Еще 25 мая, до финала Кубка России, но когда уже было ясно, что в матче за Суперкубок встретятся команды из Москвы и Санкт-Петербурга, в прессе появились сообщения, что на проведение матча претендуют Казань, Нижний Новгород и Екатеринбург — города с вместительными аренами, построенными к ЧМ-2018.
Это подтвердил и генеральный директор «Нижнего Новгорода» Равиль Измайлов. Тогда же утвердили и дату проведения Суперкубка — 9 июля. Полдела сделано!
На следующий день после финала Кубка начались первые споры о том, где нужно проводить матч и начали их новоявленные обладатели трофея.
Гендиректор «Спартака» Евгений Мележиков заявил, что не хочет, чтобы матч за Суперкубок России проходил в домашнем для «Зенита» Петербурге. В качестве альтернативы он предложил «Лужниках», где красно-белые днем ранее победили «Динамо». И действительно, чего стадиону простаивать.
Более того, 1 июня «Спартак» оформил свое предложение официально, отправив письмо за подписью Мележикова на имя президентов РФС Александра Дюкова и главы РПЛ Ашота Хачатурянца. Московский клуб предложил перенести матч за Суперкубок на 16 июля, так как «Спартак» закончил сезон позднее «Зенита».
Красно- белые сообщили, что лучшей ареной для проведения матча клуб считает стадион «Лужники», а в качестве альтернативных вариантов был предложены Казань и Нижний Новгород. Кроме того, «Спартак» предложил пригласить работать на матче независимую бригаду иностранных арбитров.
Представители северной столицы не замедлили выдвинуть контрпредложение, весьма лаконичное. 2 июня генеральный директор «Зенита» Александр Медведев заявил, что чемпионы России готовы провести Суперкубок в любой день по выбору РФС — в Санкт-Петербурге.
Пока в спортивных СМИ ветераны обоих клубов обменивались мнениями о преимуществах проведения матча в том или ином городе, в прессу один за другим начали просачиваться инсайды — сначала о том, что Петербург является фаворитом в борьбе за проведение Суперкубка, а потом о том, что из списка городов, претендующих на матч, исчезла Москва.
Причины назывались в основном экономические — коммерческая привлекательность матча на «Газпром Арене» (вместимость — 62 тысячи мест), который должен принести порядка 90 миллионов рублей. По регламенту 70% от прибыли поделят между собой участники матча. Отмечалось и то, что проведение Суперкубка послужит Санкт-Петербургу компенсацией за отобранный финал Лиги чемпионов.
Правда, проведение матча в «Лужниках», вмещающих 81 тысячу зрителей, грозило принести около 100 миллионов рублей, и как показал пример финала Кубка России, арена действительно заполняется на такие матчи. Вот только столичную арену вычеркнули из списка, поскольку на даты проведения матча за Суперкубок или ближайшие к ним на арене запланированы другие мероприятия.
Известно, что на 15 июля в «Лужниках» запланирован юбилейный концерт заслуженного певца ртом Лепса, но он вряд ли мог помешать матчу 9 июля. Тем не менее, «стадион 'Лужники' в качестве претендента на матч не рассматривается в связи с загруженностью арены другими мероприятиями», — сообщила служба коммуникаций РФС.
Нижний Новгород, с его ареной вместимостью 45 тысяч человек, принес бы примерно 55 миллионов — существенная разница. Про «Ак Барс Арену» (45 тыс.) даже говорить не хочется. Казань, избалованная обилием сильных спортивных клубов, давно доказала, что не является футбольным городом — на «Рубин» болельщики ходит очень плохо. Тем не менее, столица Татарстана готова принять матч.
Таким образом, Петербург остается почти безальтернативным в плане коммерческой выгоды. Вот только есть одна загвоздка — на день проведения матча за Суперкубок России на «Газпром Арене» запланирован концерт группы «Руки Вверх», причем, в отличие от РФС, музыканты все запланировали давно, заранее арендовав стадион — большая часть билетов уже давно раскуплена. О том, что концерт может быть подвинут, представителям группы никто не сообщал.
