LiveSport.Ru собрал наиболее яркие цитаты создателя «Красной машины», хоккейного новатора и просто человека.
О доверии молодым
«Я отработал систему подвода молодых игроков к основе еще в рижском "Динамо". Пять лет у нас была самая молодая команда в высшей лиге чемпионата СССР. Почему мы перешли на игру в четыре звена? Еще и потому, чтобы дать шанс молодым. И я убедился: система оправдывает себя!
В хоккее надо работать каждый день. А мы сейчас, к сожалению, изюминку нашей школы — индивидуальную работу каждый день — утратили. Раньше молодежь оставалась после каждой тренировки. Наш хоккей на этом и вырос. Одна игровая практика ничего не даст.»
О лучшей игре всех времен и народов
«А для меня лучшей является наша победа над канадцами в 1981 году — 8:1. И еще матчи последней нашей Суперсерии: 6:5, 5:6, 5:6... Сами канадцы говорят, что это был апогей нашего противостояния. Но время ушло. К сожалению, в России забыли о тех играх. А в Канаде помнят. Там все время своих поднимают.»
О разнице между игроком и тренером
«Я всегда говорил: работа игрока и работа тренера — совершенно разные вещи. Когда даже выдающийся спортсмен переходит на тренерскую стезю, он должен стать в строй рядовым. И учиться, учиться новой профессии. Потому что в спорте — что бы сейчас ни говорили! — главная фигура — это тренер.»
О проблемах отечественного хоккея
«Реформа нужна. ФХР и КХЛ все бодаются друг с другом. А должны объединяться. Одни за сборную отвечают, за детско-юношеский спорт, за методики. Другие занимаются соревнованиями, внутриклубной подготовкой кандидатов в главную команду страны. Требуется единство, а его до сих пор нет.»
О лимите на легионеров
«Считаю, в первую очередь надо решать вопрос с количеством легионеров. Думаю, надо сократить количество иностранцев хотя бы до четырех, а лучше всего – до трех. Если мы этого не сделаем, молодые хоккеисты никогда не получат шанс заиграть на высоком уровне.»
О знаменитом поражении от американцев в Лейк-Плэсиде
«Обидно, что ребята ко мне не прислушались. После того как незадолго до Игр мы разгромили сборную США 10:3, хоккеисты расслабились. Хотя каждый день твердил: "Забудьте. Наши главные соперники на Олимпиаде — не чехи, а именно американцы". Но достучаться до игроков не смог. Все были уверены, что снова легко с ними разберемся. За это поплатились. А американцы к тому же бежали на допинге, в этом у меня сомнений нет. Что-то им кололи. Впрочем, каждое поражение учит. Если делаешь выводы.»
О детях больших хоккеистов
«На турнире "Известий" наши хоккеисты держали на плечах своих детишек. Все думали — смена растет. А более-менее заиграл разве что Михайлов. Просто росли в других условиях, не как отцы. Горя не знали — зачем им хоккей? Раньше в ЦСКА шел отбор, а сейчас — набор. Тарасов незадолго до смерти возился с пацанами пяти-шести лет. Говорит одному: "Ты будешь играть в ЦСКА!" А тот глазами хлопает: "Я о 'Торонто' мечтаю". Тарасов чуть на пол не сел.»
Об игре внука за «Финикс» и дисциплине
«Витька старается аккуратно действовать, особо не рисковать, а тут вдруг пошел, одного обвел на синей линии, второго, а третий сзади слегка клюшечку так подбил и утащил шайбу. Возвращается на скамейку, подходит Гретцки и говорит: "Нельзя это делать. Вбросил в зону и борись там за шайбу". А потом помощник добавляет: "Что сказал Гретцки, надо выполнять. С ним нельзя спорить". Внук в ответ: "Я все понял, коуч". То есть в НХЛ главное – дисциплина.»
О развитии тренерских кадров
«Стоит поднять и "тренерский вопрос" — сейчас много иностранцев едут в наш чемпионат. Приходит один и привозит два-три своих специалиста, и на следующий год их количество только вырастет. Вот наши тренеры обучаются в Высшую школу тренеров, но если раньше их отправляли на стажировку на сборы в национальную команду, то сейчас этого нет. Где им получать необходимую практику, если во внутреннем чемпионате они тоже не нужны?
