Забитый гол — когда Мемфис Депай ассистировал Жерару Пике — был хорош, но не настолько великолепен.
Но тот факт, что в течение недели, предшествующей матчу, Пике — проницательный бизнесмен — отказался от суммы, близкой к 50% своей зарплаты, за следующие три года, чтобы клуб, который он любит, мог вложиться в потолок зарплат Ла Лиги, и смог зарегистрировать Мемфиса Депая, Эрика Гарсию и Рея Маная, делают этот гол каким-то сверхисторическим.
Просто вдумайтесь. Пике совершил поступок, который чисто с финансовой точки зрения, вероятно, не имеет себе равных в истории профессионального футбола. Депай не только был зарегистрирован, но уже и смог сыграть против «Реала Сосьедада» в первом матче «Барселоны» без Месси. Затем сработала своего рода карма. Именно Депай выполнил подачу прямо на ход Пике, чтобы тот открыл счет в матче. Голливуд счел бы это слишком маловероятным и слишком слащавым.
А перед матчем, во время разминки, Пике был встречен ревом, который был несоразмерен тому, что на стадионе присутствовало всего 30 тысяч болельщиков. Они видели в нем «спасителя», а его гол побудил их скандировать: «Пике — президент!».
В конечном итоге «Барселона» одержала комфортную победу в матче со счетом 4:2.
Если ты читаешь это, Жерар. Как насчет такой идеи? Уже были играющие тренеры, мы видели тренеров-менеджеров. Но ни в одном элитном клубе с момента основания «Барселоны» не было играющего президента. Просто представьте себе это.
Как бы там ни было, те, кто скандировал о президентстве Пике, определенно не знали, с чего началась инициатива футболиста, насколько хорошо она была продумана и во сколько она ему обошлась.
Сейчас на «Камп Ноу» неспокойные времена, и, хотя у всех есть свои источники, сложнее получить надежную информацию, когда каждый отдельный сотрудник гребет сильнее, чем когда-либо, чтобы не утонуть в волне долгов. Однако если я правильно все истолковал, то «вклад» Пике в то, чтобы сохранить свой клуб на плаву, весьма серьезен.
Некоторая отсрочка по зарплате — это означает, что она будет выплачена, но значительно позже — это шаг, чтобы «Барселона» немедленно смогла поправить дела. Но также, что очень важно, он отказался он некоторой суммы денег (я имею ввиду, полностью отказался). Это восьмизначная сумма за три года.
Также я понял, что этот президент без должности отказался от бонусов и премий, которые являются обязательными для любого контракта спортсмена топ-уровня. Это означает, что если «Барселона» каким-то образом сможет выиграть Лигу чемпионов или чемпионат Испании в следующие пару сезонов, то Пике откажется от еще большего количества денег.
Вы, конечно, можете формировать свое мнение. Некоторые, к сожалению, пренебрежительно отнесутся к этому. Да, Пике уже богат. Да, его возлюбленная Шакира баснословно богата. Но всех богатых мужчин и женщин, которых я встречал, больше всего объединяет тот факт, что независимо от того, сколько у них денег, «их никогда не бывает достаточно».
Во-вторых, даже богатые люди и филантропы смотрят на необходимость отдавать деньги, которые им полагаются, или которые они заработали, примерно с тем же энтузиазмом, с которым Дракула смотрит на чеснок или дневной свет.
Так что если вы не способны оценить это как чрезвычайно важный и, вероятно, уникальный жест, то вам следует прекратить дискуссию.
После воскресного матча Пике заверил, что длинное интервью на поле не было посвящено ему, его голу или его подарку в виде отданной зарплаты. Вместо этого он защищал других ветеранов команды и говорил об их готовности последовать примеру. Его вывод был таков: если все в клубе сразу не начнут грести в одном направлении, «Барселона» сядет на мель.
Когда Жорди Альба позже говорил, что Пике опередил всех, отказавшись от части зарплаты, чтобы «Барселона» снова могла нормально функционировать, он использовал термин «тайминг».
