Впрочем, уже в 1988-м Голландия с Руудом Гуллитом, Марко ван Бастеном, Франком Райкардом и Рональдом Куманом в составе завоевала золото чемпионата Европы. Этот титул и по сей день остается единственным в копилке «оранье».
Сделать прогноз, что на этот раз для Голландии все завершится так же успешно, не беремся. Страна с богатыми футбольными традициями и культурой будто остановилась. Если пропуск одного крупного турнира можно расценить как случайность, неудачу, то двух...
Как голландцы дошли до провалов таких масштабов, сказать сложно. Есть целый ряд событий и причин, которые могли бы помочь пролить свет на ситуацию. Некоторых из них можно было бы избежать, другие — попросту невезенье.
Кадры
Кто-то скажет, что все это — следствие их собственной неадекватности. После провала в финальной части Евро-2012 Берт ван Марвейк, два года назад побеждавший в финале ЧМ, ушел в отставку. Он руководил сборной четыре года, и за это время «оранжевые» стали королями отборочных раундов.
Его сменщик Луи ван Гал, который вернулся в национальную команду после апсета в 2002-м, быстро разобрался в ситуации. Перед дебютным матчем под его руководством в сборной состоялся «разбор полетов» — ранее (и на Евро-2012 в том числе) голландцы часто страдали от большого количества эго в команде. Ван Гал прочувствовал это во время своего первого пребывания в сборной и повторения точно не хотел. Единственной сильной личностью в сборной должен был быть он сам.
Так и получилось. Спокойная и дружеская атмосфера в команде помогла «оранжевым» преодолеть переходный период. Вернулось чувство веры. При ван Гале в команде появилось несколько молодых и перспективных футболистов. Словом, перед уходом в «Манчестер Юнайтед» Луи заложил основы.
Перед рождественскими праздниками 2013-го специалист объявил, что подаст в отставку после финальной части ЧМ-2014, где «оранье» стали третьими в группе, пропустив вперед Аргентину и будущих чемпионов немцев.
Заявление ван Гала было настоящей «бомбой». Тем не менее у боссов KNVB было достаточно времени, чтобы найти Луи достойного преемника.
Примерно в то же время, когда ван Гал объявил о своем решении, тогдашний наставник «Фейенорда» Рональд Куман сообщил, что его трехлетнее пребывание у руля клуба завершится по окончании сезона-2013/14. Много времени, чтобы соединить «А» и «Б», не потребовалось. Считалось, что Куман, возродивший свою тренерскую карьеру в Роттердаме, во многом похож на ван Гала. Одна из схожих черт специалистов — быть для молодежи эдаким учителем. Учитывая, что средний возраст голландской сборной становился все ниже — по причинам, о которых поговорим далее — выбор Кумана казался логичным.
Но руководство смотрело на вещи иначе. Кумана не позвали. Вместо этого боссы KNVB обратились к другому ветерану. В команду вернулся Гус Хиддинк, в последний раз руководивший сборной на успешном ЧМ-1998. Это было ошибкой. Команда не приняла его методы, и второе «правление» Хиддинка продлилось всего 10 матчей.
После этого сборную возглавил Данни Блинд — правая рука ван Гала, которого боссы федерации изначально планировали назначить уже после Евро-2016, поскольку Хиддинк заключил контракт до конца турнира.
Назначение Блинда стала еще одной катастрофой. В отличие от предшественников, у него не было богатого тренерского опыта. Как только стало ясно, что Голландия «пролетает» мимо чемпионата Европы — после сенсационного и унизительного домашнего поражения от Чехии — у KNVB был прекрасный шанс исправить ошибки, но они упорно отказывались увольнять главного тренера.
Под руководством Хиддинка и Блинда сборная провела 27 матчей, одержав всего 11 побед при 12 поражениях, больше половины из которых (семь) пришлись на две последние отборочные кампании.
После провалов Хиддинка и Блинда ушло и руководство KNVB во главе с Бертом ван Оственом. Новым тренером сборной стал еще один «бывший» Дик Адвокат, который должен был исправить ошибки предшественников, но вместо этого совершил еще несколько собственных, а «Оранье» вновь осталась без крупного турнира. Адвокат позднее сравнил работу в национальной команде с ядовитой чашей.
Потерянное поколение
Ближе к концу своего пребывания в должности Блинд заявил, что мог работать только с теми, кто был доступен. Многие специалисты и обозреватели тогда писали о «потерянном поколении», считая это одной из причин провала в квалификации Евро-2016.
За последние 10 лет команду на своих плечах тянули Арьен Роббен, Уэсли Снейдер и Робин ван Перси. Но, учитывая, что к Евро-2020 им будет по 40 или около того, первостепенной задачей становится смена поколений. Сборная больше не может полагаться на игроков, заявивших о себе еще в начале «нулевых».
Исторически сложилось, что успехи национальной команды является свидетельством голландской изобретательности. Местные клубы живут в рамках своих средств, в скромной лиге и с непоколебимой приверженностью к политике, ориентированной на развитие молодых талантов. Академии «Аякса» и «Фейенорда» — это предмет зависти многих в Европе.
Но, как говорил мудрый философ, «у каждого недостатка есть свое преимущество». И наоборот. Сейчас Эредивизия — одна из слабейших лиг в Западной Европе. Иностранцы, находящиеся на пике или близкие к нему, неохотно соглашаются на переезд в Голландию, рассматривая ее как шаг назад — как в финансовом, так и в конкурентном плане.
