Капитан «Манчестер Юнайтед» Гарри Магуайр в сезоне-2020/2021 отыграл максимальное количество минут в рамках «критической зоны», а Лука Модрич в какой-то момент провел 24 матчах подряд.
Разумеется, представители FIFPro постоянно думают о том, как решить эту проблему. Летом у игроков должно быть минимум четыре недели отдыха (хотя можно вспомнить, что у полузащитника сборной Испании Микеля Оярсабаля в прошлом году осталось лишь восемь дней для отпуска). Возможно, следует ввести дополнительные международные перерыва. Или уменьшить количество серию матчей, перерыв между которыми составляет менее пяти дней. По мнению тренеров, что подобное должно быть, но максимум от четырех до шести раз за сезон, а не каждую неделю. И еще один вариант — более длительные предсезонные сборы, во время которых у футболистов будет возможность повысить уровень выносливости.
На самом деле это нельзя назвать пустыми разговорами, особенно в случае с топ-игроками. Джанлука Виалли однажды сказал интересную фразу, суть которой заключается в том, что «спорт полезен, а профессиональный спорт — не очень». И он прав. Несмотря на все достижения медицины и спортивной науки, у большинства бывших профессиональных спортсменов есть травмы, ставшие уже хроническими, или еще что-то более серьезное.
А еще надо не забывать про психологическое и психическое состояние. Когда ты постоянно играешь, путешествуешь или тренируешься, это начинает сказываться.
Но здесь есть фундаментальная проблема и отсутствие стимула к изменениям.
Футболисты самого высокого уровня, которые постоянно находятся рядом друг с другом, путешествуют по миру, проводя более 55 матчей за сезон, также, как правило, зарабатывают большие деньги. Может, это неправильно, но в обществе редко можно столкнуться с проявлением сочувствия, если вы миллионер. Болельщики и критики чаше всего говорят: «Смирись и считай свои деньги».
Но еще один нюанс, заключается в том, что под верхушкой айсберга — чересчур уставшими игроками — находятся 99% профессионалов, которые на самом деле играют не очень много и с удовольствием стали бы делать это чаще.
Для примера возьмем «Вулверхэмптон», команду из середины турнирной таблицы АПЛ. У них было семь футболистов, которые провели за клуб и сборную в общей сложности 40 или более матчей. А это означает, что еще 18 футболистов играли не так часто. То же самое можно обнаружить и в других командах из высших европейских лиг. А если копнуть еще глубже — в низшие лиги — то количество таких профессионалов, которые играют не очень часто, будет только увеличиваться.
Поэтому когда дело доходит до футболистов в целом, оказывается, что у подавляющего большинства такой проблемы просто нет. И соответственно, самое простое решение — сокращение количества матчей за счет уменьшения кубковых турниров или сокращение количества клубов в высших дивизионах — это также во многих отношениях наименее работоспособный вариант.
Клубам надо заполнять стадионы, а телекомпаниям заполнять эфирное время, и самый простой способ зарабатывать еще больше — проводить как можно больше матчей. И подобная формула работает не только в футболе, но и в НФЛ и НБА. У вас есть куча фиксированных затрат (в основном заработная плата игроков), и у вас есть пустой стадион. Очевидно, что вы заработаете больше денег, если стадион будет заполнен. Подобную экономику нетрудно понять. И это еще без учета того, что есть большое количество небольших клубов, выступающих против сокращения лиг, потому что они тоже потеряют деньги.
FIFPro подняла еще один вопрос, озвученный главным образом тренерами и спортивными учеными в ходе опроса. Если вы проводите большое количество матчей, у вас, если повезет, будут уставшие игроки, а если не повезет — еще и травмированные. И в результате этого команда вряд ли будет способна показывать интересный и зрелищный футбол.
Мне понятен этот аргумент. Возьмите, например, «Ливерпуль» в прошлом сезоне. Они провели чудовищное количество матчей, потому что дошли до финала во всех турнирах, в которых участвовали. Мы видели несколько плохих матчей, в которых утомленные команды совершали несвойственные им ошибки. Но даже в таких «плохих» матчах «Ливерпулю» все равно удавалось дожимать соперников и выигрывать (почти всегда). Яркий пример — знаменитый Boxing Day в АПЛ.
Но разве это волнует простых болельщиков? Судя по рейтингам и посещаемости, можно предположить, что не очень. На самом деле, многим все равно нравится наблюдать за игрой, точно так же, как вам может нравиться смотреть бой двух боксеров, которые в 12-м раунде едва стоят на ногах, но все равно находят в себе силы продолжать поединок.
Сложно сказать, всегда ли так было или ситуация изменилась в последние годы. Все-таки наполовину здоровый Мохамед Салах все равно остается Мохамедом Салахом. Да, он, может, не такой быстрый и сообразительный, но это он — звезда «Ливерпуля», которая на фоне большинства игроков все равно выглядит достаточно ярко, и есть вероятность, что он все же справится со своей работой. А ведь многим просто хочется следить за результативным матчем. Когда ноги тяжелые, а в мыслях туман, — чаще всего это приводит к тому, что команды начинают чаще ошибаться и пропускать.
Кроме того, давайте посмотрим правде в глаза: две идеальные команды, идущие в ногу со временем в высоком темпе, не обязательно делают игру более интересной.
В общем, не стоит думать, что усталость игроков каким-то образом повлияет на зрительский интерес, ничего подобного. Это достаточно слабый аргумент. Более того, чаще всего в матчах, где хотя бы одна команда находится не в оптимальном состоянии, можно увидеть результативную игру, а это именно то, что нужно зрителям. И вряд ли кому-то из них интересно, что Магуайр, для которого это уже 63-й матч в сезоне и 14-й подряд, теряет мяч возле своей штрафной после активного прессинга со стороны соперника.
Можно ли что-то изменить? Единственное, что я вижу, — это введение обязательного отдыха при определенных обстоятельствах. Например, как в случае с водителями грузовиков и пилотами авиакомпаний. Но при этом нужно сделать это таким образом, чтобы клубы не несли финансовые потери. Можно сократить количество матчей подряд, которые игрок может провести за сезон, или общее количество матчей за 12-месячный период. Нужен индивидуальный подход, и тогда не придется сокращать количество матчей. Нужно будет всего лишь правильно распределить нагрузку между игроками, в том числе и главными звездами. Да, в такой ситуации болельщики того же «Ливерпуля» не всегда будут знать, на кого им сегодня придется смотреть — на Салаха или на Такуми Минамино, но это не самая большая проблема.
Но как добиться четкости в этом вопросе? Очевидно, что игрокам нельзя оставаться в стороне. Например, Де Брюйне, который неоднократно рассуждал об этой проблеме, соберется вместе с другими игроками и скажет: «Мы просто откажемся играть, когда усталость будет зашкаливать. из-за большого количества матчей». Главное, чтобы в этом вопросе было единство и прозрачность. В таком случае к ним точно прислушаются.
Конечно, кто-то скажет, что все люди разные, что для одним из 45 матчей за сезон это слишком много, а для других 65 игр — сущий пустяк. Между клубами начнутся споры из-за того, что кому-то нужен вынужденный отдых. Но реальность такова, что никто другой не может вступиться за них, кроме них самих. Можно, конечно, подождать, пока УЕФА и ФИФА что-то предпримут, но на них в этом плане вряд ли стоит рассчитывать.