В начале ноября в легкой атлетике разгорелся грандиозный коррупционный скандал. Бывший президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) Ламин Диак задержан во Франции. Правоохранительные органы подозревают его в коррупции и отмывании денег. Следствие полагает, что сенегальский функционер мог получать деньги за сокрытие допинговых дел российских спортсменов.
Подробности скандала
Одними из первых о масштабной коррупции в IAAF заговорили европейские СМИ. Немецкий телеканал ARD и британский таблоид Sunday Times неоднократно публиковали расследования по этому поводу.
Таким образом стало известно, что российская бегунья Лилия Шобухова, уличенная в употреблении запрещенных препаратов, якобы заплатила 450 тысяч евро, чтобы избежать наказания и иметь возможность принять участие в Олимпийских играх 2012 года в Лондоне.
В итоге в апреле 2014 года Шобухову все-таки дисквалифицировали на два года из-за ненормальных показателей гематологического профиля биологического паспорта. По некоторым данным, спортсменка запросила возврата денег и получила часть средств через сингапурскую компанию, принадлежащую сыну Диака.
В то время сын Диака несколько раз встречался с главой ВФЛА Валентином Балахничевым. По официальной информации, встречи были организованы для обсуждения возможного подписания спонсорского контракта IAAF с российским банком ВТБ.
Однако после появления первой информации о возможной коррупции сын Диака, занимавший пост ответственного за маркетинг, ушел в отставку. Чуть позже Балахничев также покинул ВФЛА.
В январе Всемирное антидопинговое агентство (WADA) создало специальную комиссию по расследованию этого скандала, который мог стать причиной отставок нескольких функционеров.
Ожидается, что результаты расследования будут обнародованы уже в ближайшее время. Тем не менее, арест Диака произошел до этого.
Вместе с сенегальским функционером был задержан и его юрист Хабиб Сиссе. Вскоре их отпустили под залог, но запретили покидать территорию Франции.
Ламин Диак для Le FigaroБывший президент IAAFИнформация о том, что мы занимались сокрытием допинговых дел некоторых спортсменов, — абсолютная ложь.
Еще один арест
В то же время бывший глава антидопингового департамента IAAF Габриэль Долле, покинувший свой пост в декабре 2014 года, был взят под стражу в Ницце. Имя Долле, вероятно, упомянули представители Шобуховой, которые пошли на сотрудничество со следствием.
Долле подозревают в получении взятки в размере 200 тысяч евро за сокрытие допинговых дел российских спортсменов. Ему также предъявили обвинения, а затем выпустили под залог в размере 100 тысяч евро.
Шобуховой, кстати, ее сговорчивость пошла на пользу, так как WADA сократило дисквалификацию спортсменки на семь месяцев, подчеркнув ее важность в проведении расследования.
Ламин Диак для Le FigaroБывший президент IAAFВ последние годы российские спортсмены довольно часто сдают положительные допинг-пробы и отбывают дисквалификации. Речь идет не только о легкой атлетике, но и о других видах спорта. Так что об этом можно говорить смело. С другой стороны мы не можем сказать, что употребление допинга происходит систематически и организованно. Россия должна навести порядок у себя, и я думаю, что она это сделает.
IAAF готова к сотрудничеству
Нынешний президент IAAF Себастьян Коу подтвердил, что правоохранительные органы Франции ведут расследование и проводят проверки помещений организации. По его словам, он готов к сотрудничеству с полицией. При этом британец подчеркнул, что на данном этапе больше не будет давать комментариев.
В мире нет идеальной системы для задержания мошенников. Однако IAAF всегда была в авангарде антидопингового контроля. Наша организация в течение многих лет выделяет огромные деньги на борьбу с употреблением запрещенных препаратов. К сожалению, в последнее время этой борьбе не хватает независимости.Заявление IAAF
Мнение российской стороны
Министр спорта РФ Виталий Мутко уже успел отреагировать на скандал в легкой атлетике. Он считает, что к этому расследованию нужно отнестись спокойно.
Виталия Мутко для «Р-Спорт»Министр спорта РФНам уже это ничем не грозит. Нам уже все кругом грозит со всех сторон. Надо спокойно к этому относиться. Это будет продолжаться, потому что в каких-то видах спорта идут перемены. Это стало каким-то трендом: в футболе, в ФИФА, были перемены через уголовные дела. Пришел новый президент в легкую атлетику, дайте ему разобраться. В целом в легкой атлетике все проблемы знают. Накопился ворох проблем. Нам через это нужно просто пройти всем: и мировой легкой атлетике, и российской легкой атлетике. В ноябре будет завершена работа независимой комиссии (WADA), которую господин Ричард Паунд возглавляет. У нас работает мощная система борьбы с допингом! За этим стоит большая образовательная программа. Эту работу не видеть невозможно. Сейчас посмотрим, какие выводы сделает комиссия. Если они будут сделаны на основании физических лиц, то это нормально. У нас на рассмотрении все дела находятся.
И.о. президента ВФЛА
Вадим Зеличенок заявил, что его ведомство пока не получало никаких запросов по «делу Диака» ни от французской прокуратуры, ни от других органов.
Вадим Зеличенок для «Р-Спорт»И.о. президента ВФЛАЗа то время, пока я нахожусь на своей должности, в федерацию не приходило абсолютно никаких запросов по этому делу, ни от французов, ни от каких-либо других органов. Ни разу. ВФЛА пока никак в этом деле не затронута. Когда мы будем иметь достоверную информацию, тогда и будем реагировать на нее. Пока все, что было в прессе, только догадки — кто, что и как. Еще раз повторяю, за все те месяцы, что я исполняю обязанности, ко мне никто не обращался.
Не остался в стороне и
Валентин Балахничев, который уверен, что возникшая ситуация с допингом является одним из способов для очернения российского спорта.
Валентин Балахничев для «Р-Спорт»Бывший глава ВФЛАКак показывает опыт других стран, такие вопросы разбираются дома. В целом предубежденное отношение к российскому спорту есть. Российский спорт — часть государственной политики. Санкции бьют по самым уязвимым местам: по нефти и газу. Спорт — часть госполитики. Спорт надо очернить. Способ очернения — допинг. Борьба с допингом не носит общий характер, она носит целевой характер. Мы выбраны как цель борьбы. Возьмитесь за другую страну с таким рвением, другая страна окажется в таком же положении. Избрали Россию, потому что в целом такая политическая обстановка.