Пока другие набираются опыта в Европе, финансы диктуют свои правила — голландские клубы становятся «моложе», им не хватает опыта, т.е. они лишаются превосходства, необходимого для того, чтобы конкурировать с другими европейскими командами.
В результате многие голландские футболисты с начала нынешнего столетия уехали за рубеж в раннем возрасте. Многие из них заплатили большую цену, пропав со всех радаров. Это повлияло и на национальную сборную.
Другая проблема — куда едет молодежь. Раньше тренеры сборных могли рассчитывать на ребят из европейских топ-клубов вроде «Барселоны», «Ювентуса» и «Реала». Сейчас же все иначе. И какой контраст с соседней Бельгией, у которой практически весь состав выступает в топ-5 Старого Света.
Но конвейер не останавливается. К примеру, многие из тех, кого привлекал ван Гал, играли на молодежном Евро-2013. Теперь они должны стать первыми скрипками в главной сборной.
Вопрос философии
Возможно (подчеркиваю), нынешние сборники недостаточно хороши. «Оранье», в некотором смысле, является жертвой собственного успеха.
Здесь и завышенные ожидания, и упрямство, мол, то, что работало раньше, должно сработать и сейчас. А отсюда — назначение тренеров, которые разделяют подобные взгляды. Плюс ко всему, у Голландии нет такого выбора молодых талантов, как у Германии, Франции или Испании.
Один из факторов успеха, если речь идет о футболе — погружение в традиции, самобытность и уникальную культуру. У каждого голландского клуба своя история, но все они имеют кое-что общее — веру в атакующий футбол. Все это во многом благодаря «голландской школе», о которой заговорили еще в начале 1970-х.
«Домашний стиль», как его называют некоторые, по сути, следует принципам идей «тотального футбола» — скорость, свободное пространство, смена позиций, владение мячом. Все это ослепило зрителей на чемпионате мира 1974 года.
Это почти принесло «Оранье», которой руководили легендарный тактик Ринус Михельс и его «полевой генерал» Йохан Кройфф, первый международный титул. Но, что не менее важно, этот футбол — наряду с игрой «Аякса» в еврокубках — поставил голландцев на футбольную карту и стал наследием, на которое равнялись все будущие поколения.
Но не без проблем.
Требования были невероятны. Часто при схеме 4-3-3 с одним опорником и двумя мобильными центральными хавбеками играть в атаку становится моральным долгом. И с навязчивой идеей контроля мяча — делать это до тех пор, пока, по словам Михелса, оборона соперника не устанет и не настанет нужный момент — терпение становится настоящей силой.
Но это также и защитное оружие — если мяч у вас, соперник не сможет забить. Однако для того, чтобы играть в такой футбол, нужен правильный подбор футболистов. Эти парни должны регулярно играть вместе, чтобы была какая-то сплоченность. С неправильным подбором можно попытаться имитировать этот впечатляющий, но рискованный стиль, однако, скорее всего, будут катастрофические последствия. Собственно, это мы и видели в последнее время — даже против не очень хорошо организованных соперников игра голландцев казалось бессильной и лишенной идеи.
Одна из альтернатив — переход на упрощенный стиль, который вышеупомянутый ван Марвейк пытался привить после Евро-2008. И он приносил результат. Тогда не было особой привлекательности, но была организация.
Решение использовать двух опорников заставило романтиков вздрогнуть, но оказалось эффективным — Найджел де Йонг и Марк ван Боммель позволили атакующей четверке не оглядываться назад и проявить себя в полной мере.
Что дальше?
То, как в KNVB исправят ситуацию и решат проблему, определит будущее.
Слишком долго они не замечали очевидных вещей, заблуждаясь в собственном величии, созданном на фоне того, что их хвалили, а модель — копировали. Но даже тогда, когда многие не просто догнали нас, но и ушли далеко вперед, боссы федерации (или их высокомерие) отказались признать причину и протянуть руку.
Германия — сосед и исторический соперник — сейчас является примером для подражания. Прекрасно известно, что шаги, сделанные DFB после провала на Евро-2000 (и по иронии заимствованные у Голландии), и последующие реформы стали основой триумфа Бундестим в Рио три года назад.
Крайне важно, чтобы институт KNVB также коснулись изменения. И их должны поддержать абсолютно все — от профессионалов до любителей.
За последние 18 месяцев федерация общалась с итальянцем Арриго Сакки, который боготворит Михелса, и экс-наставником дортмундской «Боруссии» Томасом Тухелем.
Тренер — один из важнейших аспектов, но все всегда сводится к кадрам. Шеф-повар вряд ли создаст шедевр без необходимых ингредиентов. Так и в футболе. Чтобы играть в реактивный футбол, игроки должны быть соответствующего уровня.
Адвокат не останется у руля, так что мы должны выбрать нового тренера, четвертого с момента ухода ван Гала в июле 2014-го. Если в федерации откажутся от приглашения иностранных специалистов, то вариантов с метными не так то и много.
К кому они могут обратиться? Франк де Бур, недавно уволенный из «Кристал Пэлас». Но вопрос в том, согласится ли де Бур на работу в сборной. Судя по всему, он хочет быть занят каждый день...
Во-первых, нужно сделать так, чтобы Голландия больше не был настолько зависима от отдельных игроков; необходимо создать коллективный дух, объединить всех, чтобы получилась сильная команда.
Изменение мировоззрения будет постепенным и болезненным, но это необходимо, если в федерации хотят, чтобы будущее было ярким. Только тогда наступит рассвет.