Эпидемия
Ситуация развивалась как в фильме ужасов про заражение человечества неизвестным вирусом.
Когда первой жертвой милдроната стала фигуристка Екатерина Боброва, этому не придали особого значения, хотя к тому времени в роли «нулевых пациентов» выступили украинские биатлонисты Артем Тищенко и Ольга Абрамова.
Российские спортивные чиновники еще только похохатывали: «Ну какой допинг в фигурном катании? О чем вы? Случайность», а звездная теннисистка Мария Шарапова в траурном облачении выходила под камеры журналистов на спешно созванной в лос-анджелесском отеле пресс-конференции.
После камин-аута Шараповой о положительной допинг-пробе, о лекарстве «милдронат» узнали все — как далекие от фармакологии, так далекие и от спорта. А эпидемия только начала набирать обороты, забирая в день уже по несколько жертв.
Конькобежец Павел Кулижников, шорт-трекисты Семен Елистратов и Екатерина Константинова, волейболист Александр Маркин, регбисты Михальцовы, биатлонист Эдуард Латыпов — чемпионы Европы и мира, олимпийские чемпионы, надежды сборных России.
И неизвестно, сколько еще падет их в эту бездну. Пресс-служба WADA каждый день рапортует о неуклонно растущем количестве положительных проб на мельдоний и о том, сколько из них принадлежит российским атлетам — остается лишь гадать.
Происки Обамы
Основных реакций на милдронатовую катастрофу у российских спортсменов, тренеров и чиновников было две. Первая — «это происки врагов». Начал раскручивать эту карту еще тренер Александр Жулин, работающий с фигуристкой Бобровой, который сходу заявил: «Это продолжение санкций!».
Вслед за ним подхватили теорию о том, что «русских людей обижают» все, вплоть до министра иностранных дел Лаврова и пресс-секретаря МИДа Захаровой, которые привычно начали клеймить происки Обамы.
Для начала нужно отметить, что милдронатовая история началась не с российских атлетов, а с украинских биатлонистов, эфиопского бегуна Эндешоу Негессе и шведской бегуньи эфиопского происхождения Абеба Арегави.
Да и потом ловили на запрещенном препарате не только россиян — на сегодняшний день у WADA без малого 100 положительных проб и, разумеется, не все они российские.
Уже попались на милдронате несколько грузинских борцов, в том числе и олимпийские медалисты.
В 2015 году немецкие ученые из Высшей спортивной школы города Кельна (официальной лицензированной лаборатории WADA) провели исследование милдроната и пришли к выводу, что он схож по своему воздействию на организм с триметазидином, который находится в списке запрещенных препаратов уже с 2014 года.
Оба препарата повышают выносливость спортсменов, позволяют быстрее восстанавливаться, защищают от стресса и активируют функции центральной нервной системы. При этом, милдронат активно и систематически применялся спортсменами Восточной Европы, а россияне, по признанию Евгения Плющенко, ели его как аскорбинки.
Так что наши заокеанские партнеры действительно приложили руку к запрещению препарата, который активно применялся их восточноевропейскими соперниками. Но боролась ли Россия против этого? Пыталась ли отстоять милый сердцу мельдоний? Нет.
Если верить главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову, обладающему массой инсайдерской информации, российские представители солидарно со всеми голосовали за внесение препарата в список запрещенных. Так стоит ли на Обаму пенять…
Аскорбинки
Вторая реакция на милдронатовый скандал у российской спортивной общественности: «да это же не допинг».
Создатель препарата Ивар Калвиньш винит во всем происки зарубежных конкурентов и предрекает, что без милдроната спортсмены начнут умирать пачками (не объясняя, почему мор не начался за океаном, где милдронат незнаком).
Министр спорта Виталий Мутко, напротив, рассказывает, что препарат это никчемный и никакого толка от него нет.
Доигровщик сборной России по волейболу Александр Маркин вторит ему, рассказывая, что настойка элеутерококка и то дает больше пользы, чем милдронат.
Олимпийская чемпионка Елена Исинбаева травит байки о своей бабушке, которой милдронат не прибавил сил и выносливости.
Только это все неважно. Неважно, вредный или полезный милдронтат, справедливо он внесен в список запрещенных препаратов, или нет. Он внесен туда. И точка. И пока он находится там, применять его нельзя.
