Неожиданный поворот в этом деле случился 13 апреля, когда Всемирное антидопинговое агентство (WADA) опубликовало заявление, из которого стало ясно, что многим, в чьей крови был найден запрещенный препарат, скорее всего, удастся избежать дисквалификации.
WADA вдруг решило, что содержание менее 1 микрограмма мельдония в допинг-пробе спортсмена, сданной до 1 марта 2016 года, является допустимым показателем. Только представьте, какие эмоции вчера испытали Мария Шарапова, Юлия Ефимова, Павел Кулижников и остальные россияне, которым почти бесполезная «аскорбинка», как у нас еще любят называть мельдоний, едва не сломала карьеру.
И что важно, решение по поводу временной дисквалификации спортсменов остается за международной федерацией каждого вида спорта, если концентрация вещества в допинг-пробе, взятой до 1 марта текущего года, составляет от 1 до 15 мкг, или если в пробе, полученной после 1 марта, концентрация составляет менее 1 мкг. Более тяжелые случаи останутся на рассмотрении у WADA.
Это почти победа. WADA частично признала свою ошибку – мельдоний не был тщательно исследован перед внесением в список запрещенных препаратов.
LiveSport.Ru узнал, что по этому поводу думают спортивные СМИ.
Уникальный случай
От WADA ждали чего угодно, но только не этого. Теперь российские спортсмены будут оправданы, более того, а агентству, возможно, еще придется приносить извинения.
«Хотя случай, когда ВАДА столь решительно корректирует собственное решение, конечно, уникальный. Первым делом он подтверждает, что исследования мельдония как минимум серьёзно запоздали. Нужно было начать с изучения сроков выведения препарата, тем самым обеспечив спортсменам сохранение нервных клеток, а себе – репутацию. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Второе – количество положительных проб, уже перевалившее за сотню, ошеломило самого допингового регулятора. Кстати, именно это и позволило агентству провести исследования и вычислить ту самую норму в районе 15 микрограмм. Попадись пара-тройка спортсменов, выборку бы составить не удалось.
Третье – вопрос концентрации вещества крайне важен для всех. В своё время адвокат знаменитого велогонщика Альберто Контадора выиграл дело о допинге, доказав, что кленбутерол попал в организм его клиента случайно вместе с говяжьим бифштексом, так как это вещество используется при выкармливании скота. К сильному адвокату сразу же после опубликования результата пробы обратилась фигуристка Екатерина Боброва. Разумеется, выбранными цифрами содержания мельдония ВАДА страхует себя от многочисленных судебных исков спортсменов, которые с очень большой вероятностью будут агентством проиграны.
Наконец, не стоит забывать и о важной роли спонсоров, у которых доллар и евро – всему голова. Не знаю, какую рыбу рассчитывали выловить борцы с допингом, закрывая доступ к милдронату, но едва ли не первой в сети попалась огромная акула, а за ней – ряд отличных осетров, имеющих не один рекламный контракт. Компании, решившие стать официальными партнёрами дисквалифицированного спортсмена, на его пропуске крупнейших стартов теряют огромные деньги. И если с какими-нибудь анаболиками всё понятно – разрыв всех соглашений и бан на несколько лет, то по мельдонию совершенно иной случай. Увидев, в каком замешательстве находится само ВАДА, солидные спонсоры вполне могли надавить на агентство с целью как можно скорейшего рассмотрения вопроса. Понятно, в чью пользу», — пишет обозреватель «Чемпионат.com» Денис Козлов.
WADA не отстанет от России
Несмотря на то, что на этот раз ошибка была допущена антидопинговым агентством, на имидже российского спорта это вряд ли как-то скажется.
«Сага с милдронатом и все, что было сказано вокруг этой истории, явно не разрядили и без того напряженные отношения между Россией и ВАДА. Наивно полагать, что теперь Всемирное агентство "подожмет хвост" и станет закрывать глаза на наши недочеты в области борьбы с допингом. Наоборот, ВАДА получило дополнительный стимул доказать, что милдронат — это частности, а в целом в вопросе борьбы с допингом в России не все в порядке.
