То, что аэдирцы называют «цивилизационной миссией» в якобы анархичном крае, местные жители рассматривают совершенно иначе — для них это безжалостная армия, грабящая ресурсы в угоду далекой метрополии, — отмечают в Arstechnica.
Прибыв в Живые земли, герой должен расследовать и подавить Мор снов — загадочную заразу, разрушающую умы людей и животных. Однако никто здесь не считает его благородным спасителем, посланным судьбой. Напротив, в глазах местных он прежде всего представитель захватчиков, долгие годы держащих их в плену своей власти.
Это напряжение пронизывает каждую встречу. Кто-то выражает ненависть открыто, не скупясь на угрозы и насилие, кто-то бормочет сквозь зубы, стараясь вытерпеть присутствие незваного гостя, кто-то изо всех сил пытается вести себя вежливо, но выдает отвращение и страх. Как бы ни складывались обстоятельства, одно остается неизменным: чужаку здесь не рады.
Герой Avowed — не избранный рыцарь света, борющийся с абсолютным злом, но и не анархист, получающий удовольствие от беспредела. Он всего лишь бюрократ, вынужденный лавировать в несправедливой системе, которую не создавал и не контролирует.
Разговоры с жителями — неизбежная часть этой истории, и в каждом диалоге приходится балансировать между властью и сочувствием. Давить авторитетом или попытаться доказать, что ты не такой, как все остальные? Уладить конфликт миром или сразу пустить в ход оружие?
Ситуацию в данном смысле усугубляет его природа «богоподобного» — существа, отмеченного божественной силой еще при рождении. Вместе с даром он получил физические аномалии, которые делают его объектом любопытных (а порой и брезгливых) взглядов. Эта особенность связывает героя с духом самой земли, чьи туманные пророчества становятся ключом к борьбе с Мором Снов.
Но если смотреть на все это с личной стороны, то разговоры с духом, полные загадочной риторики, порой утомляют. Гораздо интереснее разбираться в жесткой политике аэдирской колонизации и ее последствиях.

Навязанная сюжетом роль посланника омрачается тенью инквизитора Ледвин — безжалостной сторонницы железной дисциплины, чья репутация идет впереди нее самой.
И хотя Ледвин и подчиненные ей представители ордена Стальной Гарроты формально не входят в цепочку командования главного героя, в глазах местных жителей оба воспринимаются как стороны одной и той же репрессивной власти. По мере развития сюжета придется решать, насколько далеко вы готовы зайти, чтобы откреститься от методов Ледвин и ее жесткого порядка.
Вместо четко очерченных развилок «добра» и «зла» Avowed предлагает куда более неоднозначные развязки. Стоит ли помочь другому богоподобному возродить его божество, пусть даже оно способно на убийства, или следует наказать его за гибель исследовательской экспедиции? А после возвращения, говорить ли правду о судьбе этой группы их выжившим товарищам — или лучше соврать, чтобы пощадить их чувства?
Убить ли контрабандистов, бросивших двух несчастных аэдирцев в трущобах, или заплатить им, понеся ощутимые убытки? Обличить солдата, укравшего у местного жителя, или закрыть на это глаза, чтобы не нажить врагов среди своих?
Здесь нет системы, которая бы подсчитывала моральные решения, но избавиться от чувства сомнения практически невозможно. В глобальном масштабе сюжет движется в одном направлении, но твои поступки оставляют след, меняя отношение персонажей и последствия тех или иных событий.
Тем, кому доводилось играть в Skyrim или любой другой эпический RPG от первого лица по его мотивам, общая структура Avowed покажется знакомой. Мир поделен на несколько крупных регионов, каждый из которых включает в себя один оживленный город и обширные, но в основном пустынные просторы, где можно наткнуться на случайных противников или спрятанные запасы ценностей.
Тем, кто привык к мрачным оттенкам красного и серого, характерным для современных RPG, придется привыкать к яркому голубому небу и почти психоделическим пастельным палитрам, делающим Живые земли приятнее для визуального восприятия.

Большинство квестов сводится к путешествию из города в удаленную точку на карте ради разговора с ключевым персонажем или добычи некоего артефакта. Чаще всего по пути приходится сражаться с врагами или искать обходные дороги, но порой задача заключается в преодолении препятствий с помощью плавной и на удивление щадящей платформенной механики, что в целом считается редкостью для игр этого жанра.
Система сражений характеризуется быстротой и высокой динамикой, с отзывчивым управлением, контрастирующим с размеренными ударами в духе Elden Ring. Игроки могут приостанавливать действие, чтобы выбрать заклинание или предмет, но в более широком ключе сражения в Avowed напоминают поединки на рефлексы, где важны выбор позиции, атаки и контратаки. Система позволяет сражаться как от первого лица, так и от третьего, тем самыми обеспечивая большую вариативность.
Боевой арсенал в Avowed остается верен традициям: ближний бой, дальнобойное оружие и магия. Удобная механика моментального переключения между двумя наборами вооружения делает поединки более тактическими. Система прокачки позволяет сосредоточиться на определенном стиле сражения, а затем сбросить умения и попробовать что-то новое.

В качестве помощи можно задействовать до двух союзников, выступающих не только в роли живого щита, но и позволяющих обходить противников с фланга. По мере развития сюжета компаньоны открывают дополнительные боевые способности, усиливающие защиту или атаку.
А за пределами сражений они скрашивают путь остроумными репликами и советами. Надежд на романтические линии питать не стоит — Avowed сосредоточен на других аспектах ролевой игры.
Несмотря на то что Avowed далеко не так беспощадна, как Elden Ring и ее последователи, игра вполне способна поставить вас в безвыходное положение.
Если следовать строго сюжетной линии, то за довольно короткий срок выяснится, что группы врагов имеют явное превосходство в силе, а наносимые им атаки предполагают лишь сущие крохи урона. Такие сражения обозначены в дневнике заданий и на интерфейсе тремя черепами, тонко намекая, что лучше бы подготовиться к ним заранее.
Даже самые сложные битвы в игре можно преодолеть — будь то за счет исключительной реакции, бесконечного поглощения зелий или старого доброго «выманивания». Тем не менее постоянные попытки взять штурмом «трехчерепный» бой — удовольствие не для слабонервных.
Гораздо проще дается выполнение заданий в рамках побочных квестов или случайные схватки, которые прокачивают уровень и снаряжение, пока угрожающая битва не превратится в более «проходной» поединок с одним-двумя черепами. Если же не хочется тратить время на проверку своих рефлексов на прочность, стоит снизить сложность еще до начала приключения — позже такой возможности не будет.
На первый взгляд, Avowed может показаться еще одной вариацией на избитую тему фэнтезийных RPG. Но это заблуждение. Умелая боевая система, сложные, но не безнадежные сражения и моральная неоднозначность делают путешествие по Живым землям по-настоящему запоминающимся.
Главное — приготовиться к тому, что почти каждый персонаж в игре будет вас ненавидеть.