Семейная поножовщина
Инцидент, итогом которого стал тюремный срок для Квинси Промеса, произошел летом 2020 года, в разгар локдауна из-за первой волны пандемии коронавируса, когда клубный и международный футбол стал на паузу.
Пока большая часть населения Европы осваивало связь по Zoom и искусство домашнего хлебопечения, Промес в конце июля устроил на своей вилле в городке Абкауде под Утрехтом семейную вечеринку, во время которой и случился внезапный конфликт, итогом которого стало ножевое ранение, которое Квинси нанес одному из гостей.
Конфликт был действительно внезапным — еще в начале вечеринки все веселились и дружно фотографировались, а ближе к концу атмосфера изменилась, и Промес вогнал своему двоюродному брату нож в колено. Дело могло принять куда худший оборот — Промес пытался ударить своего кузена ножом еще раз, но сестра пострадавшего схватила футболиста за руку, помешав ему.
Причина произошедшего до сих пор неясна. По одной версии, пострадавший много лет назад что-то украл у матери Промеса. Но если бы это было так, зачем звать его на вечеринку? В одном из телефонных разговоров Квинси, сделанных после инцидента и прослушанных полицией (об этом поговорим отдельно и позже), футболист заявляет:
«Я верен своей тете. Я убью того, кто заденет ее. Есть родственники, ради которых я готов убить. Вам повезло, что я больше не ношу огнестрельное оружие, иначе все закончилось бы хуже».
Удивляться такой агрессивности не стоит — это не первый эпизод с насилием в жизни футболиста. В 2018-м году он, отдыхая на Ибице, избил супругу и подрался с теми, кто пытался ему помешать. На суде он подтвердил свои правонарушения, однако позже писал в соцсетях, что невиновен.
Как бы то ни было, инцидент на вечеринке замяли, пострадавшему оказали медицинскую помощь, а полицию он обратился лишь в ноябре, спустя три с лишним месяца, после того как понял, что урегулировать конфликт во внесудебном порядке не выйдет.
Как сообщает NOS со ссылкой на материалы дела, два друга футболиста предлагали двоюродному брату Промеса сумму в 20 000 евро за то, чтобы он отозвал заявление.
Полиция тоже не слишком торопилась — лишь в середине декабря 2020 года Промес был задержан. По словам правоохранителей — дело было в сборе доказательств, а по мнению прессы полицейские ждали когда закончится выступление «Аякса» в групповом этапе Лиги чемпионов, чтобы задержание вингера наделало меньше шуму.
Через день после того, как Квинси доставили на допрос, его шурин заявил полиции, что это он нанес ранение пострадавшему, а не Промес. После ряда вопросов полицейские, поняв, что «преступник» путается в показаниях, отпустили шурина футболиста.
Согласно законам Нидерландов Промеса выпустили через три дня, но он остался подозреваемым по делу о непреднамеренным покушении на убийство — из-за близости артерии к месту, куда Квинси наносил удары ножом. По такому обвинению футболисту грозило до 4 лет тюрьмы.
«Аякс», разумеется, решил избавиться от токсичного актива и в феврале 2021 года Промес вернулся в московский «Спартак». Вот только уголовное дело никуда не делось и шестеренки голландской машины правосудия медленно, но верно вращались.
В мае 2021 года полиция Нидерландов завершила расследование и передала дело в прокуратуру Амстердама. После рассмотрения было принято предварительное решение о возбуждении уголовного дела, которое, после утечек в прессу телефонных разговоров футболиста, переквалифицировали в «преднамеренное покушение на убийство», со сроком наказания до шести лет.
Несмотря на то, что Промес игнорировал судебные заседания и не возвращался в Нидерланды, опасаясь задержания, расследование шло своим чередом. В июне 2022 года суд Амстердама обязал хавбека выплатить двоюродному брату компенсацию за удар ножом в 2020 году, после которого тот так и не восстановил нормальную подвижность конечности из-за поврежденного сухожилия.