С приходом иностранных тренеров, у российских изменилась психология — они стали бояться экспериментировать и выстраивать долгосрочные системы подготовки игроков, отвечают только за один год, не подготавливая хоккеистов на перспективу.»
О создании профсоюза тренеров КХЛ
«Наши тренеры нуждаются в юридической защите. В КХЛ мы сразу защитили игроков, а тренеров – нет. И хоккеисты пользуются создавшимся положением и оказывают влияние на тренеров. Этого не должно быть. Многие тренеры жаловались мне: "Виктор Васильевич, невозможно уволить хоккеиста, который саботирует работу, приходится платить ему огромную неустойку". Я всегда советую следующее – загрузите этого игрока большой тренировочной работой, и тогда он или приведет себя в порядок или сам уйдет из клуба. Но у нас никто не хочет думать – ни о себе, ни о работе.»
О работе хоккейных экспертов
«Тренеры недовольны, что пресса их очень прессует. Прессует – да, но, думаете, Тарасова, меня и Эпштейна не прессовали? Имена были другие – и ничего, терпели, работали. Только на пользу шло. Сейчас Гимаев, Кожевников правду говорят – а эти не привыкли. Им не нравится.»
Об отказе от тренировочного сбора хоккеистов сборной в августе 2013 года
«Мне не хочется вмешиваться в работу тренера, тем более что речь идет о вопросе не столько спортивном, сколько политическом, который, наверное, зависит не только от тренеров. И все же хочу сказать, что я, когда возглавлял главную команду страны, такие вопросы решал. И во имя интересов сборной мог пойти на самый верх.»
О своем понимании высокой должности
«Говорят, Павлу Буре могут предложить высокую должность? Какую же? Министра обороны?»
О возможном возвращении в ЦСКА Вячеслава Быкова
«Уверен: человека, который клялся в том, что все сделает для подъема ЦСКА на прежние позиции, а потом убежал за большими деньгами в другой клуб, болельщики назад не примут. Но решать этот вопрос будет руководство клуба. Я буду категорически против. Если человек предал один раз, то предаст и второй.»
О бывшем подопечном Александре Могильном
«Ох этот Могильный…Вытащили его из Хабаровска, был никто. Сразу с молодёжной сборной стал чемпионом мира, попал в основной состав ЦСКА. Захотел денег. Вот и сбежал в Америку. Не меня одного расстроило его поведение, когда тот говорил о якобы существовавшем рукоприкладстве. Вся команда была настроена против Могильного. Какие только слова ни говорили. А как сами укатили в Штаты — всё, снова друзья-товарищи.»
О Брежневе
«Из всех членов Политбюро хоккей больше других любил Брежнев. Не забыть момент, когда драка была команда на команду с канадцами. Все оцепенели. Смотрят на ложу — что Леонид Ильич? Тот вдруг начинает тихонько аплодировать. Зал подхватывает! Меня потом на пресс-конференции спросили, что думаю о драке. А я тоже за Брежневым следил — нашелся: "Игра была хорошая, зрителям понравилась. Драка только украсила."
О прогулках и болельщиках
"Узнают ли на улице? Конечно. Даже бомжи раскланиваются: 'Здравствуйте, Виктор Васильевич!' Иногда, правда, могут и Вячеславом назвать, как артиста Тихонова, и Тихоном Васильевичем. Привык. Когда в санатории отдыхал, далекие от спорта генералы меня изводили: 'Скажите, где мы с вами служили? Лицо у вас знакомое!' Один случай меня удивил. Подходит мужик, хлопает по плечу. 'Ну как там?' — спрашивает и показывает пальцем на небо. 'Понятия не имею. Я там не был. И не особенно тороплюсь'. Тот ничего не понимает. Оказалось, меня за космонавта принял. Я полдня хохотал."
Использованы материалы изданий »Спорт-Экспресс«, »Российская газета«, »Советский спорт« и официального сайта ФХР.