По правде говоря, Пике был первым, потому что отказ от большой восьмизначной суммы был его идеей, а не клуба. Он проявил инициативу. На протяжении последних трех недель Пике планировал, узнавал мнения тех, кого он больше всех уважал, собирал цифры и высчитывал результаты уравнения с рисками/выгодой/последствиями.
Первая платформа его инициативы была связана с личными амбициями и личным удовлетворением. 34-летний защитник уже давно решил, что у него нет желания экспериментировать с другой зарубежной командой. Он уже поиграл за «Манчестер Юнайтед» в 2004-2008 годах. Барселона — его дом. И его семья чувствовала — так же, как Лео Месси и его семья, когда узнали новости — что уход был бы неприятен. Более того, «Барса» является для него «его» клубом.
Поздно вечером в воскресенье Пике выпустил небольшой видеоклип. В нем можно увидеть, как четырехлетний Жерар в компании своих бабушки и дедушки, вежливо попросил автограф у Рональда Кумана. Это было сделано примерно через два года после того, как Куман забил первый победный гол клуба в финале Кубка чемпионов.
Существует обширный контекст любви Пике к своему клубу, но это была последняя историческая справка. Он давно решил, что готов играть за «Барселону», пока ему не исполнится 37 лет, и центральным фактором в его размышлениях в течение этих трех недель было желание не торопиться. Пике хотел победить.
Если вы внимательно наблюдали за ним или слушали его, вам будет совершенно ясно, что его вдохновляет не сама по себе игра. А соревнование, упорное соревнование, вызовы самому себе, риск проиграть, но вырвать победу. Эти же вещи вдохновили его на инвестиции в ФК «Андорра» (он является владельцем и мажоритарным акционером) и на покупку теннисного Кубка Дэвиса (вместе со своим другом и деловым партнером Хироши Микитани). В меньшем масштабе это то же самое, что вдохновляет Пике на увлечение покером.
Чтобы «Барселона» была более конкурентоспособной, особенно без Месси, было абсолютно необходимо, чтобы Депай и Гарсия (каждый из которых отлично выступил против «Сосьедада») не оставались вне заявки до января, когда в Испании вновь откроется регистрация игроков.
Отдав клубу многомиллионную сумму, Пике инвестировал в возможность «Барселоны» конкурировать и бороться за трофеи. Это делает его смелый поступок более логичным, не так ли?
Но будьте честны. В идентичной ситуации, от какой части того, что по контракту должно быть вашим, вы осмелились бы отказаться? 10 или 20 млн евро? Меньше? Больше? Совсем ничего? Будьте честны.
Мы говорим о парне, который изрядно помешан на НБА. Пике помнит тот факт, что пара великих игроков-лидеров в недавней истории НБА, способные подписывать эпохальные личные контракты, немного уступили своему клубу, потому что максимальная зарплата не позволила бы их команде оставаться столь же конкурентоспособной и иметь столько же шансов выиграть титул.
Пике привнес в свой план урезания зарплаты еще один, зачастую горький элемент — реализм. Он поговорил со своими родителями, с Шакирой и своим очень опытным, уважаемым представителем и другом Артуро Каналесом. Хотя многие из них, на протяжении многих лет приученные бороться за крупные контракты и отстаивать их, высказывали сомнения и советовали не поступать так, они также играли роль адвоката дьявола.
Футбол как бизнес безжалостен. Там очень мало памяти или преданности. И несколько голосов напомнили Пике, что он инвестировал в еще не протестированное руководство «Барселоны». Смогут ли они разумно и честно использовать непредвиденную прибыль, которую он (и, в свое время, другие капитаны) подарил им? Мнение было таково, что это пока не доказано.
Несколько месяцев назад Пике, выслушав все советы медиков, решил избежать операции на поврежденной внутренней связке колена, чтобы иметь возможность вернуться на поле еще в прошлом сезоне и помочь своей команде. Расчетливый риск, но все же риск.
В конечном счете, была некоторая награда за это. И хотя титулы в ЛЧ и Ла Лиге ускользнули, Пике поднял над головой свой 36-й трофей, выиграв с «Барсой» Кубок Испании. Но кто точно может сказать, как долго его колено будет выдерживать всю суровость футбола высшего уровня? Хотелось бы надеяться, что он будет играть до 37 лет, но нет никаких гарантий.