Невнятная реакция наших медицинских и научных кругов на скандал с милдронатом показала — у нас существуют огромные проблемы как с информационным обеспечением борьбы с допингом, так и с медицинским сопровождением спортсменов. О чем можно вообще говорить, если препарат с плохо изученными свойствами на поверку оказался столь распространен в нашем спорте. Даже если отбросить допинговые мотивы, непонятно, как можно задействовать в таких масштабах лекарство, основываясь на одной лишь инструкции и на личных ощущениях врачей? И где гарантия, что в разрешенном наборе препаратов, который сейчас получают наши атлеты, не содержатся какие-нибудь таблетки, которые завтра будут запрещены ВАДА, и потом не выведутся из организмов спортсменов до глубокой старости?», — задается вопросом в своей статье автор «Спорт-Экспресса» Олег Шамонаев.
Спасут не всех
Не исключено, что некоторым спортсменам все же не удастся избежать дисквалификации.
«За всеми цифрами и датами из пресс-релиза ВАДА сложно рассмотреть главное: кого из отстраненных российских спортсменов все-таки удастся спасти. Цифры концентрации препарата – не та информация, которую выкладывают в открытый доступ.
Тем не менее, например, президент Союза конькобежцев России Алексей Кравцов уже выступил с заявлением, что его спортсмены – Павел Кулижников, Семен Елистратов и Екатерина Константинова — должны избежать дисквалификации. Учитывая более раннее утверждение Кравцова, что милдронат его спортсменам якобы подсыпали, возникает вопрос: неужели недоброжелатели ошиблись с концентрацией?
Видимо, будет оправдан теперь волейболист Александр Маркин – по данным Всероссийской федерации волейбола, в его анализе было обнаружено всего 300 нанограммов мельдония, и фигуристка Екатерина Боброва.
Видимо, теперь решения по текущим "милдронатным" делам посыпятся одно за другим. И будут они разными в каждом конкретном случае, в зависимости от концентрации и даты взятия пробы. Никакого немедленного оправдания всех или трехмесячного карантина, как требовали от ВАДА, не последовало», — отмечает журналистка «Спорт-Экспресса» Наталья Марьянчик.
Станет ли WADA применять к себе санкции?
«Если WADA позиционирует себя как организация, которая святее Папы Римского – то, по всей земной логике, она обязана и к самой себе проявлять, в случае прегрешений, не меньшую жесткость, чем та, с какой караются спортсмены.
И потом неизбежен вопрос: как эта строгих правил организация будет выходить из создавшегося неловкого положения – когда она, судя по всему, не вникнув с этим мельдонием в суть, сильно напортачила?
Как это будет? WADA втихомолку простит себе случившийся просчет? Или извинится перед безвинно пострадавшими спортсменами?А ведь некоторые из них в процессе отстранения понесли не только моральный, но и ощутимый материальный ущерб. Точнее это называется – упущенная выгода.
Стараюсь – чтобы остаться в тренде – проявлять сдержанность. Но одно скажу: от того как WADA поведет себя в сложившейся ситуации, будет зависеть и степень дальнейшего нашего к нему доверия», — резюмирует обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев.
Бездушное агентство
«Международное антидопинговое агентство в очередной раз потрясло меня своим цинизмом и бездушным отношением к судьбам спортсменов. Еще недавно наших атлетов дисквалифицировали пачками или точнее – десятками. Еще на днях Россию официально обвиняли самой "грязной" (в отношении применения допинга) страной. Еще неделю назад сразу несколько наших сборных срочно меняли состав перед ответственными турнирами…
По-моему, господа из WADA должны не просто извиниться перед теми, кого бессовестно оболгали. Извинений тут мало.
Мельдоний должен быть исключен из списка запрещенных препаратов вплоть до того момента, когда все необходимые научно-исследовательские мероприятия по нему будут закончены. И конкретно установлены сроки (если это вообще возможно) его выведения из организма человека.
Иначе WADA превратится в бейсбольную биту в руках у шпаны, которая может обрушиться на кого угодно. Случай с мельдонием уже показал – любой препарат, используемый профессиональными спортсменами можно объявить допингом», — сокрушается еще один обозреватель «Советского спорта» Дмитрий Пономаренко.