Впрочем, руководство «Лидса» старалось вести себя сдержанно, несмотря ни на что, но воскресное поражение от «Ноттингем Форест» переполнило чашу терпения.
В понедельник утром Марш, как обычно, пришел на работу, где ему и сообщили об увольнении. «Лидс» вернулся к поискам нового главного тренера, а Марш вернулся на рынок труда. Стороны расстались настолько мирно, насколько позволяли обстоятельства.
После матча с «Ноттингем Форест» Марш выглядел не лучшим образом, явно осознавая всю сложность ситуации. По его ответам можно было догадаться, что он понимает, к чему все идет.
В январе «Лидс» потратил на трансферы 70 миллионов фунтов. Новичков приглашали с оглядкой на тактику Марша. А еще клуб позволил американцу взять в свой штаб Криса Армаса, который, к слову, остался в команде, тогда как все остальные помощники ушли вместе с Джесси.
В «Лидсе» до последнего цеплялись за идею, верили. что проект в конце концов сработает, несмотря на все доказательства обратного.
Под руководством Марша «Лидс» выиграл лишь восемь из 32 матчей в АПЛ. По сути, команда осталась на том же уровне, что и в прошлом сезоне.
Да, состав стал лучше, но, прежде всего, благодаря инвестициям, а не за счет тренерской работы. После матча с «Ноттингем Форест» возникла неизбежная реальность: если работу Марсело Бьелсы признали успешной, то то же самое придется сказать и про Марша.
«Лидс» рисковал зайти на территорию, где им пришлось бы предоставить Маршу больше свободы действий, чем их самому успешному тренеру за последние 30 лет.
Марш любил рассуждать о менталитете победителей и тщетно пытался подчеркнуть его ценность для своей команды после игры в Ноттингеме.
Все усилия Марша остались в тени плохих результатов. Разумеется, теперь логично задать вопрос, почему 11 месяцев назад «Лидс» выбрал именно американца. Есть подозрение, что если бы Бьелса доработал до конца прошлый сезон, летом клуб все равно бы пригласил Марша.
Дело в том, что впервые руководители «Лидса» обсуждали с Джесси возможное сотрудничество еще два года назад. Ходили слухи, что в клубе проанализировали более 40 тренеров и пришли к выводу, что Марш больше всех подходит на роль преемника Бьелсы. И в какой-то момент обе стороны поняли, что идеально подходят друг другу.
«Лидс» позиционировал Марша как человека, который продолжит дело аргентинца. На словах все было идеально, но со временем найти сходство с «Лидсом» Бьелсы было все сложнее. Аргентинец всегда старался делать акцент на владении мячом и моментальном переходе в отбор в случае потери. Под его руководством команда в течение 90 минут преодолевала огромные расстояния, чем порой вызывала нескрываемое удивление.
Про «Лидс» Марша точно нельзя сказать то же самое. Команда под его руководством тоже неслась вперед, но совершенно без оглядки назад, например. То же самое с прессингом, который применялся даже в тех случаях, когда можно действовать иначе.
Очевидно, что тактическая модель Марша не сработала, несмотря на все старания команды. Один из агентов, который попросил не раскрывать его имени, рассказал, что игроки больше не верят, что данная модель может принести успех. Такого же мнения придерживаются и в руководстве.
После поражения от «Астон Виллы» (1:2) 13 января Марш ходил по тонкому льду. После этого стало ясно, что клуб вскоре может вмешаться в ситуацию. Правда, публично «Лидс» старался поддерживать тренера. Незадолго до закрытия трансферного окна состав команды пополнил Уэстон Маккенни. Всего лишь две недели назад Армас стал новым помощником Марша. Есть сведения, что один из руководителей настаивал на том, чтобы американец получил больше времени для работы с командой.
Еще осенью можно было подумать, что Марш далек от увольнения, хотя уже тогда было не все в порядке. «Лидс» старался действовать таким образом, чтобы тренер чувствовал безоговорочную поддержку. Но в то же время они понимали, что на самом деле не все гладко. Достаточно вспомнить историю с LinkedIn. Кроме того, в клубе были недовольны постоянными комментариями Марша.
Ему неоднократно предлагали меньше говорить и больше делать. Особенно в тех случаях, когда результаты были, мягко говоря, так себе. Меньше интервью, меньше подкастов. По меркам АПЛ Марш был чересчур жизнерадостным и необычайно доступным.
Летом ненадолго возникло напряжение, когда Марш, отвечая на вопрос о переходе Дэниэла Джеймса в «Фулхэм», сказал о трансферной политике «Лидса» «один пришел — другой ушел». На следующей неделе он объяснил свои слова. После отсылок к Матери Терезе и Ганди в прошлом сезоне, когда казалось, что клуб вот-вот вылетит в Чемпионшип, оставили его открытым для насмешек. А еще в клубе упрекнули его за поведение во время матчей. Марш получил красную карточку в неудачном матче с «Брентфордом» (2:5).
Тем не менее, они были довольны тем, как он управлял раздевалкой в период борьбы за выживание в АПЛ. Общественное негодование по поводу увольнения Бьелсы потребовались дополнительные усилия, чтобы не допустить раскола. Успех Бьелсы отбрасывал длинную тень, которая запросто могла накрыть его преемника.
Некоторое время казалось, что критика в адрес Марша подогревается сравнением с Бьелсой, но в последнее время стало ясно, что она связана с игровым стилем, из-за которого «Лидс» очутился на 17 месте. Результаты перечеркнули все позитивные моменты. На днях Марш рассуждал о шансах набрать очки в гостевом матче с «Манчестер Юнайтед», но теперь это уже не его забота.
«Лидс» был второй крупной работой Марша после «Лейпцига», где он продержался меньше шести месяцев. Возможно, «Лейпциг» был неподходящим вариантом или не самым правильным клубом в неподходящее время, но после его работы в «Лидсе» есть подозрение, что это уже определенная тенденция. Это увольнение причинит ему боль, поскольку было совершенно очевидно, что он хотел проявить себя в Англии. Маршу нравился образ американского тренера, успешно работающего в самой популярной лиге мира.
Теперь «Лидс», скорее всего, попытается сделать то же, что и год назад: найти тренера, который поможет не только сохранить команде место в АПЛ, но и будет заниматься развитием проекта. В клубе были уверены, то в лице Марша нашли именно такого человека. В августе, когда «Лидс» разгромил «Челси», казалось, что выбор был максимально точным. Но этот успех, по сути, так и остался единственным.
Вскоре после подписания контракта с «Лидсом» Марш рассуждал о том, насколько маловероятным было его назначение. Мальчик, выросший в Висконсине, где футбол был соккером, а обычный человек понятия не имел, что это такое, стал главным тренером одного из самых узнаваемых клубов Англии. Однако футбол, с которым он приехал на Туманный Альбион, оказался не самым эффективным.