Кроме того, пара плохих игр, несколько плохих результатов, одна-две истории в СМИ, и кто осмелится утверждать, что те, кто скандировал «Пике — президент» не будут освистывать его и других, кто пошел на экономические жертвы. Это обсуждалось и было принято.
И помните, мы же говорим о клубе, который пообещал Эрику Абидалю контракт, как только он вылечится от рака и снова начнет играть в футбол, чтобы затем вывести его через черный ход. Мы также говорим о президенте Лапорте. Он был частью администрации клуба, позволившей перспективному юноше Пике, который боролся за свои права по контракту, уйти в «МЮ».
Но и Пике не стоит изображать святым. Он не такой. Он это знает. И любой, кто знаком с ним, знает о его жестоком нраве, о его упрямстве, о том, что он говорит, что хочет, независимо от последствий.
Также это тот ребенок, который много лет назад рассказал, что, будучи скучающими молодыми подростками, он и Сеск Фабрегас часто прибегали к пляжу Барселоны и снимали крышки бензобаков с припаркованных машин. Это также парень, который, окончив среднюю школу, тусовался с однокурсниками на яхте, принадлежащей родителям одного из его друзей. Родители не знали об этой вечеринке, и когда яхта набрала обороты и направилась в море, вмешалась береговая охрана.
Я участвовал в печально известной истории с сеткой от ворот после финала ЧМ-2010. Грубый сотрудник стадиона лгал о том, где были спрятаны сетки, и не только лишал Пике возможность забрать ее кусочек, но и насмехался над ним.
«Ок, Грэм, я его ударю, ты схватишь сетку, и мы побежим», — предложил человек, который 35 минут назад выиграл первый чемпионат мира для Испании на глазах у многомиллионой телеаудитории. В одном из немногих мудрых решений своей жизни я убедил Жерара, что переговоры лучше, чем кулачный бой.
Но этот значимый футболист только что выдвинул замечательную инициативу, о которой стоит задуматься. Вы можете поспорить на пару долларов, что некоторые ведущие европейские игроки и их агенты ужасно напуганы происходящим.
Во многом Пике напоминает своего бывшего тренера Алекса Фергюсона. Шотландец всегда знал, что на протяжении всей его блестящей карьеры его врожденная способность противостоять угрожающим проблемам, выявлять их в уме, а затем бесстрашно атаковать их, просчитав возможные последствия, неизменно опережала его самых ненасытных соперников. У Пике это тоже есть.
Переговоры последних трех недель были интересными и сложными, и они привели к впечатляющим последствиям.
Много месяцев назад, давая интервью каталонскому радиожурналисту, Пике высказал мысль о том, что однажды он рассчитывает стать президентом на «Камп Ноу». Но с учетом его недавней деловой активности, можно было предположить, что его амбиции изменили его взгляды. Казалось, что киберспорт, теннис, расширение социальных сетей, инвестиции в фэнтези-футбол с поддержкой блокчейна, создание фильмов и документальных фильмов — все это может начать делать его видение будущего макро, а не микро.
Сегодня я в этом не уверен. Я думаю, что перспектива стать руководителем любимого клуба по-прежнему движет им. Не забывайте, что Пике был непосредственно ответственен за привлечение более 250 миллионов евро спонсорской помощи от Rakuten в «Барселону». Если он действительно хочет стать президентом «Барсы», я предполагаю, что это произойдет через некоторое время в будущем — и вопреки советам большинства его приближенных.
Тем не менее, недавние данные показывают, что он, вероятно, справится гораздо лучше, чем (в совокупности) Сандро Роселл, Жосеп Мария Бартомеу или эта версия Жоана Лапорты.
Помните непродуманный, возвышенно эгоистичный и оскорбительно анонсированный проект Суперлиги, через который Лапорта до сих пор пуповинно привязан к Флорентино Пересу? Кто был самым известным испанским футболистом, который выступил против этой концепции? Да, вы уже догадались.
Президент Пике? Почему бы и нет?