Для некоторых идея о том, что человек извне управляет главным символом бразильской нации, сродни анафеме. Но есть проблемы с таким образом мышления. Начнем с того, что это полностью ретроспективный взгляд. Он терпит неудачу, если задать вопрос: «Что ты в последнее время сделал для меня?».
Прошло более двух десятилетий с тех пор, как Бразилия в последний раз выиграла чемпионат мира в 2002 году. За это время каждый ее турнир заканчивался, как только она встречалась с европейской сборной в плей-офф. Беспокоит то, что эти соперники становились все меньшими — раньше это были Франция [и Нидерланды], а также Германия, а теперь Бельгия и Хорватия.
Другая проблема консервативного взгляда состоит в том, что он неправильно понимает историю, которую стремится постичь. Существует широко распространенное мнение, что золотой век Бразилии был следствием наличия лучших игроков и позволения им выражать себя, без сосредоточения внимания на таких посредственных деталях, как оборона.
Хорошая мифология, плохая история. На самом деле Бразилия золотого века была чрезвычайно организованной. Например, «Селесао» впервые представили четверку защитников, и когда это впервые было сделано на чемпионате мира 1958 года в Швеции — до сих пор единственный раз, когда они выиграли в Европе — они не пропустили ни одного гола до полуфинала.
Путь к триумфам 1958, 1962 и 1970 годов был проложен менталитетом с поразительной непредубежденностью и готовностью к экспериментам — процесс, в котором небразильские тренеры внесли значительный вклад на клубном уровне.
Аргентинцы и уругвайцы играли важную роль в первые годы, и тактическая эффективность команды 1958 года была подкреплена Ондино Вьерой из Уругвая и Белой Гуттманном из Венгрии.
В-третьих, необходимо смотреть в лицо фактам. После того, как Тите ушел в отставку после чемпионата мира 2022 года в Катаре спустя 6,5 лет у руля национальной командой, нет ни одного выдающегося или даже просто сильного бразильского кандидата на вакантный пост.
Местные тренеры теряют позиции на внутренней арене, и нет никаких сомнений по поводу того, кто три самых впечатляющих тренера в Бразилии за последние несколько лет.
Жорже Жезуш из Португалии произвел сенсацию, когда построил атакующий «Фламенго», который сметал всех в 2019 году. Другой португалец, Абель Феррейра, применил гораздо более прагматичный подход, приведя «Палмейрас» к двум континентальным и одному внутреннему титулу в последние три года.
А Хуан Пабло Войвода из Аргентины сотворил небольшое чудо с «Форталезой» при гораздо меньшем бюджете, подняв их высоко в лиге и Кубке Либертадорес.
Между тем, бразильские тренеры редко встречаются где-либо еще в Южной Америке и почти никогда не встречаются в Европе. Местные специалисты жалуются, что все потому, что их тренерская квалификация не признается в Европе. Это может быть правдой, но вряд ли это имеет значение. На них просто нет спроса.
Луис Фелипе Сколари преуспел со сборной Португалии, но его время в «Челси» стало разочарованием, как и пребывание Вандерлея Люшембургу в «Реале».
Оба, казалось, застряли в Бразилии, бросая крайних защитников вперед и обнаруживая, что свободное пространство позади них использовалось соперниками, которые прессинговали выше, чем они привыкли.
Все это ставит бразильскую футбольную ассоциацию в неловкое положение. Каким путем они должны идти? Некоторое время назад у них был план — взять Хави Эрнандеса в качестве помощника, дать всем привыкнуть к этой идее, а затем пусть каталонец возглавит команду после Катара. Но переманить специалиста из «Барселоны» не удалось, и теперь им приходится начинать с нуля.
И они сталкиваются с очевидной проблемой. Все лучшие бразильские игроки находятся в Европе. Это задевает многих в местном футболе, даже если некоторые пытаются это отрицать. Но это явная правда. В этом столетии отдельные попытки сделать ставку на представителей бразильских клубов обычно заканчивались плохо.
И лучших игроков отпускают в Старый Свет в более раннем возрасте, а это означает, что они не имеют реального знания или контакта с некоторыми бразильскими именами, которые выдвигаются в качестве кандидатов — такими как Фернандо Диниз, рулевой «Флуминенсе».
Таким образом, внимание Бразилии, похоже, сосредоточено на ведущих европейских тренерах, к которым тайно обращаются с помощью книги контактов бразильской легенды Роналдо.
Карло Анчелотти считается идеалом, но у него есть работа в «Реале», и он вряд ли уйдет, чтобы возглавить сборную Бразилию. Из тех, кто в настоящее время не работает, выдвигались предположения о Зинедине Зидане и особенно бывшем наставнике сборной Испании Луисе Энрике.
Однако ни один из них не обладает подробными знаниями о внутреннем бразильском футболе, и эти знания были бы жизненно важны с дипломатической точки зрения, привлекая людей на свою сторону за счет проявленного интереса и любопытства. Луис Энрике, в частности, никогда не проявлял особого интереса к культивированию такого рода дипломатической тонкости.
Любого иностранного тренера ждут тяжелый обращение со стороны местных СМИ и тренеров, особенно старшего поколения, но задача значительно облегчилась бы, если бы он продемонстрировал попытки взаимодействия с бразильским клубным футболом и периодически вызывал в сборную некоторых местных игроков.
Тогда, возможно, золотая середина — это обратиться к одному из тех небразильских тренеров, которые добились успеха в этой стране. Это влечет за собой уход с верхней полки громких имен. Ведь есть преимущества в том, чтобы иметь возможность охватить оба мира и одновременно взаимодействовать с Бразилией, а также быть частью глобальной сети.
Но Бразилия выразила желание позвать тренера, ориентированного на атакующий футбол, что, похоже, исключает Феррейру. Опыт Войводы ограничен Южной Америкой, поэтому Жорже Жезуш (сейчас возглавляет «Фенербахче») отвечает всем требованиям.
Но вне зависимости от того, выбрана ли его кандидатура, или же предпочтение отдается более известному европейцу, или менее известному бразильцу, путь впереди для «Селесао» выглядит полным ловушек.