Теперь, менее чем за две недели после наступления 2023 года, искушение увеличить трансферные расходы прошлого лета в размере более 250 млн фунтов дополнительными значительными тратами на зимнем рынке должно быть сильнее, чем когда-либо.
«Синие» постоянно наращивали список футболистов в 11 игроков, который лучше, чем их стартовый состав. Выступления и результаты остаются на прежнем уровне, а Грэм Поттер начинает нести на себе основное бремя недовольства со стороны болельщиков.
Легко понять, почему была одобрена аренда разочаровавшего нападающего «Атлетико» Жоау Феликса, которая будет стоить 9,7 млн фунтов, в то время как «Челси» также должен будет полностью покрыть его зарплату в 5,3 млн фунтов до мая без опции выкупа.
FiveThirtyEight прогнозирует, что у клуба всего девять процентов шансов попасть в топ-4 АПЛ в этом сезоне, что лишь незначительно ниже прогнозируемых 10-процентных шансов на выход в финал Лиги чемпионов в июне. На данный момент большинство его болельщиков были бы приятно удивлены, если бы тот прошел «Боруссию» Дортмунд в 1/8 финала.
Согласно тому же алгоритму, наиболее вероятная позиция «Челси» в конце сезона АПЛ — восьмая с 59 очками — это будет его самый низкий результат со времен впечатляющего провала второго периода работы Жозе Моуринью в 2015/2016 годах. Очевидно, что для спасения первого сезона после прихода новых владельцев требуется дальнейшее вмешательство.

Может ли этим более радикальным вмешательством быть огромное, слишком хорошее предложение, чтобы от него отказываться, за Энцо Фернандеса где-то в районе пункта о его выкупе за 105 млн фунтов?
Или предложение на сумму выше рыночной за проверенного нападающего, способного облегчить хронические проблемы «Челси» в атаке? Как насчет альтернативы высокого уровня для Риса Джеймса справа в защите? Может быть, даже все вышеперечисленное?
Есть аргумент в пользу того, чтобы тратить большие деньги сейчас, а не ждать лета. При этом «Челси», возможно, сможет обойти соперников, которые держат свой порох сухим.
Кроме того, помимо маловероятной возможности того, что этот сезон все еще можно спасти возрождением формы в течение следующих нескольких месяцев, существует также вероятность того, что на какое-то время это может быть последней возможностью для «Челси» побороться за трансферы топ-уровня в качестве клуба Лиги чемпионов.
Вылет из элитного клубного турнира Европы имеет два основных последствия. Одно из них — потеря престижа в глазах самых талантливых и желанных футболистов мира — это удар по статусу, который усугубляется с каждым дополнительным годом, когда вы не пробиваетесь в Лигу чемпионов.
Другое — резкое снижение доходов от трансляций, что ограничивает расходы на трансферы в рамках правил финансового фэйр-плей и оказывает значительное давление на существующий фонд зарплаты клуба.
«Арсенал» может подтвердить и то, и другое — в эпоху после Арсена Венгера он был вынужден приступить к длительной перестройке вокруг молодых талантов, избавляясь от высокооплачиваемых исполнителей вроде Месута Озила и Пьера-Эмерика Обамеянга.
Финиш в четверке лучших в этом сезоне положит конец болезненному, а порой и поразительно безрадостному шестисезонному отсутствию «Арсенала» в Лиге чемпионов.
Никто в «Челси», от правления до раздевалки и трибун, не хочет этого. Активная трансферная кампания зимой может также смягчить то, что, помимо, возможно, невыхода в Лигу чемпионов, на тренерской скамейке нет авторитетной фигуры, которая привлекала бы топ-игроков: Поттер, хоть и многообещающий тренер, еще не обладает притягательной силой Пепа Гвардиолы, Юргена Клоппа или даже его предшественника Томаса Тухеля.
Тем не менее, есть еще одна убедительная точка зрения: не должен ли уверенный в себе клуб, вооруженный тщательным процессом подписания новичков на основе статистических данных — другими словами, именно такой клуб, который, по словам новых владельцев «Челси», они хотят построить, — поддержать себя, чтобы идентифицировать и приобрести нужных футболистов для быстрой и эффективной перестройки, независимо от того, является ли участие в Лиге чемпионов частью плана по набору игроков?

Стоит оглянуться назад, в январь 2016 года, через несколько недель после второго резкого ухода Моуринью и в самый разгар ужасного года «Синих». Поскольку клуб прекрасно понимал, что исторически неудачную защиту титула АПЛ уже невозможно исправить, директор Марина Грановская подписала только двух исполнителей: Мэтта Миазгу из «Нью-Йорк Ред Буллз» и Алешандре Пато в аренду из «Коринтианса».
Вместо этого «Челси» сосредоточился на планах на лето, когда невыход в Лигу чемпионов не помешал ему как убедить Антонио Конте стать его новым главным тренером, так и уговорить Н’Голо Канте перейти в команду из лагеря неожиданного чемпиона АПЛ «Лестера».
Эти два преобразующих трансфера сразу же вернули клуб на быстрый путь к превосходству внутри страны, хотя и с костяком команды, которая доказала свою способность к таким же достижениям в сезоне 2014/15. Трудно представить, что нынешний состав возродится с таким небольшим количеством подписаний, несмотря на то, что триумф в Лиге чемпионов 2021 года остается относительно свежим в памяти.
Но сосредоточение внимания на летней кампании также может дать драгоценное время новой рекрутинговой команде «Челси» (Кристофер Вивелл, Лоуренс Стюарт и Пол Уинстенли занимают свои посты всего несколько недель, в то время как Джо Шилдс хоть и числится в клубе, но уже по сути в «Саутгемптоне») для точной настройки своих действий и формирования последовательной стратегии.
Прошедшее лето должно было стать мощным напоминанием о том, что нецеленаправленные траты могут принести больше вреда, чем пользы. «Челси» еще не ощутил никаких преимуществ на поле от этих 250 млн фунтов в виде трансферных расходов, и, особенно в случае с Обамеянгом и Калиду Кулибали, они могли фактически усугубить проблемы с фондом зарплаты в будущем.
Самые желанные игроки, как правило, не доступны в январе, а те, кто доступен (например, Фернандес), имеют обременительные ценники, призванные сдерживать, а не стимулировать интерес.
Игроки попроще и те, кто хочет избежать плохих ситуаций, доступны, но выбор слишком большого количества вариантов футболистов второго уровня и краткосрочных решений, таких как Жоау Феликс, влечет за собой менее ощутимые альтернативные издержки. Любые деньги, потраченные сейчас, — это деньги, которые «Челси» не сможет потратить позже.
Это самый важный стратегический вопрос, стоящий перед Боэли и Clearlake Capital в этом месяце, и путь, который они выберут, скажет нам многое о том, как «Челси» будет действовать в ближайшие годы.