Возможно, это еще не прощание, но кажется, что оно настолько близко, насколько возможно. Ближе, чем когда-либо за последнее десятилетие, как минимум — сейчас идея ухода Симеоне публично обсуждается и приветствуется. Сомнения по поводу его будущего, споры о том, в каком направлении он и клуб пошли, время от времени всплывали на поверхность и раньше.
Однажды было даже объявлено, что он ушел, хотя это не случилось. Списанный со счетов, он выиграл чемпионский титул, свой второй в «Атлетико». Когда он пришел в клуб, выиграть даже один было немыслимо. Но оглядываясь назад на эти 11 — одиннадцать! -- лет, наверное, был только один момент, когда казалось вполне правдоподобным, что следующий сезон начнется без него, и это был особый случай.
Этот момент был в Милане. «Атлетико» только что проиграл «Реалу» в финале Лиги чемпионов 2016 года, уступив по пенальти. Симеоне был тренером 4,5 года: с тех пор, как он возглавил находившийся в кризисе клуб, «Атлетико» выиграл Лигу Европы, Кубок Испании, Ла Лигу и Суперкубок Испании. Они дважды доходили до финала Лиги чемпионов. Они имели дикий, необъяснимый успех. Это был клуб, который выиграл всего один трофей за 16 лет до его прихода.
Поражение, однако, глубоко ранило Симеоне, он был сломлен, опустошен. Он сказал, что не знает, что делать, что ему нужно подумать. Он ушел с женой, оставив после себя тишину и ужас. Мысль о том, что он может сдаться и уйти, была ужасной; в конце концов, он решил, что так и сделает.
«Я чувствовал, что у меня нет сил продолжать руководить командой», — признавался он позже. В то время он сказал, что сначала ему нужен период «траура». В то время люди умоляли его остаться, опасаясь, что все рухнет, если он уйдет. Спортивный директор и генеральный директор клуба прилетели в Буэнос-Айрес, чтобы убедить его остаться.
Трудно отделаться от ощущения, что сейчас они бы этого не сделали; вместо этого, если бы он решил уйти, они были бы довольны. Конечно, они бы никогда не сказали об этом — уж точно не публично, — но это избавило бы их от необходимости принимать трудное решение и, что не менее важно, брать на себя ответственность за него.
Никто не хочет быть тем, кто закончит эту историю, даже если они думают, что покончить с ней может быть наилучшим выходом — это инерция, порожденная статусом, который он заработал. Тогда его уход не укладывался в голове, теперь же его можно представить. Теперь они не могут не думать о нем. Даже у тех, кто является его эмоционально защитниками, готовыми оставить его на этом посту навечно, бывают моменты, когда они задаются вопросом.
Могут ли дела обстоять лучше? Может ли команда играть по-другому? Может стоит уйти сейчас, пока не стало слишком поздно, чтобы избежать более неловкого финала, ведущего к некрасивому разрыву, а не к дружескому прощанию? Может быть, ожидание еще больше рассорит их всех, и падение клуба станет все быстрее, глубже и болезненнее?
Не перерос ли клуб человека, который когда-то заставил его вырасти? Создал ли он условия, изменившие все, и стал жертвой собственного успеха? Они эволюционировали, а он остался прежним? Может, сейчас кто-то другой подходит клубу лучше? Короче говоря, может уже пора?
Перемен не было давно. Симеоне работает тренером с января 2012 года. Тренеры так долго не задерживаются; на самом деле они никогда этого не делали и уж точно больше не будут. Он руководил командой в 611 играх. Он возглавлял команду более десяти лет; за десять лет до его прихода к власти эту должность занимали 11 человек.
В эти выходные он встретится с восьмым тренером «Реала» на своем веку: Жозе Моуринью, Карло Анчелотти, Рафа Бенитес, Зинедин Зидан, Хулен Лопетеги, Санти Солари, снова Зидан, снова Анчелотти.
