На открытии фигуры он заявил, что «тронут» этой данью уважения, отметив, что у этой статуи даже меньше волос, чем у ее предшественницы, а его спросили о перспективах сборной Франции на предстоящем чемпионате мира в Катаре. Как это часто бывает, он ответил вежливо и не по существу.
Однако все стало еще интереснее, когда его спросили, скучает ли он по роли тренера и можем ли мы ожидать его возвращения на боковую линию в ближайшее время.
«Я близок к этому», — сказал он с улыбкой. «Жду. Мы немного подождем». Когда его завалили вопросами, он ответил: «Скоро, скоро. Но эй, мы наслаждаемся этим (перерывом)».
Было широко распространено мнение, что слова «близок» и «скоро, скоро» относятся к возможности сменить Дидье Дешама на посту тренера сборной Франции после чемпионата мира. Несмотря на все слухи, связывавшие его с «Манчестер Юнайтед», «Ювентусом» и «Пари Сен-Жермен» с тех пор, как он покинул «Реал Мадрид» в мае 2021 года, во французской прессе говорилось, что Зидан «почти не рассматривает других вариантов», кроме как тренировать национальную команду.
Но Катар-2022 пришел и ушел: Франция проиграла Аргентине по пенальти в финале, лишив их второго подряд триумфа на чемпионате мира, а контракт Дешама, срок действия которого истек в конце года, был незамедлительно продлен до лета 2026 года.
Потом разгорелся скандал. Не прошло и 24 часов, как президент Французской федерации футбола (ФФФ) Ноэль Ле Гре согласился дать интервью радиостанции RMC где его спросили в контексте нового контракта Дешама, слышал ли он о слухах, связывающих Зидана с вакантным постом наставника сборной Бразилии.
«Нет», — сказал Ле Гре. — «Но он может делать то, что хочет. Меня это не беспокоит. Я никогда не встречался с ним. Мы никогда не думали о расставании с Дидье».
Интервьюер предположил, что для французских футбольных болельщиков будет душераздирающе, если Зидан согласится на работу в Бразилии, на что ответ Ле Гре «Je n'ai rien a secouer» можно буквально перевести как «Мне нечего трясти» или, грубо говоря, как «Меня не колышет».
«Мне все равно, все равно, совсем все равно», — продолжил президент ФФФ. «Он может пойти куда хочет, в большой клуб, в сборную. Я не очень понимаю, как это касается меня».
Его спросили, связывался ли Зидан с ним по телефону. «Конечно, нет», — сказал Ле Гре. «Я бы даже не ответил на звонок. Чтобы сказать ему что? "Здравствуйте, сэр, нет, не беспокойтесь. Найдите другой клуб. Я договорился с Дидье"?».
Суть точки зрения Ле Гре была достаточно разумной; он был рад, что Дешам остался тренером сборной Франции, так почему же он должен выражать беспокойство по поводу будущей карьеры Зидана или размышлять над гипотетической идеей телефонного звонка от него?
Но пренебрежительный и неуважительный тон высказываний Ле Гре вызвал возмущение и осуждение со стороны, в частности, нападающего «ПСЖ» Килиана Мбаппе, министра спорта Франции Амели Удеа-Кастеры и Патрика Антона, главы комитета по этике ФФФ.
Более того, это усилило давление на Ле Гре, который занимал пост президента Французской федерации футбола с 2011 года. Федерация была замешана в скандале с тех пор, как в сентябре 2022 года французский журнал So Foot опубликовал изобличающее расследование, в котором утверждалось о ряде институциональных недостатков и обвинениях в сексуальных домогательствах, издевательствах и неадекватном поведении внутри организации. Некоторые из этих обвинений касались Ле Гре, который полностью их отрицал.
В то время ФФФ отвергла эти обвинения, пригрозив подать в суд на So Foot. Министерство спорта расследовало этот вопрос с намерением обнародовать свои выводы 1 февраля (окончательную версию отчета о сексизме в ФФФ планируется подготовить к 15 февраля — прим. ред).
Ле Гре держался, но расследование So Foot ослабило его авторитет, а широко распространенная негативная реакция на его комментарии о Зидане усилила ощущение, что его позиция стала несостоятельной — по крайней мере, на данный момент. В середине января Федерация футбола Франции объявила, что Ле Гре был «отстранен» до публикации выводов министерства спорта. Заместитель вице-президента Филипп Диалло временно вступил в должность.
Кажется, многое говорит об управлении футболом во Франции то, что на положение Ле Гре изначально не повлияли обвинения, выдвинутые So Foot, но его относительно тривиальные комментарии о Зидане стали переломным моментом.
