Начнем издалека
Результата, от которого хочется разве что плакать, можно было ждать задолго до старта соревнований в Китае. Почему?
Все просто. Всероссийская федерация легкой атлетики – самая экономная федерация в мире. Где-где, а в ВФЛА экономить научились еще при Валентине Балахничеве. Вот и на этот раз властьимущие решили не тратить лишнего на собственных спортсменов.
Четыре года назад, перед ЧМ-2011 в Корее, тогдашний главный тренер сборной Валентин Маслаков (который и сейчас при команде) сформулировал тезис о том, что «лучше меньше, да лучше»:
Ну а теперь перейдем к итогам худшего ЧМ в истории российской легкой атлетики. Как известно, в общекомандном зачете Россия финишировала на скромном девятом месте (два года назад в Москве было первое). В Пекине россияне выиграли всего 4 медали – меньше не было никогда. На домашнем первенстве их было 17. Правда, сейчас взяли 2 золота – в середине 90-х и о таком можно было только мечтать.
При этом не стоит забывать о допинговой игле, на которую была посажена команда: без ходоков и бегуний на средние дистанции у нас явный недобор в медалях.
Блеснули трое
Первой медали болельщикам пришлось ждать семь дней. А до этого были неудача за неудачей, которые наши легкоатлеты спортсмены объясняли, в целом, либо плохим самочувствием, либо проблемами с акклиматизацией, либо не объясняли вовсе. Долгожданную победу принес Сергей Шубенков в беге на 110 метров с барьерами, при этом сделал это в весьма красивом стиле, став единственным из девяти финалистов, выбежавшим из 13 секунд (12,98).
В других индивидуальных видах как в спринте, так и в стайерских забегах медальных перспектив у нас не было. Исключением можно считать разве что эстафету 4х400 метров у женщин, где наша команда остановилась в шаге от призовой тройки.
Метания — история отдельная. В Пекин штаб решил везти далеко не всех отобравшихся, а многие из счастливчиков, кто все-таки поехал на соревнования, не смогли преодолеть квалификацию. Ни толкатели ядра, ни метатели диска и копья не принесли желаемых результатов, из-за чего гневной тирадой разразился министр спорта России Виталий Мутко:
В прыжках в длину Александр Меньков, приехавший защищать звание, финишировал только шестым, а Сергей Полянский — восьмым. У женщин шансы на медали были у Дарьи Клишиной, но в финале россиянка, которая уже долгое время ведет подготовку к стартам в США, осталась десятой. Елена Соколова и Юлия Пидлужная до финала не добрались вовсе.
Лидер мирового сезона в тройном прыжке Екатерина Конева отравилась накануне старта и смогла занять только седьмое место. У мужчин Люкман Адамс стал пятым, а Дмитрий Сорокин седьмым.
О прыжках с шестом наши спортсмены вспоминают неохотно. Из троих россиян у мужчин в финал вышел только Иван Гертлейн, да и тот не справился с начальной высотой. Анжелика Сидорова (чемпионка Европы, на секундочку!) также не смогла совершить в финале ни одного результативного прыжка.
В спортивной ходьбе на ЧМ Россия не была представлена впервые. Это связано с решением руководства ВФЛА отстранить ходоков мордовской школы тренера Виктора Чегина от участия в официальных стартах в связи с многочисленными случаями употребления допинга.
После чемпионата России сообщалось, что единственным представителем сборной России в спортивной ходьбе (на дистанции 50 км) станет Александр Яргунькин, представляющий Москву и Чувашию, но за день до старта выяснилось, что и Яргунькин в Пекине не выступит. По заявлению Российского антидопингового агентства (РУСАДА), Яргунькин временно отстранен от соревнований в рамках проводимого расследования по поводу употребления спортсменом запрещенных препаратов. В ВФЛА от комментариев отказались.
Многоборье успехами также не порадовало. Из двух участвовавших в ЧМ многоборцев шансы на медали были у Ильи Шкуренева, но ему до бронзы в десятиборье не хватило всего 23 очка. У женщин Любовь Ткач стала 23-й.
Кто виноват?
Несмотря на откровенный провал а-ля 1997-й год, главный тренер сборной России Юрий Борзаковский убежден, что системных просчетов при подготовке национальной команды к чемпионату мира в Пекине не было: