Идея о том, что «клубы-основатели» не могут быть понижены в классе, отчасти основывалась на предположении, что неприступная иерархия уже существовала в каждой из крупных европейских лиг. Мало кто может возразить, что «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед» и «Челси» по-прежнему находятся в авангарде английского футбола, а вот присутствие в списке «Арсенала» и «Тоттенхэма» больше основано на родословной, чем на спортивных результатах.
Между клубами Премьер-лиги произошел раскол по четкой линии разлома: те, чья сила и влияние были необходимы для обеспечения авторитета Суперлиги, и остальные, которые считали, что не могут позволить себе остаться позади. Финансовые последствия COVID-19 еще больше изменили ситуацию, поскольку одни клубы используют уязвимости других для укрепления своих позиций.
Не пора ли полностью пересмотреть концепцию «Большой шестерки» или вообще от нее отказаться?
Этот термин, возможно, берет свое начало с зарождения самой Премьер-лиги, когда ведущие клубы страны объединились, чтобы сформировать более стабильный чемпионат, нуждающийся в дополнительном финансировании.
«Большой пятеркой», как их называли в конце 80-х — начале 90-х, были «Арсенал», «Тоттенхэм», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль» и «Эвертон». Представители этого квинтета встретились на ныне печально известном секретном ужине с тогдашним руководителем телевещателя Грегом Дайком в октябре 1990 года, что привело к формированию Премьер-лиги менее чем через два года.
Поскольку в последующие годы Премьер-лиги стала глобальным явлением, Лига чемпионов расширилась до такой степени, что к 1999 году четырем командам из трех ведущих лиг (согласно рейтингу УЕФА) было позволено участвовать в турнире. В случае с Англией максимальная квота была добыта в 2002 году, и, учитывая уровень доходов от еврокубков, четверка лучших претендовала на то, чтобы ежегодно входить в «Большую четверку».
С тех пор эти четыре призовых места каждый год делят «Челси», «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед», «Тоттенхэм» и «Арсенал», не считая ошеломляющего успеха «Лестера» в 2016 году (это достижение с каждым сезоном выглядит все более примечательным и считается настоящим чудом), четвертого места «Эвертона» в 2005 году и третьего места «Ньюкасла» в 2003 году.
«Челси» Романа Абрамовича и «Манчестер Сити» Шейха Мансура нарушили этот порядок в результате дорогостоящих поглощений в 2003 и 2008 годах соответственно, по сути купив место под солнцем и имея владельцев, у которых есть все возможности, чтобы компенсировать влияние пандемии коронавируса на доходы.
Учитывая пандемию, УЕФА смягчил свои правила финансового фейр-плей, разрешив оценивать финансовые годы-2020/2021 как один период и взяв во внимание среднюю совокупную задолженность за эти два года. Пространство для маневра, созданное этими мерами, позволило «Манчестер Сити» потратить 100 миллионов фунтов стерлингов на то, чтобы подписать Джека Грилиша из «Астон Виллы», одновременно охотясь за более крупное сделкой — капитаном «Тоттенхэма» Гарри Кейном.
«Челси» побил свой трансферный рекорд, заплатив за Ромелу Лукаку из «Интера» 97,5 миллиона фунтов. При этом итальянский клуб был вынужден устроить распродажу из-за резкого падения доходов за последний год, несмотря на победу в чемпионате впервые за десятилетие.
Статус «Манчестер Юнайтед» как одного из самых доходных клубов в мировом футболе отчасти основан на невероятных коммерческих возможностях, которые были относительно успешны даже во время пандемии и позволили клубу потратить 73 миллиона на Джейдона Санчо и еще 34 миллиона на Рафаэля Варана.
«Ливерпуль» еще не проявил себя на трансферном рынке, если не считать приобретения Ибраима Конате у «РБ Лейпциг» за 36 миллионов, но «красные» вложили значительные средства в заработные платы, подписав новые долгосрочные контракты с Алиссоном, Фабиньо, Трентом Александером-Арнольдом и Вирджилом ван Дейком. При этом впереди самое крупное продление — с Мохамедом Салахом.
Следовательно, эти четыре клуба выглядят явными фаворитами в борьбе за титул чемпиона Англии в сезоне 2021/22, в то время как два других члена «Большой шестерки» стремятся просто сдержать падение.
«Тоттенхэму» еще нужно побороться за то, чтобы Кейн остался в Северном Лондоне. Перед тренером Нуну Эшпириту Санту стоит задача остановить спад, который начался в конце эпохи Маурисио Почеттино и который Жозе Моуринью не смог предотвратить. «Шпоры» оказались в числе наиболее пострадавших от пандемии клубов с финансовой точки зрения. Они стали первыми, кто воспользовался государственной программой, которая дала им доступ к кредиту в размере 175 миллионов фунтов от Банка Англии.
«Тоттенхэм» также открыл свой новый стадион стоимостью 1 миллиард фунтов всего за год до того, как коронавирус положил конец любым массовым собраниям и лишил клуб огромных финансовых средств.
Циники отмечали, что «шпоры» попали в Суперлигу, несмотря на то, что они не выиграли ни одного трофея с 2008 года, но они занимают девятое место в рейтинге Deloitte по доходам, полученным в сезоне 2019/20. Для справки: 11 из 12 отколовшихся клубов находились в топ-14 этого рейтинга.
Примечательно, что несмотря на то, что Премьер-лига завершила все матчи во время пандемии, в отличие от французской Лиги 1, она не была защищена от коллективных финансовых страданий. В июле компания Deloitte сообщила, что совокупный европейский футбольный рынок сократился на 13 процентов в 2019-2020 годах, что впервые привело к сокращению доходов после мирового финансового кризиса 2008 года.
Выручка клубов Премьер-лиги также впервые упала с рекордных 5,2 миллиарда фунтов до 4,5 миллиарда. Более половины из 20 клубов заявили об операционном убытке, а совокупная операционная прибыль снизилась с 782 миллионов фунтов до 55 миллионов. Совокупные убытки до налогообложения составили 966 миллионов. Клубы, находящиеся далеко ниже «Большой шестерки», почувствовали, что их топ-конкуренты вот-вот исчезнут за горизонтом.
Однако внутри этой группы «Челси» и «Манчестер Сити» являются одними из немногих клубов, которые почувствовали возможность укрепить свои позиции, воспользовавшись этим спадом за счет собственных надежных финансовых резервов. Но «шпоры» входят в число тех, кто пытается остаться на плаву, как и их соперники по Северному Лондону из «Арсенала».
«Канонирам» предстоит провести первый сезон без еврокубков за 25 лет. Они вложили значительные средства в обновление команды, в том числе подписав защитника Бена Уайта из «Брайтона», но столкнулись с необходимостью заработать денег за счет продажи своих игроков в последние две недели трансферного окна.
Огромная финансовая мощь Премьер-лиги вызвала зависть среди многих ведущих клубов в других странах, что в сочетании с нежеланием УЕФА реформировать Лигу чемпионов в их пользу привело к стремлению создать Суперлигу. Только самые наивные наблюдатели могут подумать, что угроза миновала после провальной попытки в апреле. Раскол между имущими и неимущими еще может пройти через «Большую шестерку», если в ближайшие недели и месяцы не будут приняты правильные бизнес-решения.
Относительно равномерное распределение доходов от телевидения в Премьер-лиге продолжает помогать остальным, включая «Вест Хэм» и «Лестер», ломать стереотипы. Эти клубы постараются улучшить свои позиции, поскольку, по крайней мере в сезоне 2020/21 они встряхнули «Большую шестерку». «Эвертон» также возродил надежду при Рафе Бенитесе.
Их задача — ворваться в топ-4 после лета, когда «Манчестер Сити», «Челси», «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуль» пытались усилить свою хватку. Возможно, в этом и кроется привлекательность Премьер-лиги, где нет ничего определенного.