Его отец, Джандоменико, является «фанатом с Южного Изгиба» — ультрас из соседнего Лоди, который раньше стоял в на южном секторе «Сан-Сиро» на домашних матчах и ездил на выезды, чтобы поддержать команду. Эта любовь к «Милану» передалась его сыну. Однако первая футболка, купленная Тонали была из английской Премьер-лиги. Не майка «Ньюкасла», которую он, скорее всего, примерит в следующем сезоне, а «Челси» с именем и номером Фрэнка Лэмпарда на спине — деталь, которую Тодд Боэли и Бехдад Эгбали могли бы использовать, выражая свой собственный интерес к игроку — но в детстве в его сердце был «Sempre Milan». Милан. Навсегда.
Ему едва исполнилось семь, когда «россонери» обыграли «Ливерпуль» в финале Лиги чемпионов 2007 года, и он посетил свою первую игру на «Сан-Сиро» примерно за месяц до своего 10-летия. Это был игра «Милана» против «Кьево». В обороне играл Тьяго Силва. Андреа Пирло, Дэвид Бекхэм и Роналдиньо по очереди исполняли стандарты. Кларенс Зеедорф вырвал победу в добавленное время, нанеся точный пушечный удар в верхний угол. «Это была ужасная игра, — вспоминал Тонали. Но ради этого гола ее стоилосмотреть».
«Я никогда не думал, что буду играть на этом поле в этой майке», — признается Тонали.
В детстве он носил их цвета в «Ломбардиа Уно», футбольной школе на окраине города, связанной с «Миланом». Сыновья Паоло Мальдини, Даниэль и Кристиан, тоже занимались там и скауты из «Милана» приезжали и устраивали просмотры. В молодости Тонали был нападающим, а лишь немного позже стал полузащитником. «Милан» не знал, как его использовать. Дважды они отказывали ему в получении места в академии. «Многие люди совершили ту же ошибку с другими игроками», — сказал глава «Ломбардиа Уно» Давиде Гатти. «Нелегко оценивать игрока и точно знать, как он будет развиваться в этом возрасте».
В соседней Пьяченце, родном городе братьев Индзаги, решили рискнуть и дать Тонали шанс. Когда в 2012 году они разорились, один из его тренеров Джанлука Балестри перевел его в другой клуб региона, «Брешию».
Тонали не потребовалось много времени, чтобы вызвать непропорционально сильную шумиху.
Он дебютировал в 17 лет против «Авеллино» в Серии B. Его позиция перед защитой, длинные каштановые волосы и футболка с воротом в стиле «ласточкин хвост» привели к большому количеству проекций, большому количеству когнитивных предубеждений, большому количеству ложных характеристик. В нарезках на YouTube, в социальных сетях и на форумах Football Manager Тонали был объявлен следующим Пирло.
«Это стало немного обременительным», — признался Тонали. СМИ хотели, чтобы это было правдой, и эту историю было достаточно легко раскрутить. У Тонали было больше времени с мячом в Серии B, и он мог выдать совершенно голливудский пас. Ромб в полузащите, который использовала «Брешия», внес свой вклад в эту мифологию о его роли «реджисты» — режиссере в полузащите, чье видение определяет все. Это лишь подтвердило то, что люди и так хотели видеть.
Гол со стандарта, который он забил в ворота «Дженоа» в октябре 2019 года после перехода в высший дивизион, сделал все остальное. Люди упустили из виду тот факт, что его намерением явно был навес на дальнюю штангу. «Новый Пирло?» — гласила подпись к официальному ролику Серии А с хайлайтами матча.
То ли, чтобы отвлечь внимание, а может и нет, но Тонали начал утверждать, что игрок, на основе которого он смоделировал свою игру, на самом деле был Дженнаро Гаттузо. Когда «Милан» подписал его из «Брешии» в сентябре 2020 года, первоначально на правах аренды, номер, который он просил, был № 8 Гаттузо.
Тонали позвонил бывшему полузащитнику, чтобы спросить разрешения, и получил в ответ несколько советов. Ему сказали быть «антико». Дословный перевод «древний», но Гаттузо имел в виду, что Тонали должен жить старыми семейными ценностями и оказывать футболке и клубу уважение, которого они заслуживают. Ему нужно было поддерживать традиции и стандарты не только на «Сан-Сиро», но и на их тренировочной базе в Миланелло.
Гаттузо вспоминает, как его выругали за то, что он не убрал за собой после бритья. Бывший владелец «Милана» Сильвио Берлускони предлагал ему повышение зарплаты, если бы он подстригся и избавился от бороды для ежегодного командного фото «Милана». Тонали последовал этому совету по-своему. Осознающий всю ответственность и честь играть за «Милан» и его тифози, он кажется стереотипным Золотым мальчиком, который не может ошибаться.
Но в том первом сезоне в «Милане» у Тонали мало что получилось. Игра на «Сан-Сиро» отличается от игры на арене «Марио Ригамонти» в Брешии с вместимостью 16 000 человек. Исторически, игра за «Милан» означала борьбу за скудетто и Лигу чемпионов. Футболка кажется тяжелее из-за груза ответственности. Достойно носить ее — это тест, который провалили более талантливые игроки, чем Тонали, и ему нужно было начать все заново. По истечении срока его аренды «Милан» не стал активировать пункт о его выкупе из аренды. Затем они повторно договорились с «Брешией» о трансфере за более скромную сумму, и Тонали, к его чести, смиренно согласился на сокращение зарплаты, чтобы получить второй шанс.