Анчелотти встречался с ним 13 раз всего за два года своего первого пребывания у руля «Реала», включая первый в истории финал Лиги чемпионов между двумя командами из одного города, когда около 70 000 болельщиков направлялись в Лиссабон. Никакая пара соперников не встречалась чаще. Когда Карло вернулся после работы в мюнхенской «Баварии», «Наполи» и «Эвертоне», Симеоне все еще ждал его на том же месте.
«То, что Симеоне сделал в "Атлетико" — построил что-то важное, сделал клуб одним из лучших в Европе, боролся каждый год, выигрывал титулы и при этом делал это безупречно — это то, чего хотят все тренеры», — сказал Анчелотти. «Пробыть в клубе долгое время, оставить в нем свой след, свою подпись: это мечта всех тренеров».
Он оставил в них свой след, иногда буквально. Он возродил мадридское дерби, хотя и не смог стать его фаворитом. Это было трудно сделать, учитывая то, где «Атлетико» был тогда, даже если время от времени в его игре были проблески успеха, только чтобы сделать неудачу еще более обидной.
Может показаться странным измерять долголетие Симеоне мадридским «Реалом», но многое из того, чем является или был его клуб, измерялось на фоне «Реала». «Атлетико» Мадрид был командой, идентичность которой отчасти определялась тем, кем они не были: командой на другом конце города. Им нравилось думать, что они были всем тем, чем «Реал» не был, таков был нарратив, который они выстроили.
Они утверждали, что все, что было у них — было «настоящее»: настоящие фанаты, создающие правильную атмосферу. Что означало, успешную. С другой стороны, они были el pupas, «проклятыми». Они, как будто, приняли свое поражение и построили на нем клубную идентичность. Дело было не только в том, что они не выигрывали титулов; дело в том, что они никак не могли выиграть дерби.
Теперь это известно, но стоит повторить, потому что знать — это одно, а по-настоящему осознать весь масштаб их страданий — совсем другое. Когда команду возглавил Симеоне, последний раз «Атлетико» обыгрывал «Реал» в 1999 году, и в том году они вылетели в низшую лигу. С тех пор, как они вернулись в высший дивизион, они не выиграли ни одной игры у своих соседей-соперников.
На самом деле они не были настоящими соперниками, в серьезном значении. Каждый раз, когда «Атлетико» думал, что они близки к этому, каждый раз, когда они думали, что у них есть шанс, они теряли его все более трагикомичным образом. Или же они были бы настолько ужасны, что вы задавались бы вопросом, почему они вообще вышли на поле, ведь у них не было ни малейшего шанса на победу.
Пока однажды вечером они не сделали этого. В конце концов, неудачная серия закончилась на Симеоне после 14 лет и 25 игр. В финале Кубка Испании. В дополнительное время. На «Сантьяго Бернабеу».
Несмотря на то, что они уже выиграли Лигу Европы, этот был важнейший момент для них. По крайней мере, частично из-за соперников, из-за разрушения этого проклятья. Не могло быть лучшего способа объявить о наступлении новой эры и показать, насколько их претензии на смену баланса силы были реальны. Насколько большими и сильными они стали.
Смотрите, что сделал Симеоне, как он произвел революцию в клубе. И он действительно сделал это: трудно представить себе тренера, который оказал бы большее влияние где-либо. Он тоже принял эту идентичность и играл на ней: повстанцы сражаются с властью, только теперь у него тоже была команда, которая победила. Победила в его стиле — выгрызла и выцарапала успех.
Затем последовал чемпионский титул — возможно, завоеванный в самой справедливой борьбе в истории испанского футбола — и вторая Лига Европы. Два финала Кубка Европы. Они выиграли еще один чемпионский титул: для этого была создана совершенно новая команда, колоссальное достижение.
И были памятные дерби. Есть одно знаменитое изображение, на котором болельщики, выстроившиеся у табло стадиона «Висенте Кальдерон», фотографируют его после того, как «Атлетико» обыграл «Реал» со счетом 4:0. Это была часть серии из семи игр, в которых они не проиграли своим соседям-соперникам. Они также выиграли Суперкубок Европы и выиграли Кубок Испании, когда даже Фернандо Торрес, самая большая жертва тех темных дней, вернулся и, наконец, забил и победил своих заклятых соперников.