Адвокаты пострадавшего ликовали — в первую очередь этот вердикт по гражданскому иску о возмещении вреда признавал то, что Промес совершил уголовное преступление, а значит и наказание за него было не за горами.
Вердикт по уголовному делу должен был быть оглашен 3 марта 2023 года, но в итоге судебная канитель затянулась до лета. 19 июня суд в Амстердаме приговорил 31-летнего футболиста к 18 месяцам тюремного заключения за нападение при отягчающих обстоятельствах. Промес также должен выплатить потерпевшему 7 тысяч евро в качестве компенсации.
Приговор был бы смягчен на 6 месяцев, если бы Квинси выразил раскаяние и готовность понести ответственность за содеянное, однако игрок этого не сделал, вместо этого всячески выказывая пренебрежение в адрес следствия.
Квинси Эскобар
Впрочем, это не единственная проблема с законом, висящая над головой Квинси Промеса. Помните прослушивание его телефонных разговоров? Этим занималось TCI — отделение полиции Нидерландов, которое специализируется на тяжких преступлениях.
В отличие от России, в Европе не так просто добиться ордера на такие следственные действия и причины должны быть вескими — уж точно не пьяная поножовщина на вечеринке.
В случае с Промесом такие причины есть — еще в 2018-м году правоохранительные органы получили разрешение вести прослушку телефона футболиста, поскольку возникло подозрение в наркоторговле и владении огнестрельным оружием.
По данным следствия, Промес был связан с преступной группировкой суринамца Пита Вортеля, который занимался контрабандой и наркотрафиком. Сам футболист и его семья в качестве инвесторов вкладывались в партии кокаина и синтетических наркотиков, которые поставлялись в Австралию, Бельгию и Нидерланды.
По данным газеты AD, одну из партий кокаина весом 400 килограммов украли в июле 2019 года. За это Квинси выплатил Вортелю 250 тысяч долларов, так как был связан с ее транспортировкой. Утверждается, что эта кража также могла стать причиной убийства бывшего футболиста Келвина Майнарда.
Экс-защитника «Волендама» и «Антверпена» застрелили в Амстердаме в 2019 году, преступники скрылись. Позднее были задержаны трое подозреваемых, но в итоге никто из них не был привлечены к ответственности. Еще один человек, связанный с преступной группировкой, был убит на Кюрасао. Полиция подозревает, что заказчиком этих убийств был Вортель.
Сейчас суринамец под следствием, и его адвокат отрицает любые связи клиента с Промесом, чей номер был найден в телефоне суринамского контрабандиста.
Кроме того, по данным следствия , Промес и его семья, в числе прочих инвесторов, вложили деньги в партию кокаина весом 4000 кг, которую бельгийская полиция обнаружила в Антверпене в апреле 2020 года.
Ранее Промес уже вложил 200 тысяч евро в операцию по провозу двух партий кокаина (весом в 650 и 720 кг), рассчитывая заработать шесть миллионов евро. Квинси и еще один подозреваемый Марилио В. находились в Антверпене, когда там в 2020-м была перехвачена одна из партий.
«Мои ребята на пути в Антверпен», — сообщил он, а после потери одной из партий сказал: «Вот дерьмо, в безопасности лишь половина, но таковы риски». Еще одна цитата в дальнейшем разговоре: «Предыдущая поставка наполовину провалилась, одну из партий вычислили, так что я заработал вдвое меньше».
Общая партия наркотиков, задержанная в Бельгии, оценивается в 120 млн евро. С того момента по этому делу арестовали уже нескольких человек, включая одного из тех самых друзей Промеса, которые пытались уговорить кузена футболиста забрать заявление в полицию.
Рассмотрение дела продолжится 11 августа.
Что будет делать «Спартак»
Примечательно, что в «Аяксе» долгое время знали о темных делишках Промеса — в течение сезона-2019/20 полицейские дважды встречались с генеральным директором «Аякса» Эдвином Ван дер Саром, предупреждая его о сомнительных знакомых Квинси.