Он когда-нибудь сомневался в себе? «Нет», — настаивал он. Но тот сезон аренды был тяжелым, и в итоге Тонали, дебютировавший за сборную Италии в октябре 2019 года, не попал в команду, выигравшую чемпионат Европы. «Я думаю, что отчасти это было связано с тем, что я был фанатом "Милана", мой отец и моя семья были Миланистами. Мои братья и приятели — миланисты», — сказал он о том дебютном годе. «Я оказался в ситуации, когда не хотел их всех разочаровывать».
Тонали играл осторожно. Он был, по его словам, «немного напуган». Но тренер «Милана» Стефано Пиоли поверил в него.
«Мистер (Пиоли) показал себя не только как тренер, но и как хороший человек», — сказал Тонали. «Я думаю, что в том году он говорил со мной больше, чем кто-либо другой. Он знал, через что я прохожу, и он делает то же самое с другими игроками, которых мы подписали (такими как Шарль Де Кетеларе, перешедший прошлым летом из бельгийского "Брюгге"), которые сейчас проходят ту же фазу, что и я тогда».
«Мне повезло, что мой второй год прошел при игре без болельщиков (из-за ограничений во время пандемии Covid-19). Может показаться, что это ерунда, но "Сан-Сиро" имеет большое значение. Может быть, это помогло мне освоиться. Я хотел добиться успеха в свой второй год, и как только начался сезон… это сразу чувствуется. Вы просто знаете, когда дела у вас пойдут хорошо».
Тонали никогда не оглядывалась назад.
Он зарекомендовал себя в полузащите с двумя опорниками рядом с Франком Кессье и забил победный гол в добавленное время на выезде с «Лацио» в апреле прошлого года, что заставило всех поверить, что это будет год «Милана» в Серии А. Тонали выделялся своей атлетичностью, а не эстетикой. Он игрок, преодолевающий наибольшее расстояние за «Милан», и, хотя ему не хватает темпа коллег Тео Эрнандеса и Рафаэля Леау, он выполняет больше работы на высокой скорости, чем кто-либо в их команде, кроме кокер-спаниеля, притворяющегося вингером Алексисом Салемакерсом.
В то время как Мальдини утверждал, что видел в нем гибрид между Пирло и Гаттузо, а сам Пирло отметил способность Тонали смотреть вверх и играть вперед, он не плеймейкер — если только вы не следуете идее Юргена Клоппа о том, что гегенпрессинг — лучший плеймейкер в футболе.
Если мы обратимся к метрике точных передач StatsBomb, Тонали занимает 44-е место из 70 полузащитников в Серии А и занимает почти последнее место в списке, когда речь идет о проценте успешного выполнения (48%) для такого рода передач.
Ничто из этого не должно умалять достоинств Тонали. Он сделал больше голевых передач (семь), чем любой другой игрок «Милана», кроме Леау, в лиге в прошлом сезоне. Но если вы посмотрите на то, из чего они появились, это смесь энергичных продвижений мяча, возвратов и пасов, заброшенных на ход Леау, чтобы он прорвался на дриблинге, а также несколько изящных стандартных ударов. Если бы он родился в столице и прошел через систему «Ромы», было бы меньше параллелей с Пирло и больше с Даниэле Де Росси, хотя это тоже кажется несколько кощунственным.
Казалось, Тонали суждено стать стойким приверженцем игры за «Милан». Он является одним из капитанов клуба, и для итальянцев, которые выросли, болея за кого-то из итальянской «большой тройки», добиться успеха в одном из этих клубов — это пик карьеры. Все остальное представляет собой шаг назад.
Только в прошлом году он сказал: «Я знаю, через что мне пришлось пройти, чтобы попасть сюда, и я никогда не совершу ошибку и не уйду. Я мечтаю стать "бандьерой" в Милане» — знаменосцем, каким в прошлом были Мальдини, Франко Барези и Джанни Ривера. Но романтика в футболе в значительной степени умерла, и дни «бандьеры» прошли. Другие миланцы уже поддались искушениям из-за ошеломляющих предложений по зарплате от супербогатых клубов Европы, принадлежащих государствам.
Джанлуиджи Доннарумма тоже должен был стать новым «игроком одного клуба» — капитаном «Милана» нового поколения. Но то, что он в детстве болел за «Россонери» мало что значило, когда катарцы из «Пари Сен-Жермен» предложили удвоить его оклад.
Майк Меньян за два года показал, что жизнь продолжается и без Доннаруммы, и «Милан» переживет уход Тонали, если саудовские арабы, стоящие за «Ньюкаслом», сделают предложение, которое игрок и его клуб сочтут отвечающим их взаимным интересам. После того, как во вторник, 20 июня, в письменной форме было сделано предложение в размере 50 миллионов евро, решимость «Ньюкасла» заключить сделку стала очевидной в среду, когда делегация провела личные переговоры в Милане, очертив рамки для трансфера на сумму в районе 70 миллионов евро — рекорд для итальянского полузащитника.
Любой гнев, который продажа может вызвать у болельщиков «Милана», должен быть направлен на мэрию города и отсутствие прогресса в строительстве нового стадиона, а не на владельцев клуба.
Если бы «Милану» разрешили построить новый стадион, рост доходов помог бы удержать таких игроков, как Тонали. Вместо этого ежегодный дефицит выручки от матчей по сравнению с их коллегами по всему континенту вынуждает клуб принимать предложения, подобные этому от «Ньюкасла», чтобы таким образом они могли генерировать больше бюджета на трансферы.
Пусть это будет поучительной притчей о Тонали и переходе в Премьер-лигу, который становится все ближе.