Многие из его недоброжелателей были оскорблены инсинуациями, что он чем-то похож на Джерри Магуайра, вымышленного спортивного агента, который борется против жадности ради любви.
Но клиенты Райолы не уставали повторять, что это сравнение было справедливым. Мино удалось установить особую связь с каждым из них.
Столь противоположные мнения прекрасно иллюстрируют то, как Райола разделил футбольный мир.
Райолу навсегда запомнят как одного из самых противоречивых, но ярчайших персонажей, которого, как казалось, любили и ненавидели в равной мере — самозваного суперагента, делающего добро для своих клиентов, но не для клубов.
Мино Райола родился в небольшом городке на юге Италии. Вскоре, когда он был еще младенцем, его родители эмигрировали в Нидерланды, поселившись в Харлеме.
Именно здесь прошло детство и юношеские годы Мино, который в будущем станет «королем суперагентов».
В юности Райола не отличился большим талантом, хотя до 18 лет играл за местный клуб, после чего решил, что ему будет лучше не на футбольном поле, а за его пределами.
Но даже после того, как он уже начал осваивать юридическую специальность, Райола по-прежнему сохранял страсть к футболу. В возрасте 22 лет Мино начал работать в менеджменте «Харлема».
Даже в столь молодом возрасте Райола не стеснялся быть откровенным в общении даже с самыми авторитетными и важными людьми, с которыми ему приходилось сотрудничать. Со всем, кроме своего отца, который был владельцем итальянского ресторана в Харлеме.
«Президент "Харлема" приходил к нам обедать каждую пятницу. Я всегда говорил ему, что он ничего не смыслит в футболе.
Однажды он отвел меня в сторону и сказал: "Слушай-ка, ну давай тогда ты попробуй". И он назначил меня спортивным директором», — рассказывал Райола в интервью Il Secolo XIX в 2011 году.
Однако Райола очень быстро разочаровался — из-за нехватки средств у него не было возможности реализовать все свои идеи.
Но тогда же, в середине 1980-х, когда был повышенный спрос на нидерландских футболистов, он понял, что можно хорошо зарабатывать на продаже лучших футбольных талантов в Италию, которая тогда центром футбольной вселенной.
Райола, отточив свои навыки посредника, в том числе благодаря работе брокером для голландских бизнесменов, имеющих коммерческие интересы в Италии, заключил сделку с профсоюзом игроков в Нидерландах. Это позволило ему заниматься делами всех футболистов страны.
На тот момент его главной целью были особые рабочие отношения с «Наполи», который Райола называл «клубом моего сердца». Однако сделка сорвалась.
«Я позвонил тогдашнему президенту "Наполи" Коррадо Ферлайно, и мы начали сотрудничество.
Я предложил ему Денниса Бергкампа за 700 миллионов лир (362 000 евро). Но он колебался. Два года спустя, в 1993-м, он предложил за него 14 миллионов евро, но я продал игрока в Интер», — рассказывал позже Райола.
Благодаря этой сделке, в рамках которой из «Аякса» в «Интер» также перешел Вим Йонк, Райола зарекомендовал себя как серьезный посредник на рынке Серии А. Трансфер состоялась через год после успешного перехода Брайана Роя из «Аякса» в «Фоджию».
Насколько умело Райола угождал своим свои клиентом, настолько же ему удавалось расстраивать их клубы.
Например, «Аякс», получивший значительную прибыль от сделок, организованных Райолой в начале 1990-х, был не очень доволен тем, как Златан Ибрагимович ушел в «Ювентус» в 2004 году.
Их неприязнь только усилилась два года спустя, когда нашумевший скандал, вошедший в историю под названием «Кальчополи», привел к обнародованию телефонных разговоров между тогдашним управляющим директором «Ювентуса» Лучано Моджи и Райолой:
Моджи: Продолжайте создавать проблемы. Не пускайте его на тренировки…
Райола: Завтра я буду держать Златана дома весь день, он не появится на тренировке. У меня назначена встреча с руководством «Аякса» в полдень, но я приду только в два…«.
Влияние Райолы на игроков также было поставлено под сомнение боссом "Манчестер Юнайтед" сэром Алексом Фергюсоном после тщетных попыток его клуба убедить Поля Погба остаться на "Олд Траффорд" в 2012 году.
Впоследствии Фергюсон не скрывал, что он и Райола мгновенно невзлюбили друг друга, добавив, что они были как "вода и масло".
Еще хуже были отношения Райолы с Хосепом Гвардиолой: агент назвал каталонского специалиста "трусом" и "псом" и даже предположил, что бывшего тренера "Барселоны" следовало бы отправить в психиатрическую больницу из-за того, что он держал Ибрагимовича на скамейке запасных.
Райола также утверждал, что он "нашел" Гвардиолу после финала Лиги чемпионов на "Уэмбли" в 2011 году, но его сдержал тогдашний генеральный директор "Милана" Адриано Галлиани.
"К счастью для Гвардиолы!" — пошутил Райола.
Готовность Мино бороться за своих клиентов подчеркивала его приверженность делу, в то время как он всегда настаивал на том, что он никогда не организовывал трансферы, а просто содействовал им.
"Я думаю, что когда игрок решает покинуть команду, он должен уйти. Я никогда не шел на компромиссы. Я работаю исключительно в интересах своего клиента.
Игроки — это мое состояние, и я несу большую ответственность перед ними. Однако я никогда не совершал неподобающих действий или действий, которые я лично не считаю правильными.
Старые агенты защищали интересы клуба. Для меня же на первом месте игрок", — говорил Райола.
И именно поэтому к нему постоянно тянулись футболисты — от Ибрагимовича и Погба до Эрлинга Холанда и Джиджи Доннаруммы. Райола оставался, возможно, самым влиятельным агентом в футболе вплоть до своей смерти в возрасте 54 лет.
Размер его комиссионных всегда вызывал вопросы, но это было частью более масштабных дебатов о роли футбольных агентов.
Каким бы ни был взгляд на роль Райолы в трансферах, нельзя отрицать, что это был человек с уникальным подходом, который умел продавать не только себя, но и своих игроков.
Райола говорил на восьми языках (итальянском, голландском, французском, английском, немецком, испанском, португальском и "конечно, неаполитанском") и имел особую склонность к преувеличениям.
Он незабываемо сравнил Погба с картиной Сальвадора Дали и заявил, что переезд Ибрагимовича в "Пари Сен-Жермен", наконец, предоставил гостям французской столицы возможность увидеть что-то еще, кроме Моны Лизы.
Однако, несмотря на всю свою напыщенность, он довольно скромно приписывает свои впечатляющие лингвистические способности "подготовке, а не интеллекту".
В конце концов, в основе творчества Райолы и его характера лежало противоречие. Он сказал, что решал проблемы, а его недоброжелатели утверждали, что он их создавал.