Но когда дело дошло до Европы, прорыва как-то так и не произошло, как будто это было чем-то другим, напоминанием о старом порядке, который нельзя свергать. Даже несмотря на то, что теперь они поверили, что это возможно, увидели, что они могут конкурировать и побеждать. И, конечно же, именно надежда их и убила. Любопытно подумать о том, что эти два поражения в европейских финалах от «Реала» весят больше, чем выигранные чемпионские титулы.
То, как это произошло, отчасти объясняет это: «Атлетико» вел 1:0 до сравнявшего счет гола на 92-й минуте и 38-й секунде, прежде чем они проиграли в дополнительное время в 2014 году. За этим последовала серия пенальти в 2016 году, в которой они проиграли. Два еврокубка уплывшие из рук за, в сумме сколько, 70 секунд? (Три, на самом деле: гол на последней минуте стоил им победы в 1974 году, откуда и появилось прозвище «проклятые»).
От мыслей об этом так легко не избавиться. Ничто никогда не компенсирует это, не тогда, когда все складывается против них. Не тогда, когда им раз за разом не удавалось отомстить и добиться искупление, от этой сокрушительной неизбежности никуда было не деться. Четыре года подряд «Реал» выбивал «Атлетико» из еврокубков: два финала, полуфинал, четвертьфинал.
«Атлетико» ранило то, что они принимали участие во взлете «Реала», в конечном итоге помогая своим соперникам, убирая «Барселону» и «Баварию» с их пути. Самая последняя еврокубковая ночь на «Кальдероне» закончилась бурей, болельщики «Атлетико» пели под дождем, зная, что все кончено, держась за то чувство борьбы, верности и поражения, как и раньше. На самом деле они выиграли, но выбыли; «Реал» снова станет чемпионом Европы. Почему-то это все подытоживало.
После того поражения в Милане в 2016 году Симеоне не ушел из клуба, несмотря на боль, глубокое чувство утраты, необходимость траурного периода, но что-то изменилось. А может закончилось. Хотя впереди у него было много-много лет в «Атлетико», чтобы выиграть важные титулы.
Хуанфран, не реализовавший решающий пенальти, попав в штангу, пообещал вновь вернуться в финал. Но, хотя они и выиграли Ла Лигу, они не вернулись в финал Лиги чемпионов, момент был упущен. «Реал» вновь заявил о себе. С тех пор «Атлетико» сыграл 18 дерби. Они хорошо боролись, но выиграли только три: финал Суперкубка Европы, еврокубковый матч на «Кальдероне», когда они выиграли со счетом 2:1, но все равно вылетели, и не вызывающая никаких эмоций победа со счетом 1:0 в Ла лиге в прошлом году, которая ничего не значила, поскольку «Реал» уже был чемпионом.
Теперь они снова встречаются, возможно, в последний раз при Симеоне. Статус-кво, казалось бы, восстановлен, гонка за титул чемпиона Ла лиги уже закончена, и на кону только место в четверке лучших. Возможно, не так уж много за что осталось бороться Симеоне, кроме достойного прощания с возрожденным им дерби. Может показаться, что момент ушел, и вновь мятежники сражаются с власть имущими, как будто все вернулось старым денькам. «Реал» выиграл семь из десяти последних противостояний, проиграв всего один раз.
В последний раз, когда они встречались на Кубке Испании месяц назад, было назначено дополнительное время, как и в последних шести кубковых играх между этими командами. Там, доминировав, поведя, упустив моменты и почувствовав себя обворованным, «Атлетико» пал, как в старые добрые времена, как будто ничего не изменилось.
Но, кое что поменялось. И если Симеоне все-таки решит сделать это 40-е дерби своим прощанием, об этом нельзя забывать.