Формат
55 сборных, входящих в УЕФА, будут разделены на четыре дивизиона согласно рейтингу того же УЕФА (не путать с рейтингом ФИФА) на момент окончания отбора к ЧМ-2018 (результаты после 11 октября 2017 года учитываться не будут, в том числе результаты стыковых матчей).
В лиге А сыграют 12 топ-сборных. Следующие 12 попадут в лигу В, еще 15 — в лигу С, оставшиеся 16 — в лигу D.
Лига А (12 команд): четыре группы по три команды.
Лига B (12 команд): четыре группы по три команды.
Лига C (15 команд): три группы по четыре команды и одна группа с тремя.
Лига D (16 команд): четыре группы по четыре команды.
Процедура жеребьевки группового этапа Лиги наций пока не утверждена, но пройдет она 24 января 2018 года. Матчи будут проводиться дома и на выезде в сентябре-ноябре 2018 года. Несложно догадаться, что кто-то проведет четыре матча, а кто-то — шесть.
Четыре победителя своих групп Лиги А сыграют в финальной части Лиги наций в июне 2019 года. Финальная часть будет состоять из двух полуфиналов, матча за третье место и финалов, и пройдет на полях одной из стран-участниц. Хозяина определит Исполнительный комитет УЕФА в декабре 2018 года.
Чемпиону обещают трофей и какие-то деньги. Кубок будет представлен 24 января 2018 года, а призовые назовут позже.
Какой плюс для участников В, С и D?
Победители групп лиг В, С и D заработают повышение в классе, а худшие команды в группах лиг А, В и С вылетят в низшую лигу.
Таким образом, европейские сборные будут бороться либо за победу в Лиге наций, либо за выход в дивизион выше, либо за сохранение места в своем дивизионе.
Куда попадет сборная России?
В рейтинге УЕФА сборная России занимает 13-е место и почти наверняка будет играть в Лиге B. Точная позиция определится только после окончания отборочного цикла, т.е. шансы попасть в Лигу А у Станислава Черчесова еще есть.
Жеребьевка первого розыгрыша Лиги наций, повторимся, пройдет 24 января 2018 года в Лозанне.
Как выглядели бы дивизионы, если учитывался бы нынешний рейтинг?
Последний промежуточный рейтинг УЕФА для национальных сборных был составлен 5 сентября 2017 года по завершении осенней программы отборочных матчей ЧМ-2018 (не путать с отдельным рейтингом ФИФА). Если бы состав дивизионов Лиги наций определялся им, то картина выглядела бы следующим образом.
A (четыре группы по три сборные): Германия, Португалия, Бельгия, Испания, Швейцария, Франция, Англия, Италия, Польша, Хорватия, Исландия, Уэльс.
B (четыре группы по три сборные): Россия, Северная Ирландия, Словакия, Швеция, Нидерланды, Украина, Босния и Герцеговина, Австрия, Турция, Ирландия, Дания, Венгрия.
C (одна группа из трех сборных и три группы по четыре сборные): Словения, Албания, Черногория, Сербия, Шотландия, Чехия, Румыния, Греция, Болгария, Израиль, Норвегия, Кипр, Финляндия, Эстония, Азербайджан.
D (четыре группы по четыре сборные): Литва, Беларусь, Грузия, Армения, БЮР Македония, Фарерские острова, Люксембург, Латвия, Молдова, Казахстан, Лихтенштейн, Андорра, Мальта, Косово, Сан-Марино, Гибралтар.
Обратите внимание, что со сборной России в дивизионе B пока находятся бывшие чемпионы Европы голландцы и датчане. Квинси Промес, мы ждем тебя в гости!
Добавим, что Россия и Украина могут попасть в одну лигу, но не в одну группу. То же самое относится к Армении и Азербайджану.
А как же квалификация Евро-2020?
Квалификация вне зависимости от Лиги наций определит 20 участников Евро-2020 (поскольку турнир пройдет в 13 странах, то никто не получит прямой путевки в качестве хозяев). Начнется отбор не осенью-2018, а весной-2019 и закончится в конце года. 55 сборных будут разделены на 10 групп по пять или шесть команд. В финальную часть Евро-2020 выйдут по два победителя своих групп, т.е. так определятся обладатели первых 20 путевок.
Еще четыре участника Евро-2020 определятся в стыковых турнирах с участием 16 победителей групп Лиги наций (победителей всех четырех групп во всех четырех лигах).
Если команда, которая пробилась в плей-офф, уже прошла на Евро-2020 через отборочный турнир, то в плей-офф путевка достанется следующей лучшей команде дивизиона. Если в лиге не наберется необходимых четырех команд, вакантные места займут команды из дивизионов ниже с учетом общего рейтинга в Лиге наций (в Лиге A это очень вероятно).
Таким образом, на Евро-2020 точно пройдет минимум одна команда из слабейшей Лиги D – то есть тот, кто окажется в рейтинге УЕФА на позициях с 40 по 55.
Кто все это придумал?
Тот, кто уже давно не имеет к УЕФА никакого отношения — экс-глава организации Мишель Платини. Французский реформатор, ныне отлученный от футбола, объявил об идее нового турнира, раскрутил ее до нужных масштабов, и в марте 2014-го все ассоциации европейского футбольного союза единогласно проголосовали за запуск Лиги наций.
Цели Платини были предельно ясны. Во-первых, избавиться от надоевших «товарняков», которые Станислав Черчесов любезно называет «контрольными матчами», будто повышая их значимость. Во-вторых, Лига наций способна заинтересовать крупнейшие мировые корпорации и телекомпании и принести прибыль как самому УЕФА, так и национальным федерациям, считал француз. Но к «кормушке» его уже не подпустят.
Так кто же «в плюсе»?
УЕФА. Маркетинг. Турнир, несмотря на полуофициальный статус, планируют продать за приличные деньги.
Середняки и аутсайдеры. Легко ли вам представить Люксембург в финальной части крупного турнира? С Лигой наций такой шанс появится у, например, Лихтенштейна и Люксембурга, шансы которых в новом турнире будут ощутимо выше, поскольку конкуренты вроде Белоруссии и Македонии сделают ставку на официальный отборочный турнир.
Неудачники. На ум сразу приходит сборная Голландии, без которой Евро-2016 потерял очень и очень многое. Лига наций подарит второй шанс командам, которые чудом проедут мимо крупного турнира в квалификации.
Национальные федерации. Поиск соперников — дело действительно хлопотное. Недавний «товарняк» сборной России с «Динамо» — лучшее тому подтверждение. С Лигой наций проблем с поиском достойных соперников у РФС не будет.
А «в минусе»?
Только клубы. Увеличение количества матчей национальных сборных — абсолютно ненужный «подарок» и лишняя «головная боль», которых клубы хотели бы избежать. Тут и финансовые потери, и имиджевые, и риск остаться без ключевых исполнителей на длительный срок (травмы никто не отменял).