Но это также кое-что говорит об уважении, которым пользуется Зидан, — отражение статуса, который сохраняется с его игровой карьеры, когда он был иконой сборной Франции, выигравшей чемпионат мира в 1998 году, и был лишь укреплен его достижениями в качестве тренера, выигравшего три титула в Лиге чемпионов за два коротких периода руководства «Реалом».
Дешам — человек, который привел Францию к их первому чемпионату мира в качестве капитана в 1998 году и ко второму 20 лет спустя в качестве тренера. Его выбор составов национальной команды никогда не вызывает всеобщего одобрения, но его послужной список вызывает большое уважение, в том числе выход его команды в финалы Евро-2016 и ЧМ-2022. Тем не менее, многие во Франции считают несправедливостью то, что на Зидана не обратили внимания.
Говорят, что некоторые коллеги Ле Гре по исполнительному комитету ФФФ были разочарованы тем, что новый контракт Дешама был представлен президентом как свершившийся факт, тогда как альтернативная кандидатура Зидана, по крайней мере, казалась достойной обсуждения.
Биксант Лизаразю, еще один член той команды, выигравшей чемпионат мира 1998 года, сказал L’Equipe: «Меня беспокоит то, что у Ле Гре очень предвзятое отношение к выбору тренера сборной. Зидан заслужил такое же внимание в качестве кандидата на пост тренера Франции, как и Дешам».
Зидан, однако, остался ждать. И это приводит к двум очевидным вопросам. Если не сейчас, то когда? А если не во Франции, то где?
Зидан, казалось, никогда не интересовался карьерой странствующего тренера, который путешествует из страны в страну, из одного элитного клуба в другой, выступая на трассе Лиги чемпионов, которую он так хорошо знает. Он начал свой тренерский путь в резервной команде «Реала» и стал тренером основной команды клуба в январе 2016 года. К маю 2018 года, в конце своего второго полного сезона, он, что примечательно, привел их к третьему титулу Лиги чемпионов. Пять дней спустя он подал в отставку — уронив метафорический микрофон.
Он был без работы в течение девяти месяцев, и в это время он был тесно связан слухами с «Манчестер Юнайтед» (в последние дни пребывания Жозе Моуринью в должности), а также с предполагаемыми вакансиями в «Челси» и «Ювентусе» летом 2019 года. Но так долго ждать не пришлось: в марте 2019 года он вернулся в «Реал», сменив на этом посту своего бывшего партнера по команде Сантьяго Солари, на этот раз с задачей не просто вернуть клуб «на свое место», но и перестроить стареющую команду.
Второй период Зидана в «Реале» принес некоторый успех, в виде выигранных Ла Лиги и Суперкубка Испании в сезоне 2019-20, но он был значительно менее результативным. Его «золотое касание» в Лиге чемпионов перестало работать, и, хотя он интегрировал в команду молодых талантов Эдера Милитао, Федерико Вальверде, Родриго и Винисиуса Жуниора, он все еще сильно зависел от стареющего ядра мадридцев. Он ушел в мае 2021 года, чувствуя усталость от требовательной тренерской работы в «Реале» и особенно от президента клуба Флорентино Переса.
Спустя почти два года он все еще ждет подходящей возможности вернуться к тренерской работе. Казалось, он надеялся, что работа, которую он хотел, появится — «скоро, скоро», — но теперь Дешам продлил контракт с Федераций футбола Франции до 2026 года. Даже если тренер уйдет в отставку после Евро-2024, это может означать еще 18 месяцев в подвешенном состоянии для Зидана.
Больше, чем кто-либо другой в футбольном бизнесе, Зидан, похоже, готов играть в выжидательную игру.
«Когда я был игроком, у меня был выбор продолжения карьеры в виде почти любого клуба», — сказал он L’Equipe в прошлом году в редком интервью. «В качестве тренера я не могу перейти в 50 клубов. Есть две или три возможности. Если я вернусь в клуб, то только ради победы. Говорю это со всей скромностью. Вот почему я не могу (просто) пойти куда угодно».
«Два или три клуба» звучит невероятно ограничивающе, но Зидана это устраивает. Когда «Манчестер Юнайтед» прощупывал его доступность, разведка увенчалась неудачей. Он знает, чего хочет — и, судя по его предыдущим заявлениям, это не включает в себя работу в Премьер-лиге.
«Некоторые условия усложняют ситуацию», — сказал он. «Язык, например. Когда люди говорят мне: "Хочешь поехать в Манчестер?" Ну, я понимаю английский, но не до конца им владею. Я знаю, что есть тренеры, которые приходят в клубы, не говоря на языке страны, но я работаю по-другому. Успех зависит от многих элементов. Это глобальный контекст. Я знаю, что мне нужно для победы».