Так, Квинси часто видели с двоюродным братом гангста-рэпера Djaga Djaga, в окружении которого множество людей, которые обвиняются в убийствах, наркоторговле, отмывании денег.
В 2018-м самого музыканта осудили на 14 лет за организацию убийства. Сам Промес не скрывает дружбы с Djaga Djaga — они даже записали совместный трек (как раз в период выступления за «Аякс»).
На второй встрече с Ван дер Саром полицейские рассказали, что подозревают в наркоторговле самого Промеса. Несмотря на это, публично Ван дер Сар защищал Квинси.
«Он говорит, что ничего не делал. Я ему верю. В Нидерландах вы невиновны, пока не доказано обратное. Мы поддерживаем его. Если он невиновен, то он наш игрок», — утверждал бывший вратарь в 2020-м.
Им не менее «Аякс» легко отпустил Квинси в Москву и похоже, именно из-за связи с преступниками. «Спартак» заплатил за трансфер всего 8,5 млн евро, а управляющий директор красно-белых Евгений Мележиков утверждал, что платежи проходят каждые полгода, и если Промес вдруг не сможет исполнять обязанности по контракту (т.е — сядет в тюрьму), то договор между «Спартаком» и «Аяком» аннулируется.
В середине января 2023 года «Спартак» улетел на первый зимний сбор в ОАЭ, но без Промеса. Официально, голландец остался в Москве готовиться по индивидуальной программе, но все понимали, что это было связано с тем, что Квинси боялся голландского правосудия.
В августе 2021 года Нидерланды и ОАЭ заключили договоры о выдаче осужденных или подозреваемых в преступлениях и о международной правовой помощи. Поэтому голландцы могли запросить экстрадицию футболиста, если узнали бы, что Промес приехал со «Спартаком» на сборы в ОАЭ.
С Россией же у Нидерландов подобного двустороннего договора нет — все зависит от доброй воли сторон, а в последние годы отношения России и Европы катастрофически испортились. Но это было только на руку Промесу, который еще в 2022 году хотел получить российское гражданство.
«Спартак» также не протестовал — учитывая лимит на легионеров, российский паспорт Промеса был красно-белым только на руку. В ноябре прошлого года «Спартак» подготовил ходатайство в министерство спорта о направлении материалов в соответствующие компетентные органы, которые принимают решение о предоставлении гражданства.
Но из-за того, что в Нидерландах продолжалось рассмотрение дел, в которых участвовал футболист, красно-белые получили отказ от чиновников. Попытка Квинси «русифицировать» не осталась незамеченной на родине, где ее справедливо расценили как маневр по уходу от уголовной ответственности.
Что же изменилось после того, как Квинси Промес был официально осужден? В случае признания вины и назначения реального срока «Спартак» имеет право разорвать контракт с голландцем, а также имеет право прекратить плановые выплаты за трансфер «Аяксу».
Тем не менее, красно-белые, наплевав на моральную сторону вопроса, не стали отрекаться от своей главной звезды, выступив предельно осторожно:
«Решение суда не вступило в силу, и у футболиста есть время на обжалование. Полагаем, что сторона Промеса воспользуется этим правом»
Контракт Промеса истекает в 2024-м, а подача и рассмотрение апелляции может быть затяжным процессом. Например, адвокат нападающего «Урала» Рая Влута, который осужден на 4 года за ДТП, в результате которого погиб 4-летний ребенок, ожидает ответа не раньше 2024 года.
Так что мы имеем ситуацию «или раньше умрет ишак, или падишах» — пока будет длиться судебная канитель, контракт голландца может истечь. И его даже можно будет продлить, если к тому времени все забудут о судимости Промеса. (Репутация? Традициии? Победы не пахнут).
Если, конечно, голландец к тому времени не получит более серьезный срок за наркоторговлю и отмывание денег.