Спустя пять с половиной лет, когда Джанлуиджи Буффон уже дебютировал в сборной Италии и зарекомендовал себя одним из лучших вратарей мира, он перешел в «Ювентус» примерно за 54,5 миллиона евро. Это рекордный трансфер для вратарей, и он будет держаться 17 лет, пока Алиссон (62,5 млн евро) и Кепа Аррисабалага (80 млн евро) не перейдут в «Ливерпуль» и «Челси» соответственно.
После двух десятилетий, 11 чемпионских титулов, пяти национальных Кубков и триумфального чемпионата мира Буффон вернулся туда, где все начиналось. Так что неудивительно, что «Парма» вспомнила о супергероях, выбрав хэштег #SupermanReturns для своего приветственного видео.
«Это невероятное чувство», — сказал он ESPN. — «Спортсмен возвращается на прежнее место в той же роли через 20 лет… Я не знаю, имел ли кто-то еще такую же привилегию. Я же очень хотел этого».
Буффону сейчас 43 года. Он был сменщиком Войцеха Щенсны в «Ювентусе» в течение последних двух сезонов, но все же сумел 29 раз попасть в стартовый состав за этот период — неплохой показатель, чтобы понимать, что он все еще может внести какой-то вклад на поле.
Говорят, что возраст — всего лишь число. Понятно, что это клише, хотя, если посмотреть на таких игроков, как Златан Ибрагимович (39 лет) и Криштиану Роналду (36), можно задаться вопросом, нет ли в этих словах доли правды. Конечно, у голкиперов традиционно более длительная карьера, но Буффон все равно зашел слишком далеко.
Если он сохранит спортивный голод и физическое состояние на нынешнем уровне, будет интересно узнать, как долго все это будет продолжаться.
«Надеюсь, что уйду на пенсию раньше Роналду», — говорит он, смеясь. — «И у меня действительно есть идея, когда это может случиться. Но я также оставляю за собой право перенести этот день или отложить его».
Буффона много лет спрашивают о его долголетии, и он дает стандартные ответы. Профессионализм, забота о своем теле, удача в предотвращении серьезных травм, энтузиазм, хорошие гены, желание — все это верно для элитных спортсменов, выступающих не по годам. Однако Буффон идет дальше, приводя примеры того, как можно использовать возраст для реального прогресса.
«Честно говоря, есть много аспектов, в которых вы можете стать лучше со временем», — сказал он. — «Я усвоил этот урок, когда мне было 36 или 37 лет. Я начал понимать, что если серьезно относиться к своему делу и находиться в правильном психологическом состоянии, то ты никогда не перестанешь учиться и самосовершенствоваться. Я совершенно честен, когда сравниваю себя нынешнего с тем, кем я был раньше. В ряде аспектах я добился прогресса, хотя в чем-то, вероятно, сдал. Очевидно, в определенных моментах я буду деградировать, но в целом, когда я смотрю на себя объективно, я не чувствую, что играю хуже, чем шесть-семь лет назад».
Все знают, что с нами делает возраст. В какой-то момент мы теряем мышечную массу, силу и ловкость, а время на восстановление увеличивается. Все это начинает беспокоить одномоментно. Но это только часть заботы любого вратаря. Буффон ссылается на опыт, ментальную силу и умение читать игру, и все это имеет смысл.
«Я приведу вам очевидный пример», — продолжил Джанлуиджи. — «У меня всегда была довольно хорошая правая нога, когда дело касалось передач. За последние 25 лет футбол эволюционировал, и от вратарей стали требовать гораздо большего в плане работы с мячом. Меня это устраивало, потому что я чувствовал уверенность в правой ноге. Левая нога тоже была в порядке, но по факту я использовал ее только для того, чтобы выбить мяч или сделать короткий пас — о длинной передаче не могло быть и речи. Но потом я действительно начал работать над этим, когда мне было за 30, и я действительно добился прогресса. Я никогда не думал, что дойду до точки, где мои передачи будут почти равными с обеих ног, но именно так все и произошло. Я искренне верю, что благодаря тренировкам и мышечной памяти можно добиться практически невозможного».
Вернемся к «Парме». Когда он ушел в 2001 году, у клуба была золотая эра: девять попаданий в топ-5 подряд, две победы в Кубке Италии, завоевание Кубка УЕФА и Кубка кубков. В команде собрались суперзвезды: от Лилиана Тюрама до Джанфранко Дзолы, от Эрнана Креспо до Фабио Каннаваро, от Клаудио Таффарела до Тино Асприльи. Примерно через 15 лет после этого клуб обанкротился, двум владельцам грозило тюремное заключение по отдельным делам, а сама «Парма» отправилась в любительскую лигу.
Год назад «крестоносцев» приобрел бизнесмен из Айовы Кайл Краузе, и учитывая вылет по итогам сезона 2020/21, Буффону придется играть в Серии B.
«Весь прошлый сезон я болел за то, чтобы команда не сдавалась, ведь я фанат "Пармы". Я перешел в эту команду в 13 лет и оставался в ней еще 10», — говорит Буффон. — «Здесь началась моя карьера. Мне помогли стать тем, кем я являюсь, и теперь, может быть, настала моя очередь помочь им снова стать великими. Я не выбирал Серию B, я выбрал конкретный клуб».
Для него единственное отличие состоит в том, что подъем начинается в Серии B, а не на дне Серии А. Но он знает, куда хочет привести клуб.
«Иногда нам сопутствует удача, и клубу очень повезло, потому что его приобрел такой парень, как Краузе», — продолжил Буффон. — «Новый владелец очень амбициозен, и у него есть все основания быть таким. Когда вы говорите о "Парме", вы говорить о четвертом по успешности итальянском клубе в Европе с точки зрения трофеев. В целом мы идем на 16-й позиции. Мы должны уважать и ценить эту историю».
Что касается того, когда он может уйти на пенсию, у него на рукаве нет даты «годен до». Немногие спортсмены в любом виде спорта обладают такой же открытостью, как Буффон. Несколько лет назад он подробно описал свои приступы депрессии в возрасте около 20 лет, рассказал, как они поколебали его веру в том, что «если у вас есть деньги и успех, вы не можете быть несчастным», и как он разработал инструменты для решения проблем с психическим здоровьем.
В спортивном мире, который часто полон мачо и перегружен тестостероном, это освежающий голос и напоминание о том, что даже у этого Супермена был свой криптонит — вызов, который он признал, столкнулся с ним и преодолел.