Помимо вакансии в Бразилии, Зидан был назван потенциальной мишенью для Федерации футбола США, если продолжающееся расследование приведет к тому, что Грегг Берхалтер потеряет работу тренера мужской национальной сборной. Это тоже не подходящий вариант с точки зрения Зидана.
Внутренний круг общения Зидана очень тесный; ему это нравится, как и его многолетнему агенту Алену Мильяччо.
За пределами этого внутреннего круга есть только обоснованные предположения о том, где может оказаться Зидан. Один источник из внешнего круга, говоря анонимно, предполагает, что, помимо работы в сборной Франции, Зидану будут наиболее интересны варианты с третьим сроком во главе «Реала» (при определенных обстоятельствах, что может потребовать от Переса некоторого унижения), «Ювентус» (где он добился большого успеха как игрок) и клуб из своего родного города «Марсель» (если они достигнут положения, при котором снова смогут бороться за большие трофеи).
Он несколько раз отвергал предложения ПСЖ — последний раз прошлым летом, когда они считали его сильным кандидатом на смену Маурисио Почеттино. Одним из факторов была перспектива получить работу в сборной Франции после чемпионата мира. Другим было его непреходящее уважение и привязанность к «Марселю».
Заманчиво задаться вопросом, может ли Зидан, поскольку работа во Франции будет закрыта еще как минимум на 18 месяцев, расширить «две или три возможности», о которых он говорил ранее, — возможно, открыв глаза на любую будущую вакансию, скажем, в «ПСЖ», мюнхенской «Баварии» или в ведущем клубе Премьер-лиги.
Но когда вы добились многого как игрок и как тренер, вы можете позволить себе выжидать, перебирать и выбирать, а не делать выбор относительно своей карьеры, руководствуясь финансовой необходимостью, чувством призвания или отчаянным желанием проявить себя.
А пока нам остается только гадать, насколько хорош Зидан в качестве тренера. Его достижения в Мадриде более чем выдержат испытание временем — повторим, три титула в Лиге чемпионов за первые два с половиной сезона в качестве тренера, — но, наблюдая за его командой в «Реале», можно отметить, что они часто выглядели как группа звездных игроков, которые преуспевали в самые критические моменты, а не отражали видение тренера, как это делают, например, команды Пепа Гвардиолы, Юргена Клоппа, Диего Симеоне или Моуринью.
Но есть разные способы управления командой. И работа в «Реале», в частности, требовала определенной легкости в обращении, чтобы справиться с раздутыми эго как в раздевалке, так и в совете директоров, если уж на то пошло. Рафаэль Бенитес и, в конечном счете, Жозе Моуринью испытывали с этим серьезные проблемы. Зидан, как и Висенте дель Боске, и Карло Анчелотти, сделал это своей второй натурой.
«Мы видим некоторых тренеров, которые хотят быть главными героями, таких как Моуринью и Бенитес», — сказал The Athletic бывший президент «Реала» Рамон Кальдерон. «Зидан — полная противоположность. Им (Дель Боске и Зидану) нравится отдавать главную роль игрокам. Они находятся за кулисами и управляют эго и менталитетом звезд. Нелегко сделать звезд счастливыми. Не все из них могут выходить в стартовом составе, что порождает проблемы. Вам нужна стратегия на матчи, но прежде всего вы должны быть психологом. Эти двое (Дель Боске и Зидан) — лучшие».
Это мощная похвала, но она также поднимает вопросы о пригодности Зидана для работы в менее напряженной среде. Он продемонстрировал волшебство в «Реале», так быстро восстановив порядок, когда сменил Бенитеса, а затем Солари, но не каждый клуб такой. Некоторые клубы требуют, чтобы тренер был главным героем, говоря словами Кальдерона, или занимался строительством на долгосрочную перспективу. Большинство клубов требуют, чтобы тренер принимал трудные решения, а не шел по пути наименьшего сопротивления, как это часто бывало во времена Зидана в «Реале».
Это великий парадокс: кажется, что самый большой клуб в мире лучше всего подходит тихому и спокойному тренеру-интроверту, такому как Зидан. Так было и с Дель Боске, который преуспел в качестве тренера первой команды «Галактикос» «Реала» в начале 2000-х, а позже, в национальной сборной, показал мастерство в обращении с золотым поколением испанского футбола, но между этими успехами он с треском провалился во время своего единственного опыта руководящей работы в Турции, где он возглавлял «Бешикташ».
Зидану не нужно работать. Он хочет работать, но он может позволить себе — финансово, репутационно — выжидать, а не браться за работу, которая ему на самом деле не нравится. Однажды, несомненно, работа в сборной Франции будет его.
Но вопрос в том, как долго он готов ждать. А пока он остается ожидающим наследником французского престола, надеясь, что ему не суждено стать вечным дофином.