Идея ФИФА столкнулась с большим сопротивлением
Начнем с очевидного. ФИФА начала безжалостную кампанию по увеличению частоты проведения чемпионатов мира. Считается, что началось с предложения Саудовской Аравии, за чем последовало «исследование об осуществимости» этой идеи, которое было ужасно непрозрачным. Однако ясно, что вне зависимости от осуществимости, ФИФА решила, что мундиали раз в два года будут желательным явлением.
Были привлечены легенды футбола, чтобы стать лицом данного плана — крайне скудного на детали. На каждом шагу они встречали сопротивление со стороны игроков и Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов — FIFPro; тренеров и больших клубов; многих представителей женского футбола, которые считают, что их чемпионат мира останется в тени; но в первую очередь против выступил руководящий орган европейского футбола — УЕФА.
Последний раскритиковал эти планы, указывая на то, что они нанесут ущерб всем формам футбола, обесценят сам чемпионат мира, поставят болельщиков в невыгодное финансовое положение и затормозят развитие женского и юношеского футбола во всем мире. УЕФА также ссылался на здоровье игроков. Сообщалось, что более дюжины европейских стран рассматривали возможность разрыва с ФИФА или бойкота мундиаля, если та попытается добиться этих изменений.
ФИФА не стоит демонизировать в этой борьбе
Фанаты и западные СМИ в значительной степени встали на сторону европейцев, представив эту борьбу как добро против зла, как благородство против жадности ФИФА. И в этом есть смысл, ведь главный мотив здесь — деньги. ФИФА получает миллиарды от мужского чемпионата мира, и проведение его чаще в два раза может обесценить первенство в долгосрочной перспективе, однако сразу же повысит прибыль ФИФА.
И все же, это не борьба добра со злом — это битва за контроль. Это противостояние глобальной организации, которая представляет интересы мирового футбола, и европейской организации, которая представляет интересы европейского футбола, где пока что побеждает последняя и усиливает свою власть. Чемпионат мира раз в два года — это отчаянная попытка ФИФА отыграться.
ФИФА и УЕФА движет одна сила: каждый хочет организовывать матчи и турниры между самыми популярными футболистами мира. Они хотят продавать спонсорство и права на трансляцию этих поединков и распределять прибыль между своими членами, которые используют эти ресурсы для покупки или развития новых популярных игроков, которых ФИФА или УЕФА в конечном итоге тоже будут монетизировать.
УЕФА не желает терять свои доходы
И уже некоторое время УЕФА делает это чаще и с большей прибылью, чем ФИФА. Глобальный руководящий орган сообщил о доходах в размере 5,7 млрд долларов за период с 2015 по 2018 годы. Европейский же руководящий орган за тот же период заработал примерно 14,3 млрд долларов.
Согласно же недавнему отчету ФИФА, в котором подробно описаны преимущества ее предложения, где обновленный международный календарь с проведением чемпионатов мира каждые два года принесет дополнительный доход в размере 4,4 млрд долларов за четырехлетний цикл.
УЕФА, который выступает против этого плана, опубликовал собственное заявление, в котором утверждается, что европейские ассоциации могут фактически потерять более 2-3 млрд долларов за четырехлетний цикл из-за потери спонсорства и доходов от медиа.
На сегодня УЕФА побеждает, потому что его главное детище, Лига чемпионов, проводится ежегодно и в четыре раза чаще, чем у ФИФА. И еще потому, что, хотя в Лиге чемпионов выступают игроки со всего мира, выгоду от этого получают только европейские клубы и ассоциации.
Все лучшие футболисты из Азии, Африки, Северной и Южной Америки играют за несколько топ-клубов Старого Света. Поэтому крупнейшие компании из Азии, Африки, Северной и Южной Америки хотят спонсировать их команды, матчи и турниры, в которых они участвуют.
ФИФА помогает развитию небогатых стран
Так что деньги текут, а европейцы укрепляют свою власть. Аргентина, Сенегал и Южная Корея развивают кадры, а европейские лиги, клубы и ассоциации (через УЕФА) получают от них прибыль. Они инвестируют ее в инфраструктуру, которая обеспечивает прибыль в будущем. Владельцы же клубов — американские миллиардеры, русские олигархи и арабские шейхи — попутно зарабатывают сами или используют эти деньги в других целях.
Это модель, которая укрепляет сама себя, может казаться неправильной неевропейцам, и организация, которая лучше всего способна ее разрушить — это ФИФА. Та указывает на то, что игроки, воспитанные в Аргентине, Сенегале и Южной Корее, или в Гватемале, Танзании и Омане, должны чаще участвовать в турнирах, организованных руководящим органом этих стран.
