедливой конкуренции в спорте.
«WADA распространяет данные о систематическом допинге в России как сенсационные новости, однако они таковыми не являются. Все мы знали про россиян. Я неоднократно выражал беспокойства по поводу России. Однако каждый раз в WADA побеждал конфликт интересов», — утверждает бывший уполномоченный Международного олимпийского комитета Арне Льюнгквист.
Также газета The New York Times взяла интервью у бывшего работника российской антидопинговой лаборатории РУСАДА Виталия Степанова. По его словам, в WADA многие знали о том, что в России систематически применяют допинг.
«Мне еще тогда говорили, что WADA не борется с допингом, а преследует политические цели. Когда я в 2010 году тайно встретился с представителями агентства и рассказал им о наших проблемах, то их ответ был следующим: "Что мы можем поделать?".
Я работал в российском антидопинговом агентстве, которое помогало атлетам принимать запрещенные препараты. Я писал WADA все, что знаю, но ничего не происходило», — утверждает Степанов.
Что будет дальше?
Международная ассоциация легкоатлетических федераций соберется в пятницу, 17 июня, в Вене, чтобы обсудить вопрос о том, как движется борьба с допингом в России и что для этого сделали местные власти. После этого будет принято окончательное решение о допуске российских легкоатлетов на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро.
Министр спорта РФ Виталий Мутко смотрит на предстоящее событие с позитивом, поскольку уверен, что Россия выполнила все условия для восстановления своего членства в IAAF.