Очередной кризис
Начать стоит с момента, когда в российском футболе все в очередной раз изменилось к худшему — с последних дней зимы.
После событий 24 февраля и последовавших санкций со стороны УЕФА и ФИФА, российские клубы и сборные оказались отстранены от международных турниров, а иностранные игроки получили право приостанавливать контракты с российскими клубами, чем они и воспользовались, массово покидая РПЛ.
Тяжелее всего после первой волны отъезда легионеров пришлось «Краснодару», потерявшему почти полный состав и казанскому «Рубину», которого отъезд ключевых иностранцев ввел в еще более глубокое пике, закончившееся в итоге вылетом в ФНЛ.
Именно тогда в разговорах между руководствами пострадавших клубов и в спортивной прессе начала активно муссироваться тема расширения РПЛ до 18 команд с обязательным мораторием на вылет из высшего дивизиона по итогам этого сезона — форс-мажорные обстоятельства требуют соответствующих решений.
За него публично высказывались президент «Урала» Григорий Иванов, президент тульского «Арсенала» Гурам Аджоев, генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов, генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг и член наблюдательного совета «Химок» Роман Терюшков.
Страсти вокруг расширения лиги
22 марта состоялось первое очное собрание клубов РПЛ после начала событий в Украине. На нем клубы, кроме обсуждения потолка зарплат и трансферного окна, провели голосование по животрепещущему вопросу, и большинство руководителей высказались за расширение лиги и мораторий.
Голоса разделились: 10-5, 1 («Спартак») воздержался. Формально клубы поддержали такую схему: никто из РПЛ не вылетает, заходят два первых места ФНЛ (но могут и не зайти, если не пройдут лицензирование). Результаты голосования клубов были переданы в РФС, потому что именно там принимают окончательное решение (и уже несколько раз заворачивали попытки клубов расширить лигу).
Ашот Хачатурянц, занимавший на тот момент пост главы РПЛ, дал после собрания клубов большую пресс-конференцию. Функционер признался, что ситуация сложная, и что он поддержал бы возможное расширение, если бы голосовал.
А вот про мораторий на вылет Хачатурянц высказался куда более туманно, хотя ощущалось, что эту идею он не одобряет. Глава РПЛ снова упомянул, что не все клубы могут дожить до конца сезона, явно намекая на испытывающие серьезные трудности «Краснодар» и «Рубин».
Российский футбольный союз, как можно понять, не одобрил идею моратория, но и сходу отказывать не стал, о чем заявил глава организации Александр Дюков.
Что было дальше, мы знаем — расширение лиги и мораторий на вылет не были приняты РФС. Клубы доиграли сезон — «Краснодар» успешно заместил потери воспитанниками, «Рубин» потерял еще больше игроков и вылетел напрямую, вместе с тульским «Арсеналом».
«Уфа» отправилась в ФНЛ, проиграв в стыках, проведенных в точности с изначальным регламентом. Казалось, что все вопросы по сезону-2021/22 закрыты, и все мы можем ломать голову над форматом следующего сезона.
И вот тут начинается конспирология
А точнее началась она еще 28 мая, спустя четыре дня после решения РФС о том, что спортивный принцип полностью сохранится.
Казанское издание «Бизнес-Онлайн» вышло с инсайдом о том, что руководство РФС и РПЛ обещало «Рубину» мораторий на вылет из Премьер-лиги.
Причем обещание было дано еще 22 марта на собрании клубов РПЛ, когда «Краснодар» и «Рубин» находились в бедственном положении и задумывались о снятии с турнира.
Тогда Ашот Хачатурянц сообщил о договоренности с президентом РФС Александром Дюковым о введении моратория на вылет из Премьер-лиги. Это означало бы, что по итогам сезона лига лишь пополнилась бы двумя лидерами ФНЛ и расширилась до 18 команд.
Имея в виду это обещание «Рубин» и «Краснодар» продолжили борьбу в чемпионате России. Но в итоге моратория не случилось, а «Рубин» вылетел из РПЛ.
После итогового собрания РПЛ в начале июня Хачатурянц попросили отреагировать на появившуюся информацию. Глава лиги, уже объявивший к тому времени, что уходит со своего поста после окончания сезона, ответил довольно туманно.
Президент РФС Александр Дюков тоже комментировал этот инсайд, причем куда более конкретно — полностью отрицая, что какие-то обещания клубам были.
Однако 7 июня гендиректор уже вылетевшей «Уфы» Шамиль Газизов давал пресс-конференцию, на которой среди прочего подтвердил слова генерального директора «Рубина» Рустема Сайманова об обещаниях Хачатурянца казанскому клубу.
Упомянутый Газизовым спортивный директор «Ростова» Алексей Рыскин немедленно поддержал коллег и раскрыл куда больше деталей о том, как все было.
На появившиеся разоблачения отреагировал генеральный секретарь РФС Александр Алаев, заявивший, что никаких закулисных и неформальных переговоров с клубами не было.
«15 марта в Российский футбольный союз поступило обращение от российской Премьер-лиги с ходатайством о введении полного моратория на ротацию клубов РПЛ и ФНЛ по итогам сезона-2021/22. Вопрос предлагалось включить в повестку предстоящего заседания исполкома РФС, что и было сделано.
23 марта исполком рассмотрел ходатайство и определил, что обсуждение предложения продолжится в формате рабочей группы, в состав которой войдут представители РФС, лиг и клубов.
По результатам ее работы на следующем заседании исполкома, состоявшемся 24 мая, был заслушан доклад группы, представивший оценку как предложения РПЛ, так и других возможных сценариев.
Голосованием было принято практически единогласное решение о сохранении существующего формата турнира и, соответственно, спортивного принципа.
Никаких альтернативных площадок для обсуждения вопроса, параллельных переговоров с клубами или альтернативных формул принятия решений, помимо заявленных выше, не существовало и существовать не могло.
Распространяемую информацию о том, что решение о моратории на вылет из РПЛ или любых других изменениях формата могло быть принято в других обстоятельствах, Российский футбольный союз считает несостоятельной», — заявил Алаев.
Что выходит в итоге?
Пока самой достоверной выглядит версия, озвученная Рыскиным. Судя по всему, договоренность между Хачатурянцем и Люковым действительно была, и было обещание моратория, чтобы успокоить «Рубин» и «Краснодар», готовых сняться с турнира досрочно.
Но в итоге в РФС включили задний ход и отказались от договоренностей, а крайним оказался Ашот Хачатурянц, который в итоге готов послужить козлом отпущения, ведь он и так покидает свой пост.
Короче говоря, российские чиновники, проворачивающие закулисные делишки — хозяева своему слову: захотели дали, захотели назад взяли. Все как всегда, ничего нового.