И ФИФА, при всей своей коррумпированности и некомпетентности, до сих пор это делает. Она делится своими доходами со всеми 211 ассоциациями-членами. Да, она платит президенту Джанни Инфантино и другим привилегированным руководителям миллионы долларов и постоянно подрывает доверие к себе, однако она также направляет доходы от мундиалей в Шри-Ланку, Уганду и Доминику, финансируя футбол в странах, где ресурсов западноевропейской жизни попросту нет.
У ФИФА есть поддержка менее благополучных стран
Многие из этих стран жаждут проведения чемпионата мира раз в два года, потому что, если доходы ФИФА вырастут, больше денег получат и они. Выплаты солидарности от ФИФА являются их основным источником дохода, основным источником возможностей для их молодых игроков. 166 из них поддержали «исследование об осуществимости». Если бы все или большинство из них проголосуют за двухлетний план на специальном конгрессе организации или регулярном конгрессе ФИФА 31 марта 2022, план стал бы реальностью.
Европейские СМИ осуждают демократическую структуру ФИФА, справедливо указывая на то, что она не дает права голоса игрокам. Они критиковали структуру, что страна, которая выигрывает чемпионаты мира, имеет такой же вес, как и страна, которая никогда не сыграет на нем или другом большом турнире.
Многие развивающиеся страны обожают футбол и просто испытывают проблемы в создании профессиональных лиг или конкурентоспособных сборных, потому что на их пути стоит много препятствий. Исторические гранды перетянули ресурсы на свою сторону, поэтому система, ориентированная на Европу, работает в интересах Старого Света.
УЕФА не желает изменений
УЕФА утверждает, что влиятельные люди, управляющие этой системой, должны оставаться влиятельными. Что она производит увлекательный футбол, который нравится фанатам, а игроки мирятся с таким положением дел, и денежный конвейер продолжает работать. Наконец, что этот статус-кво в порядке и предпочтительнее ошибочного плана ФИФА.
И в чем-то УЕФА прав — большая часть данных возражений обоснована. Первоначальное внимание ФИФА к мужскому футболу и пренебрежение к женскому, по мнению некоторых, с самого начала сделало двухгодичную концепцию обреченной.
Но миссия УЕФА здесь не альтруистична — это не футбольный спаситель, сражающийся с коррумпированным злодеем, а четырехбуквенная аббревиатура, представляющая другую часть истеблишмента и борющаяся за интересы своих членов.
УЕФА и КОНМЕБОЛ способны подорвать идею ФИФА
Проблема ФИФА в том, что она не может привести этот аргумент, потому что он изображает игроков продуктом, а не людьми, и подпитывает подозрения, что за ее планом стоит финансовый интерес.
Вместо этого ФИФА полагается на пустую логику и мольбы о «будущем футбола», потому что без более частого проведения мундиалей, по словам ее президента Джанни Инфантино, «футбол рискует потерять свою привлекательность» среди поколения Z. Он также попытался привязать все эту идею к изменению календаря международных матчей, что необходимо и рационально, но все же связано с чем-то другим.
Аргументы легко опровергнуть, и влиятельные футбольные люди в Европе этим успешно занимаются. Более того, к сопротивлению идее присоединился даже Международный олимпийский комитет. Казалось, решимость ФИФА начала колебаться, но после Нового года она вернулась к своим планам.
Идея проведения мундиаля раз в два года вряд ли найдет консенсус. Южноамериканская конфедерация КОНМЕБОЛ также выступила против этого плана. И хотя технически ФИФА может продавить свое решение без какой-либо европейской или южноамериканской поддержки, европейцы и южноамериканцы могут так же легко прыгнуть с корабля, устроив свой собственный прибыльный турнир и подорвать привлекательность чемпионата мира.
Почему эта борьба закончится компромиссом
Неудивительно, что впоследствии Инфантино намекнул на компромисс, заявив, что хочет объединения, а не разделения. Тем не менее, путь к взаимопониманию может быть тернист, и эта борьба институций на пути к миру может быть взрывоопасным, ведь в ней сошлись две мощные структуры.
Результатом может стать глобальная Лига наций или другое первенство, где будут более слабые участники. Однако сила УЕФА, которая в некотором смысле перевешивает силу ФИФА, должна помешать проведению настоящего чемпионата мира раз в два года.
Это не повод праздновать, ведь это не победа обывателя над могущественной элитой. На самом деле, если навести на резкость, то можно увидеть и обратное. Ведь можно увидеть в ФИФА, несмотря на ее грешное прошлое и захудалое настоящее, голос безмолвных, борющихся за восстановление мировой игры стран от имени всей планеты. Поэтому в данной борьбе сторонам просто придется найти компромисс.