В 1974 году Беккенбауэр привел сборную Германии к победе на чемпионате мира. В финале немцы выиграли у Нидерландов. Это было столкновение двух футбольных стилей: запрограммированная Германия против тотального футбола команды Йохана Кройффа. Но подход Беккенбауэра отражал стиль его оппонентов. В 2018 году Ари Хан, игравший в 1970-х за сборную Нидерландов, сказал, что «Френки де Йонг — лучшая версия Франца Беккенбауэра. Он тоже обладает скоростью и способностью легко распоряжаться мячом».
Хотя де Йонг и не играл в обороне во время знаменитой кампании «Аякса» в Лиге чемпионов в сезоне-2018/2019, он все же расширил границы позиционных возможностей, играя глубоко в полузащите. Летом 2019-го Френки переехал в «Барселону», которая заплатила за него 75 миллионов евро. И через три года он стал тем, кем, казалось, никогда не сможет стать — невзрачным.
Что же случилось? И что может произойти в ближайшее время на фоне настойчивых слухов о том, что он де Йонг может перейти в «Манчестер Юнайтед», который не так давно возглавил экс-тренер «Аякса» Эрик тен Хаг?
Игроком какого плана является де Йонг?
Если коротко: де Йонг — полузащитник, основной задачей которого является продвижение мяча к чужой штрафной, при этом не акцентируя внимание на оборонительных действиях.
«Манчестер Юнайтед» видит в лице де Йонга замену для Поля Погба. Нидерландец и француз действительно чем-то похожи в игровом плане. Погба в «Ювентус», а де Йонг в «Аяксе» были игроками, которые могли делать все, что хотели. Поль мог создавать моменты для партнеров или сам забивать, действуя как нападающий, но в то же время он делал все, что требуется от топового полузащитника. Другими словами, рядом с Погба не нужен был полузащитник оборонительного плана. В то же время Погба спокойно выполнял роль дополнительного нападающего.
В «МЮ» Погба продолжил демонстрировать свой сумасшедший атакующий потенциал, но с оборонительными функциями все было печально. Из-за француза клуб нуждался в определенных изменениях, но был к этому не готов. В итоге Погба покидает «МЮ» свободным агентом и возвращается в «Ювентус».
Между тем, де Йонг в сезоне-2018/19 был одним из лучших полузащитников Лиги чемпионов по всем основным показателям — как атакующим, так и оборонительным. У Френки было 43 отбора мяча и перехвата в 11-ти матчах.
В этом плане де Йонг чем-то напоминает Луку Модрича, которому, к слову, уже 36 лет. По-настоящему элитные полузащитники участвуют не только в созидании, но и в отборе мяча. В «ПСЖ», например, с этой ролью отлично справляется Марко Верратти, а в «Челси» — Нголо Канте. У «Ливерпуля» в этом плане выделяется Тиаго Алькантара.
Но Де Йонг также известен тем, что не всегда умеет правильно выбирать позицию. В противном случае, «Барселона» побеждала бы гораздо чаще. Хотя после перехода в каталонский клуб он все равно стал довольно эффективен в игре без мяча. Таких примеров было достаточно даже в прошлом сезоне.
Несмотря на то, что в «Барселоне» Френки делает в среднем по 2,3 касания в чужой штрафной, то есть больше, чем в «Аяксе» (1,9), в трех сезонах Ла Лиги он забил лишь восемь мячей и сделал девять результативных передач.
Прямо сейчас де Йонг очень похож на игрока, который может спокойно продвигать мяч вперед и оказывать влияние своими забегами в штрафную. Но все равно он не из тех, кто может немедленно дать результат, независимо от того, кто играет с ним рядом.
Кем бы он мог быть?
Не совсем справедливо сравнивать де Йонга с такими игроками, как Тиаго Алькантара, Канте и Верратти, но, играя в «Аяксе», потенциально он был одним из тех, кто в будущем тоже мог стать таким же влиятельным. На это указывает и его трансферная стоимость — третья в списке самых дорогих среди полузащитников.
Но далеко не всем удается полностью вырваться из привычной среды. Надо не забывать, что на любого игрока влияют партнеры по команде, тренер и обстановка. «Барселона», как и «МЮ», — один из самых неудачных топ-клубов. Между тем, «Аякс» как раз один из лучших: у них есть четкая, но при этом достаточно гибкая идентичность, чтобы вовремя реагировать на кадровые изменения.
В «Барселоне» у де Йонга за три сезона сменилось четыре тренера, и у каждого были заметно разные тактические подходы. Более того, с тех пор, как Френки попал в «Барсу», в клубе сменился даже президент. Прошлым летом команду со слезами на глазах покинул Лионель Месси, который очень хотел остаться. И теперь «Барселона» действует одновременно в двух плоскостях реальности: в первой у них нет денег, чтобы тратить их в соответствии с финансовыми правилами Ла Лиги, а в другой они открыто пытаются заполучить известных игроков.
При Хосепе Гвардиоле и Луисе Энрике «Барселона» была местом, куда футболисты переходили с целью выигрывать трофеи. Туда брали тех, кто соответствовал по уровню уже имеющимся в команде игрокам, которые были уверены, что выиграют Лигу чемпионов и без крупных трансферов. Теперь же «Барселона» превратилась в место, где можно потерпеть неудачу.
Три самых дорогих игрока в истории «Барселоны» — Филиппе Коутиньо (160 млн евро), Антуан Гризманн (120 млн евро) и Усман Дембеле (105 млн евро) — либо являются свободными агентами, либо выступают за клубы, которые носят другое название.
Помимо бразильца и двух французов, «Барса» за последние пять сезонов потратила около 400 миллионов евро еще на 10 других игроков: де Йонга, Миралема Пьянича, Малкома, Паулиньо, Клемана Лангле, Нельсона Семеду, Артура, Франсишку Тринкау, Нето, Сержиньо Деста и Жуниора Фирпо. И только четверо из них играли за «Барселону» в прошлом сезоне, а де Йонг — единственный, кто отыграл не менее 2000 минут.
И есть подозрение, что проблема клуба не в игроках, которых он подписывал в последние годы.
Не думаю, что революционный потенциал де Йонга куда-то исчез, что его больше не стоит задействовать на позиции центрального защитника, чтобы узнать, что из этого может получиться. При этом сложно представить, что Френки будет упоминаться в разговорах о лучшем полузащитнике мира. Допустим, смогли бы Гвардиола и Клопп найти способ заставить его играть еще ярче? Нет никаких причин, по которым он не мог бы повторить то, что Илкай Гюндоган делал в «Манчестер Сити» в течение последних нескольких лет, постоянно продвигая мяч к чужой штрафной, в то время как Родри и Кайл Уокер следят за тем, чтобы не было провалов на своей половине поля.
А пока что де Йонг находится в том странном положении, в котором находятся многие потенциальные звезды: лишь несколько клубов могут позволить себе подписать его, но для такой цены его игра далеко не всегда выглядит достаточно привлекательно.
Де Йонг незаметно превратился в один из вариантов усиления для не самых благополучных топ-клубов. Если Френки перейдет в «МЮ», то через пару лет о нем, скорее всего, можно будет написать все то же самое.