Рукава превращаются....
В церемонии презентации формы, прошедшей в Москве приняли участие футболисты Алексей Миранчук, Владислав Игнатьев, Зелимхан Бакаев, Маринато Гилерме и Рифат Жемалетдинов.
Не было откровением, что в новой форме были традиционно переосмыслены главные цвета национального флага. Ключевым цветом нового домашнего комплекта сборной стал красный. Без синего и белого цветов в новой форме, разумеется, тоже не обошлось — в виде полосок на плечах и рукавах.
Вопросы к презентации возникли сразу — во-первых, вратарь Гильерме был в форме полевого игрока, и вратарского комплекта формы зрители так и не увидели. Главный тренер сборной России Станислав Черчесов объяснил это тем, что вратарская форма не менялась, что не может не удивлять.
Куда больше недоумения вызвали те самые полоски на рукавах, которые, которые, вместе с самим рукавом, складывались в красно-сине-белый триколор, вместо бело-сине-красного. Получается, что у игроков сборной России на рукавах будет флаг Сербии.
Впрочем, у компании adidas был заранее заготовлен ответ на этот вопрос — амбассадор бренда в России Ильзат Ахметов был уже проинструктирован.
Ту же версию излагал и нахваливавший новый комплект формы Станислав Черчесов, среди прочего сообщивший, что, в отличие от игроков, видел форму заранее и «давал добро» до запуска в производство.
Итак, флаг Сербии превращается во флаг России, когда игроки и болельщики поднимают руки вверх — такова официальная версия adidas.
Народ против
Болельщиков, правда, она не устроила — шум в соцсетях по поводу новой формы становился все громче. Критиковали полоски, критиковали качество ткани, швы, вэ-образный вырез воротника.
В результате, 12 ноября пресс-служба Российского футбольного союза сообщила, что сборная России не сыграет в новой форме в предстоящих матчах отборочного турнира чемпионата Европы 2020 года с командами Бельгии (16 ноября, Санкт-Петербург) и Сан-Марино (19 ноября, Серравалле).
«Сборная России сыграет в ближайших матчах в той форме, в которой и начинала отборочный цикл», — гласит официальное заявление.
Пока общественность переваривала это заявление, между РФС и adidas шли активные переговоры. Российский футбольный союз напирал на активное недовольство новой формой со стороны болельщиков, игроков и тренеров, и «рассчитывал на понимание партнеров», которые должны были исправить ситуацию, переработав форму.
Adidas особого понимания испытывать не хотел, ведь для компании это означало бы отзыв уже запущенных в продажу комплектов формы — ведь о том, что она будет официальной на матчах с Бельгией и Сан-Марино было объявлено загодя и продажи уже начались.
А было ли согласование?
К тому же, производители формы напирали на то, что дизайн был одобрен РФС. Появились слухи о возможном разрыве заключенного о 2021 года контракта с техническим спонсором и новом контракте с Nike.
В РФС тем временем путаются в показаниях относительно того, утвержден ли дизайн нового комплекта формы. Президент РФС Александр Дюков утверждает, что в согласовании дизайна было отказано, а спонсор самоуправно запустил форму в производство и теперь не хочет нести ответственность.
В свою очередь гендиректор РФС Александр Алаев, который курировал проект, не спешит с шашкой наголо кидаться на технического спонсора, признавая, что процесс согласования был долгим и полоски, от которых изначально хотели избавиться, было в итоге решено вернуть.
Итак, вывод из речей Алаева можно сделать такой — дизайн был в целом был одобрен, скорее всего практически не глядя — «Черчесову и игрокам понравилось? Ну и ладно». Об этом же ссылаясь на исайдерскую информацию, пишут и деловые СМИ.
А теперь, когда болельщики подняли шум в соцсетях, недовольные шаблонным комплектом формы, РФС врубил задний ход и пытается выжать из спонсора уникальный комплект. Этого, скорее всего, у них не выйдет.
Эксклюзива не будет
Каждый технический спонсор делает форму по тому или иному шаблону, или, по крайней мере, придерживаясь определенной стилистики.
Новая форма выполнена на шаблоне Adidas Condivo 20 и в следующем сезоне он будет применяться для всех команд, кого экипирует компания.
Unite in play.
— adidas Football (@adidasfootball) November 11, 2019
Introducing the official @euro2020 Home jerseys for:
🇩🇪 @DFB_Team
🇪🇸 @SeFutbol
🇧🇪 @BelRedDevils
🇷🇺 @TeamRussia
Exclusively available now: https://t.co/OQ7c8eohvS pic.twitter.com/7udXNSazvP
Вот сборная Германии, со знакомыми полосочками-флагом на рукавах (но в правильном порядке), вот Испания со знакомым вэ-образным воротом.
Со сборной Аргентины дизайн формы и вовсе совпадает почти полностью, хотя смотрится на Лео Месси она куда пристойнее, чем на Ахметове.
Nada nos une más que estos colores 🇦🇷
— Selección Argentina 🇦🇷 (@Argentina) November 11, 2019
¡Estamos listos para defenderla! 💪 pic.twitter.com/YMTdcVA1O0
Суть в том, что создание уникального дизайна стоит огромных денег и совершенно не окупает себя. Это было бы возможно при сотрудничестве с топовыми клубами или федерациями.
Но даже сборная Германии, которая продает несколько миллионов футболок в год, получает шаблонный комплект. Что уж говорить о сборной России, продажи футболок которой в лучшем случае исчисляются несколькими десятками тысяч в год.
РФС еще мог бы надеяться на какой-то эксклюзив, если бы платил adidas за форму. Однако, благодаря долгой дружбе между федерацией и компанией, «Адидас» платит за производство формы для российской сборной. У Виталия Мутко были в свое время тёплые отношения с генеральным директором компании Гербертом Хайнером.
Что дальше?
Что в итоге? Бывший пиар-директор adidas СНГ Николай Петросян в интервью «Чемпионату» предположил, как компания сможет выйти из конфликтной ситуации без особых потерь для себя, как финансовых, так и репутационных.
«Теоретически adidas может сократить какое-то производство, ужаться, но сделать это уже к весне. Всё зависит от того, смогут ли они договориться.
Но вообще, вряд ли они будут что-то переделывать: сотни тысяч маек уже произведены. Сейчас было бы здорово запустить общественную историю. Наверняка уже есть эскизы следующего комплекта, их можно выложить на лендинговом сайте и предложить болельщикам самим выбрать наилучший вариант. Это была бы отличная история, чтобы замять то, что есть сейчас. Во-первых, так в мире ещё никто никогда не делал, во-вторых, таким образом можно погасить весь негатив.
Ещё один вариант, который отлично ложится в стратегию adidas, — предложить болельщикам создать свой дизайн и устроить конкурс. Три года назад они приняли новую стратегию, в которой есть три основных компонента, один из них — open source. То есть компания себя позиционирует как программный продукт с открытым кодом: любой креативный человек может прийти и его дописать. Вокруг этого можно построить целую пиар-компанию и перевести ситуацию в позитив», — рассказал Петросян.
Президент РФС Александр Дюков грозит спонсорам тем, что контракт с ними не будет продлен в 2021 году, если, конечно, сборная России не получит свой уникальный дизайн.
Российский рынок действительно когда-то входил в топ-3 для «Адидаса» — наравне с США и Китаем. Но после кризиса 2014 года продажи в России оставляют желать лучшего и наша страна больше не в приоритете у компании. Ничего личного — только бизнес.
Что касается российских компаний, которые должны составить конкуренцию Adidas, остается вспомнить то, как одевали российских атлетов перед Олимпиадой в Пхенчхане — и печально вздохнуть.