«Руки Вверх», кстати, выступят и в «Лужниках», но 2 июля. Снова получается, что непосредственных проблем матчу 9 июля это не должно создать, но стадион в Москве не имеет выкатного поля, как «Газпром Арена», так что поле «Лужников» накроют пластиком — это повлияет на состояние газона. Плюс понадобится монтаж и демонтаж сцены.
Казалось бы, это должно сделать Нижний Новгород приоритетным вариантом, который устроит всех. Да, клубы потеряют в деньгах, зато получат нейтральное поле с удобной логистикой и опытом проведения крупных матчей — стадион принимал прошлогодний финал Кубка России (между «Локомотивом» и «Крыльями Советов»).
Тем не менее, в списке городов-претендентов, озвученном РФС по-прежнему остается три города — Санкт-Петербург, Нижний Новогород и Казань.
А дальше события начали принимать странный оборот. В прессе появилась информация, что место проведения матча за Суперкубок могут определить жребием. Якобы, письмо с таким предложением президент РПЛ Ашот Хачатурянц написал на имя генерального секретаря РФС Александра Алаева.
«Учитывая все исторические, организационные и коммерческие особенности, члены правления [РПЛ] не пришли к общему мнению о месте проведения матча.
Предлагаем провести жеребьевку между аренами-претендентами, результаты которой утвердить на ближайшем заседании бюро исполкома РФС», — говорится в заявлении.
Разумеется, начал разгораться скандал — боссы российского футбола боятся принимать решения, лавируя между двумя столицаами и отдавая все на откуп случаю. В итоге, оригинал этого письма был опубликован, и как и ожидалось, в нем нет просьбы о проведении жеребьевки.
Президент РПЛ лишь попросил рассмотреть вопрос об определении места проведения матча на ближайшем заседании бюро исполкома РФС, которое должно пройти до конца текущей рабочей недели.
Не умел затихнуть этот не до конца разгоревшийся скандал, как подоспели новые известия, не менее увлекательные — телеграм-канал «Мутко против» сообщил, что РФС обсуждает со «Спартаком» и «Зенитом» вариант, при котором трофей будет разыгран по двухматчевой системе: один матч пройдет в Москве, а второй — в Санкт-Петербурге.
Клубы, якобы, не против этого варианта, но каждый хочет провести первый матч на выезде. При этом «Зенит» хочет играть 9 и 12 июля, а «Спартак» — 16 и 20 июля. РФС предлагает провести игры 12 и 16 июля.
Вскоре, подтверждение того, что вариант с двухматчевой системой действительно рассматривается, пришло из «Спартака».
При этом, вариант с двумя матчами изначально не считался окончательный. По сообщениям СМИ, представители РФС считали, что Суперкубок должен быть разыгран в Санкт-Петербурге и не хотели проводить матч на нейтральном поле.
Так в итоге и вышло — в среду, 8 июня, появился очередной инсайд о том, что матч за Суперкубок пройдет в Петербурге 9 июля. Жребия и двух матчей не будет, а концерт «Руки Вверх», мешающий футболу, перенесут.
Сразу после этого появилась информация, что красно-белые могут проигнорировать матч, если он состоится в Петербурге. При таком сценарии футболисты московского клуба с большой вероятностью не полетят в северную столицу.
А даже если матч в Санкт-Петербурге состоится, владелец «Спартака» Леонид Федун и его супруга Зарема Салихова гарантированно не будут присутствовать на встрече.
Последнее вряд ли сильно огорчило бы хоть кого либо, от болельщиков «Спартака», до представителей РФС, а вот угроза бойкота попахивает серьезным скандалом, хотя пока она не была официально подтверждена кем-то из представителей клуба.
Пока же выходит все так, как хочется «Зениту» и его руководителям — как и всегда в российском футболе.
И действительно, мы все это уже видели не раз — под «Зенит» буквально на лету переписывают регламент, редактируют календарь, теперь вот подбирают место проведения Суперкубка. Пора бы привыкнуть к этой гегемонии.
Ну а «Спартаку», если он не решится на бойкот матча, остается лишь найти в этой ситуации дополнительную мотивацию, чтобы взять реванш за поражение со счетом 1:7, случившееся на этой же «Газпром Арене».