В субботу, 14 января, когда ледяной зимний ветер пронесся по «Гудисон-парку», первому специально построенному для футбола английскому стадиону, к списку добавились два нежелательных дополнения.
В первый раз совету директоров «Эвертона» было сказано не выходить на поле из соображений собственной безопасности, и впервые с 1958 года команда проиграла четыре домашних матча подряд.
Если в «Боксинг дэй» у фанатов на «Гудисоне» был шок от того позднего гола «волков», а затем ярость, когда «Брайтон» бушевал там 3 января, то в субботу это была тревожная смесь отвращения, уныния и страха, охватившая знаменитую арену, когда находящийся на дне таблицы «Саутгемптон» стал последней командой, повернувшей нож в ране.
«Эвертон» опустился на 19-е место и теперь сравнялся с клубом с южного побережья и «Вест Хэмом» по очкам. Тем не менее, даже несмотря на то, что еще осталась половина сезона, есть основания опасаться, что это может стать началом их прощания с Премьер-лигой.
Тренер команды соперников Натан Джонс впоследствии сравнил поединок с игрой Чемпионшипа из-за того, насколько атлетичным он был. Если что и вызовет бессонные ночи на синей половине Мерсисайда, так это то, что есть вполне реальные шансы, что следующий сезон придется сыграть во втором дивизионе.
Мрачная статистика быстро накапливается. Это уже десятое поражение во всех турнирах для «Эвертона» в последних 13 играх. Всего три победы после 19 матчей в чемпионате в этом сезоне — наименьший процент побед в их истории.
Их бессистемно набранные 15 очков, если скорректировать с учетом современных трех очков за победу, также является их самым низким показателем за всю историю. В последний и единственный раз такой был, когда они вылетали в 1951 году.
Добавьте ко всем мрачным предзнаменованиям фанатскую базу, все более и более охваченную яростью и токсичностью, которая угрожает погасить дух неповиновения, помогший клубу добиться успеха в прошлом сезоне, и отсутствие надежд на то, что у Фрэнка Лэмпарда есть средства, чтобы привлечь новых игроков в помощь команде.
Владелец клуба Фархад Мошири сообщил в редком интервью на прошлой неделе о кредите доверия тренеру, но даже это не остановит накапливающиеся вопросы о пригодности Лэмпарда, поскольку его удача и ясность тактического подхода, которые сработали в прошлом сезоне, растворились в грязи этой кампании.
Как же он должен сейчас желать импульса, двигающего команду вперед, и всплеска уверенности. Даже неплохо проведенные матчи с «Манчестер Сити» и «Юнайтед» не дали их, и поэтому «Саутгемптон», у которого было на пять дней меньше отдыха, чем у «Эвертона», перед этим жизненно важным матчем, преодолел усталость и воспользовался импульсом своего триумфа против «Сити» в Кубке лиги (турнире, в который обернулся для «Эвертона» катастрофой, когда Лэмпард выставил против «Борнмута» чрезмерно ротированную команду), чтобы выиграть в Мерсисайде.
Маловероятное возвращение Алекса Ивоби в стартовый состав, несмотря на то, что он получил серьезную травму лодыжки на «Олд Траффорд», должно было поднять настроение. Как и превосходный удар головой Амаду Онаны, который вывел «Эвертон» вперед.
Но когда Джеймс Уорд-Проуз так легко сравнял счет сразу после перерыва, настроение «Гудисона» начало меняться. Вера в то, что эта игра станет столь необходимым поворотным моментом, начала угасать, и она угасла еще быстрее, когда Энтони Гордон, призванный обеспечить атакующую угрозу, опрометчиво заработал штрафной в той области, о которой мечтает такой специалист, как Уорд-Проуз. Немного ошибившись с ударом в угол ранее, полузащитник «Саутгемптона» не ошибся во второй раз
Лэмпард появился позже, чем обычно, чтобы предстать перед СМИ с извинениями и стоицизмом, которые подчеркивают его личностные качества. Однако это мало поможет развеять сомнения болельщиков, которые задаются вопросом, оказалось ли его назначение еще одним тупиком, а вовсе не новым рассветом, на который они надеялись в прошлом сезоне.
Лэмпард и сам это сказал. Он не «чудотворец» и не «лучший тренер в мире», но причина, по которой несколько тысяч болельщиков остались после игры при резком падении температуры, чтобы скандировать и разворачивать плакаты, призывающие к переменам, больше связана с обстоятельствами, в которых приходится работать тренеру «Эвертона». У него слабая команда и мало средств для ее усиления из-за прошлых излишеств.
В матче против «Саутгемптона» хотя бы одно подписание Лэмпарда, наряду со спортивным директором Кевином Телуэллом, может претендовать на то, что он блистал. Онана был лучом света в довольно темном царстве. Возможно, еще слишком рано судить о мудрости подписания Нила Мопе, не попадавшего в основной состав «Брайтона», и Дуайта Макнила из вылетевшего «Бернли» в рамках плана по укреплению состава после прошлого сезона, но то, что ни один из них не вышел со скамейки запасных в матче с «Саутгемптоном», говорит о многом.
Некоторое недовольство советом директоров «Эвертона», особенно по отношению к председателю Биллу Кенрайту и исполнительному директору Дениз Барретт-Баксендейл, скорее перескочило, чем перешло черту приемлемой критики. Тот факт, что им пришлось держаться подальше от матча из соображений собственной безопасности, оставил неприятное послевкусие после игры.
Клуб заявил, что Барретт-Баксендейл подверглась физическому насилию после недавней игры, а электронные письма с пожеланиями смерти Кенрайту были шокирующими. Позже «Эвертон» подтвердил, что они поддерживают связь с полицией Мерсисайда по поводу общих угроз безопасности, но официальной жалобы по поводу конкретного инцидента в полицию пока не поступало.
Все это усилило продолжающуюся токсичность, которая, кажется, окутывает «Эвертон», как и болельщики, окружившие машину Йерри Мины, которого не использовали даже в качестве замены, когда он позже уезжал с территории стадиона. Колумбиец вышел, чтобы поговорить с ними, настаивая на том, что он «отдаст свою жизнь за клуб».
Другим игрокам, таким как Гордон, было приказано не останавливаться, а молодой нападающий Эллис Симмс, отозванный из аренды в «Сандерленде» в отчаянной попытке увеличить атакующую мощь, выглядел потрясенным, когда ехал через тот же людской водоворот.
Те болельщики, которые ведут кампанию по внесению изменений в то, что они считают умирающим советом директоров, подчеркнули, что они осуждают любое агрессивное поведение, и часть их кампании была направлена на возрождение тех воодушевляющих приветствий командному автобусу перед матчами, которые оказались настолько полезными для морального духа в апреле и мае прошлого года.
Но на этот раз болельщиков на «Гудисон-роуд» было заметно меньше, а их способность оказывать поддержку несмотря ни на что увяла после штрафного удара Уорд-Проуза. Возможно, это потому, что сейчас январь, а игр еще достаточно.
Или, что еще более тревожно, возможно, болезнь зашла настолько далеко, что на этот раз синергии между болельщиками и игроками не повторится. Если это так, то вылет становится все более предопределенным.
Есть опасение, что «Эвертон» сломался, и соединить его части воедино сейчас не под силу никому.