Это уже определенно плохо и невероятно вредно для «Барселоны», но краткий ответ на первые два вопроса: мы еще этого не знаем.
Более длинный ответ: это, скорее всего, будет зависеть от того, будут ли возбуждены уголовные дела по делу, подробности которого еще выясняются.
Ниже представлена полная картина всего, что известно, и что это значит для будущего «Барселоны» после еще одного чрезвычайно драматичного дня… но сначала нам нужно кое-что еще объяснить.
Мы не единственные, кто ждет, что произойдет. И Испанская футбольная ассоциация, и правительственный орган Национальный спортивный совет (CSD) находятся в одинаковом положении. Эти властные органы могут наложить любые спортивные санкции.
Представитель CSD сказал : «Проблему изучает прокуратура, поэтому наша позиция заключается в максимальном уважении к судебному расследованию».
Испанская футбольная ассоциация начала расследование через свой «комитет по этике». Но анонимный источник в комитете сказал по поводу того, какие действия могут быть предприняты: «Это решение не в нашей власти, пока не завершится судебный процесс».
Итак, есть некоторые вопросы, на которые мы пока не можем дать полного ответа. Но есть многое, о чем можно рассказать.
Во вторник вечером, 15 февраля, президенту «Барселоны» Жоану Лапорте и в отдел по связям с общественностью клуба позвонили из Cadena SER.
Испанская радиостанция сообщила об имеющейся у них информации: ведется расследование платежей, произведенных «Барсой» в пользу DASNIL 95, компании, принадлежащей бывшему судье Хосе Марии Энрикесу Негрейре.
Прокуратура Барселоны расследует эти платежи, которые, по данным Cadena SER, составили 532 728,02 евро в 2016 году, 541 752 евро в 2017 году и 318 200 евро в 2018 году, с целью предъявления обвинений в коррупции между физическими лицами, как это сформулировано в испанском законодательстве. Расследование началось после того, как налоговые инспекторы пометили платежи как нерегулярные, изучив финансовые отчеты DASNIL.
Во вторник, во время этих первоначальных разговоров с Cadena SER, Лапорта и «Барса» решили не давать комментариев.
Даже в среду в полдень, когда Cadena SER опубликовала свою историю, внутри клуба все еще царило ощущение относительного спокойствия. Главный тренер команды Хави еще только собирался на пресс-конференцию перед игрой Лиги Европы против «Манчестер Юнайтед», но «Барселона» уже подготовила публичное заявление.
Они признали, что наняли «внешнего консультанта», который предоставил отчеты, «связанные с профессиональным судейством», прежде чем осудить время публикации: «сожалеет, что эта информация появилась именно сейчас — в лучший со спортивной точки зрения момент сезона». Энрикес Негрейра сказал Cadena SER, что никогда не благоволил «Барселоне» в плане судейских решений.
Связи между футбольными клубами и судьями не новы в Испании. Карлос Мегиа Давила, арбитр, на счету которого 220 матчей, после выхода на пенсию в 2009 году совершенно законно работал в отделе институциональных отношений «Реала».
Мануэль Мехуто Гонсалес, который судил 263 матча в высшем дивизионе Испании, теперь является частью структуры первой команды «Хетафе» и, опять же, работает абсолютно законно. Но отношения Энрикеса Негрейры с «Барсой» — единственный случай, когда клуб производил платежи человеку, который все еще работает в испанской футбольной ассоциации и имеет реальное влияние.
То чувство спокойствия, с которым руководство «Барсы» начало среду, вскоре начало испаряться. Отказавшись от комментариев прошлой ночью, Жоан Лапорта решил выступить через социальные сети клуба около 14:00.
Слова Лапорты не слишком отличались от того, что все читали за несколько часов до этого в заявлении клуба, хотя там было драматический взгляд прямо в камеру, когда он с популистским призывом обратился к болельщикам клуба.
Он сказал: «Я хочу внести ясность, кулес. Не случайно эта информация появилась именно сейчас. Такая информация всплыла, когда дела у нас идут хорошо. Это не совпадение».
Когда стали появляться новые сообщения в прессе, не ускользнуло от внимания, что 2018 год — год, когда «Барса» прекратила выплаты DASNIL, — был последним годом, когда Энрикес Негрейра работал на своей должности.
Оптика этой детали особенно неудобна для «Барсы». И она не очень хороша для испанской футбольной ассоциации, хотя и нет никаких доказательств благосклонного отношения к каталонцам со стороны судей или технического комитета, вице-президентом которого был Энрикес Негрейра.
В мадридской штаб-квартире испанской футбольной ассоциации, отвечающей за судейство в Испании, напряжение нарастало всю среду. Около 16:00 по местному времени Технический комитет арбитража (CTA), судейский комитет испанского футбола, сделал заявление.
«Комитет хочет прояснить, что г-н Энрикес Негрейра не принадлежал ни к какой федеративной структуре ФА после смены правления, которая произошла в 2018 году.
Ни один действующий судья или член органов CTA не может выполнять работу, которая может привести к конфликту интересов. CTA готов полностью сотрудничать с властями и предоставить любой тип информации, который может понадобиться».
В 2018 году испанская футбольная ассоциация действительно сменила структуру и руководство. Но, заявление CTA, подчеркивающее это, похоже, было направлено на то, чтобы власти задавали серьезные вопросы в другом месте, что не дает большей ясности в отношении темы отношений «Барсы» с Энрикесом Негрейрой и их сути.