Можно вести юридические споры с WADA, требуя исключения препарата из списка запрещенных, приводить свои доводы и доказательства, но пока WADA не согласится с ними и официально не исключит милдронат из черного списка, он должен быть исключен из фармакологических программ в России.
Рабы привычки
Почему же этого не случилось, ведь времени было достаточно? О том, что препарат будет запрещен, было сообщено еще в сентябре, и начальник управления организации спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Юлия Мирошникова заявила, что ведомство отреагировало, как положено.
Ну, помните шутку, про то что «строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения». Начиная с правил дорожного движения и кончая поеданием допинга.
Лучшей иллюстрацией служит то, что футбольный клуб «Ростов» закупал милдронат уже после вердикта о его будущем запрете — в середине декабря, за пару недель до официального введения запрета на препарат.
Да что там, Федерация хоккея с мячом России на днях опубликовала заявление, в котором сообщает, что спортсмены до сих пор продолжают покупать милдронат, несмотря на его официальный запрет. Это уже не разгильдяйство, на язык просятся куда более крепкие слова.
Уже не раз и не два российские спортсмены демонстрировали инфантильность, во всем полагаясь на пичкающих их неизвестными таблетками командных врачей и тренеров — вспомните бромонтановый скандал.
Как справедливо говорит выдающаяся в прошлом фристайлистка и призер Олимпийских игр Елизавета Кожевникова, это издержки системы российского спорта.
Доказать, что врач, тренер, менеджер или родственник выписывает, тайно колет или заставляет атлета принимать допинг — практически невозможно, заявила глава ФМБА Юлия Мирошникова.
За последние годы в России было порядка 10 дисквалификаций такого рода, но административных наказаний по решению суда было всего два. Мало какой спортсмен решается показывать на врача или тренера, который дал ему допинг.
Но даже на этом фоне абсолютно дикими выглядят высказывания президента Союза конькобежцев России (СКР) Алексея Кравцова о том, что попавшимся на допинге лидерам сборных Елистратову и Кулижникову запрещенные препараты могли подбрасывать в рацион партнеры по команде.
И сам шорт-трекист Семен Елистратов вторит главе федерации, рассказывая о тяжелой доле лидера и завистливых партнерах по команде, которые могли его подставить.
Прогнило что-то в конькобежном королевстве, где спортсмены готовы вредить партнерам по команде, зная, что для кого-то это может стать концом карьеры в 21 год.
Издержки репутации
Результатом последних допинговых скандалов стала еще более укрепившаяся репутация России как страны, где спортсмены регулярно принимают запрещенные препараты для достижения высоких результатов.
Можно спорить о том, насколько справедлива эта репутация, но нельзя не признать, что создавалась россиянами она давно и кропотливо. Наш спорт с периодичностью в пару лет раз за разом оказывался в центре допинговых скандалов.
Достаточно вспомнить олимпийских медалистов, лишенных званий. Солт-Лейк-Сити 2002: Лазутина, Данилова. Афины 2004: Коржаненко, Кривелёва, Перепечёнов. Турин 2006: Пылева, Лондон 2012: Зарипова, Пищальникова.
А ведь в нашем биатлоне были еще Ахатова, Юрьева, Ярошенко, Старых, Логинов.
Российские легкоатлеты попали под прицел еще в 2008 году, а дальше лишь накапливалось. Не забудем и академическую греблю, велоспорт, тяжелую атлетику.
Выход из пике
Можно ли как-то исправить положение? Сделать это будет очень и очень сложно, но нет ничего невозможного. Как это делается, показала все та же Мария Шарапова, чья пиар-команда (в отличие от медицинской) сработала на отлично.
Когда вас ловят за руку, не надо кричать о происках врагов и завистников, о политической подоплеке преследования, о том, что «и не допинг это вовсе, а аскорбинка». Не стоит обвинять WADA в том, что она злокозненно подделывает пробы россиян.
Нужно громко и честно признавать свои ошибки, нужно сотрудничать со следствием, попутно пытаясь добиться снисхождения разумными аргументами.
Все это сделала Мария Шарапова и неудивительно, что российская теннисистка вызывает у мировой общественности куда больше сочувствия и симпатии, чем все остальные жертвы милдронатового дела.
И можно смело предполагать, что наказание ей будет определено куда более мягкое, чем остальным.
Берите пример с Шараповой, господа российские спортсмены. И, вот еще что.
Соблюдайте. Чертовы. Правила.