Англия выиграла за счет успеха в центре поля
Возможно, самым интересным элементом счастливого вечера для Англии на «Уэмбли» было то, что на первый взгляд не было очевидно. Прежде всего, победа «Львов» была чисто коллективным триумфом, украшенным прекрасными индивидуальными выступлениями. Тем не менее, выделять отдельных людей — значит упускать из виду суть того, что сделало команду победителей такой эффективной.
В равной в целом игре владение Англией территорией и пространством в конечном итоге стало решающим фактором. Анализируя успех хозяев поля, их тактику не опишешь чем-то вроде: «Скоординированный контрпрессинг в полузащите и плавное, интеллектуальное движение без мяча». Но на самом деле это была игра, выигранная и проигранная в середине поля.
Германия не справилась с движением Англии
В течение последнего десятилетия, а может, и больше, полузащита «Львов» была своего рода экзистенциальной болезнью, вечным комплексом неполноценности, напоминанием о том, что ее статус в мире уменьшился. В сборной Франции есть Н’Голо Канте и Поль Погба. В сборной Бельгии — Кевин де Брейне. В Испании — Бускетс и Коке. Англия, напротив, всегда относилась к своей полузащите как к необъяснимому пятну на брюках: не упоминайте об этом, и, возможно, никто не заметит.
У Англии в полузащите есть Деклан Райс и Келвин Филлипс, и оба проводят отличный турнир. Центрхавы были безупречны в этом матче: первый — в позиционном понимании игры и бережном обращении с мячом, второй — в способности останавливать наступление оппонентов и активировать атаки. Но настоящий прорыв англичан в этом турнире связан не столько с отдельными исполнителями, сколько с тактикой и движением.
В Англии привыкли рассматривать полузащиту как отдельную единицу труда. Но в более подвижном современном футболе, где расстановки и позиции имеют все меньшее значение, лучше думать о ней, как о зоне контроля, на которую может влиять любой полевой игрок. Или, проще говоря, полузащита — это не просто полузащитники. Возможно, это легче понять, если разделить игру Германии в поединке на четыре отдельных фазы.
Первая и вторая фазы игры
На первой «Бундестим» в ударе. «Родоначальники» четыре раза теряют мяч в центре поля за первые семь минут. Но в этом вина не Райса и Филлипса. Практически каждый раз, когда у «Львов» возникают проблемы, это происходит из-за того, что Люк Шоу и Киран Триппьер — ни один из них не является вингбеком в чистом виде — возвращаются к своим привычным действиям по выстраиванию в линию, по сути создавая прямой эшелон обороны из пяти защитников с огромным пространством между линиями, что было чревато неприятностями.
Вторая фаза начлась на 12-й минуте, когда Стерлинг опускается в центр поля, чтобы сделать длинный и резкий рывок к чужим воротам. Германия мгновенно возвращается назад, чтобы справиться со скрытой угрозой. Именно это имел в виду Гарет Саутгейт, когда позже говорил об опасности, которую могут создавать Стерлинг и Букайо Сака: выбегая из полузащиты, они заставляют соперников сидеть глубже и уступать свободное пространство.
Впервые у Райса и Филлипса появляется время и пространство для игры. Подтягивается Гарри Магуайр. Защитники могут безопасно продвигаться в поддержку атаки. В Англии теперь уже не два полузащитника, а шесть или семь. Перед этим у Германии было 67 процентов владения мячом и два удара. Между 12-й и 30-й минутами у Англии 64 процента владения мячом и три удара.
Третья и четвертая фазы игры
Третья фаза игры длится с 30-й до 68-й минуты. Это была рваная, упорная игра, которую тяжело смотреть, но у обоих ворот создаются моменты для взятия ворот. Англия получает контроль над центром поля, но не выводит Германию из строя. Стерлинг и Сака — единственные атакующие угрозы хозяев, и гости это знают. На третьем этапе, который заканчивается, когда обе команды делают свою первую замену, Германия имеет 55 процентов владения мячом и три удара.
Появление Джека Грилиша, когда Германия начинает уставать, решительно меняет игру. Кайл Уокер поднимается над устающим Мюллером и все чаще занимает центральные позиции. Стерлинг играет выше — почти как второй нападающий. Между тем, Грилиш действует там, куда хочет. Помимо того, что он обеспечивает прессинг ноги, у него есть право опускаться в центр поля, и ни Маттиас Гинтер, ни Джошуа Киммих так и не смогут понять, кто должен его преследовать.
Ослабление Крооса стало ключом к успеху Англии
В итоге, за 15 минут до конца Грилиш подключается к атаке, и Киммих следует за ним, оставляя Шоу без присмотра на фланге. К тому времени, когда мяч был переведен на Стерлинга, Антонио Рюдигер выдвинулся вперед, а Мюллер и Кроос помчали за ним, и в тот момент, когда Грилиш передает мяч Шоу, каждый немец находится в узкой шеренге у вратарской, в результате чего Стерлинг забивает. Наконец, причудливое, непредсказуемое движение Англии заставило Германию рухнуть под давлением.
После этого Германия так и не восстановит прежнюю структуру. Примером доминирования Англии в центре поля стало то, что Кроос завершил матч с показателем 82,1 процента точных передач, что является его пятым наименьшим показателем в клуба и сборной за полные 90 минут с начала 2017/18 годов. Или, другими словами: Англия ограничила одного из лучших полузащитников мира тем, что он показывает в среднем только раз в сезон.
Вот почему Англии осталось всего три матча до завоевания трофея. Но вот ирония: если бы Мюллер реализовал свой момент в конце игры, когда выходил один на один с вратарем до того, как Кейн сделал счет 2:0, все это могло быть напрасным. И это своеобразный канат крупных турниров: игра с небольшим преимуществом и острыми лезвиями. На данный момент Англия аккуратно двигается по канату.