В течение дня анонимные источники в испанской футбольной ассоциации начали частично дополнять картину. «Похоже, будет трудно убедительно доказать, какую пользу "Барселона" могла извлечь из судейства в последние годы», — сказал один из них.
Также было подтверждено, что «комитет по этике» начал внутреннее расследование. Но опять же, как подробно описано в начале этой статьи, было отмечено, что любые будущие действия будут зависеть от того, как прокуратура рассмотрит дело.
А в Барселоне ни минуты покоя не было у Хосепа Марии Бартомеу, бывшего президента «Барселоны». Он ушел с поста президента «Барселоны» еще в 2020 году и с тех пор не выступал с публичными выступлениями. В среду он снова оказался в центре внимания.
Бартомеу, который уже находится под следствием прокуратуры в связи со скандалом под названием «Барсагейт», причастность к которому он отрицает, ответил на запросы The Athletic о комментариях вечером в среду, обвинив свою задержку в том, что у него был беспокойный день.
Он также подтвердил связь между «Барселоной» и DASNIL 95. Когда его попросили объяснить, почему компании Энрикеса Негрейры было выплачено столько денег, он сказал: «Каждый топ-клуб пользуется такими услугами. 500 000 евро за рекомендации рефери — это слишком много? Честно говоря, я не знаю, сколько платят другие элитные клубы».
В сообщениях в среду в испанских СМИ подробно описывалось, как информация о судьях, назначенных на игры «Барсы», отправлялась из DASNIL 95 в клуб с подробностями, которые могут дать руководству представление о том, как лучше всего проинструктировать игроков относительно поведения по отношению к арбитрам.
В дальнейших сообщениях цитировались показания Энрикеса Негрейры, данные налоговым органам Испании, в которых он сказал, что «Барселона» платила ему, «чтобы убедиться, что судейские решения не будут приниматься против них, то есть чтобы все было нейтрально».
Бартомеу утверждал, что имел дело только с сыном Энрикеса Негрейры Хавьером и не знал, что сам Энрикес Негрейра «тоже был вовлечен в компанию» до более позднего времени.
Он сказал, что именно Хавьер предоставил «технические отчеты», за которые заплатила «Барса», и что он «выполнил их с большим профессионализмом».
Объясняя решение о прекращении выплат в 2018 году, Бартомеу добавил: «Чтобы сократить наши расходы и сэкономить деньги, спортивный отдел клуба уведомил меня, что мы прекращаем сотрудничество с этой компанией и начнем выполнять эту работу своими силами».
Он также предположил, что связи с DASNIL 95 были чем-то, что клуб унаследовал от предыдущей администрации, что они были еще до того, как он впервые пришел в клуб в качестве советника во время первого президентства Лапорты в 2003 году.
По словам Бартомеу, у прокуратуры возникли подозрения по поводу платежей клуба компании, поскольку Энрикес Негрейра заявил, что его услуги «Барсе» всегда оказывались по «устным договоренностям», а не письменно. Бартомеу хотел подчеркнуть, что документальные свидетельства существуют.
Он сказал: «У "Барселоны" есть отчеты об услугах, которые эта компания предложила клубу. Были письменные отчеты, а также видеоанализ действий судей в играх основной команды и команды Барселона Б».
Вот так прошел день, полный телефонных звонков, заявлений и сообщений в городе, где никто из причастных к «Барсе», казалось, не был в безопасности. Даже бывшие руководители, которые давно не работали в клубе (некоторые из них более четырех лет), включая Бартомеу, должны были дать показания прокурорам.
Один из этих бывших руководителей, пожелавший остаться анонимным, сказал что «не верит в то, что "Барселона" может быть переведена в низшие лиги испанского футбола или столкнуться с суровым наказанием».
Следствие прокуратуры еще не завершено. Как только это произойдет, мы увидим, как решат действовать соответствующие спортивные власти.
Но каким бы ни был исход, это уже очередной тяжелый удар по «Барселоне». Если оставить в стороне вопросы юридического, экономического или спортивного наказания, есть последствия, которые это дело имеет для нарратива клуба о самом себе.
Имидж «Барсы» уже сильно пострадал. Этот скандал, связанный с с судейским комитетом, отношения с которым, по мнению многих, культивировались в поисках конкурентного преимущества, особенно плох для клуба.
«Барса» исторически была клубом, который ассоциировался с борьбой с властями. В годы диктатуры Франсиско Франко клубу даже пришлось сменить название на Club de Futbol Barcelona. «Камп Ноу» был одним из немногих общественных мест, где каталонцы могли свободно говорить на своем языке, несмотря на то, что его использование было запрещено в других местах.
В сентябре 1976 года рефери Антонио Камачо публично указал на то, что он считал институциональной предвзятостью в отношении «Барселоны», сказав: «Пока Хосе Пласа остается главой судейской ассоциации, "Барселона" никогда не выиграет чемпионский титул».
Клуб вырос на этом. Поколения болельщиков выросли, зная, что «Барселоне» приходится бороться с предвзятостью властей. Теперь, даже если они ни в чем не будут признаны виновными, детали этого дела, которые все еще всплывают, должны стать еще одним сокрушительным моральным ударом, поразив самое сердце клубной идентичности.
Предстоит еще многое раскрыть и завершить большое расследование. Но одно можно сказать наверняка: 15 февраля 2023 года запомнится как не самый хороший день в истории «Барселоны».