Ожидания и реальность
В летнее трансферное окно красно-белые хотели усилить целый ряд проблемных позиций, плюс надеялись на приобретение игрока с российским паспортом — лимит начинал поддавливать столичный клуб.
Частично эту проблему сняло подписание левого защитника Георгия Тигиева, перешедшего как свободный агент.
Центральный защитник
С защитной линией у «Спартака» проблемы. Ушел Маурисио, «хрустальный» Сердар Таски вовсю вел переговоры с турецкими клубами, Кутепов проваливший концовку сезона осел на лавке, оставались только Джикия и Боккетти.
Главным вариантом был Эсекьель Гарай, уже адаптированный к РФПЛ, хотя существенно более дорогой. Выбивший, похоже, себе отличный контракт Гарай был готов к возвращению в Россию, но «Спартак» не сумел договориться с «Валенсией», запросившей за аргентинца слишком много.
Уже на флажке появились слухи о бразильском защитнике Рафаэле Толое, обладающем итальянской выучкой, отличным первым пасом, способным поджимать атаку соперника на чужой половине и здорово действующим позиционно.
За все это, по информации СМИ, «Спартак» готов был выложить «Аталанте» 30 миллионов евро. Впрочем, это было слишком хорошо, чтобы быть правдой — Массимо Каррера заявил, что ничего об этом варианте не слышал.
В итоге позиция усилена не была, но Сердар Таски, на счастье «Спартака» не ушел из команды.
Правый защитник
Главной ставкой «Спартака» был трансфер из «Шальке» 29-летнего Бенедикта Хеведеса, способного сыграть как в центре, так и на фланге. Красно-белые готовы были заплатить гельзенкирхенцам 9 млн евро, Хёведес согласился ехать в Россию, но тут появился «Ювентус» и выбор Хеведеса был очевиден.
Был, якобы, вариант с защитником «Валенсии» Мартином Монтойей, который в итоге отказался от четырехкратного увеличения зарплаты, поскольку счастлив в левантийском клубе.
В итоге позиция была «усилена» тем, кто брался исключительно для комплекта — 25-летним сербом Марко Петковичем, перешедшим из «Црвены Звезды» на правах свободного агента. Уже первые матчи его за «Спартак» показали, что одновременно бесплатных и качественных сербских игроков в природе не существует.
Центральный полузащитник
Еще одна проблемная зона «Спартака» — центр полузащиты. Насколько плох Фернандо показал матч с хабаровским СКА, и огромные зоны, которые он открывал, а Глушаков в новом сезоне напоминает бледную тень себя чемпионского.
В качестве усиления центральной линии «Спартаком» рассматривался хавбек «Интера» Марсело Брозович. Впрочем, не только «Спартаком» — на хорвата претендовал и «Зенит».
Красно-белые готовы были выложить «нерадзурри» 20 миллионов евро, но Марсело отказался, ожидая предложения от «Манчестер Юнайтед». В итоге Брозович остался в «Интере».
Пытался «Спартак» приобрести полузащитника «Фиорентины» и сборной Хорватии Милана Баделя, но тот в итоге предпочел остаться в Италии.
Все было бы совсем грустно, если бы не связи Массимо Карреры, который по дружбе с Антонио Конте арендовал в «Челси» Марио Пашалича.
Хорват в первых матчах за «Спартак» продемонстрировал умение найти перспективный вариант для продолжения атаки и слабость при позиционной игре в обороне и подстраховке партнеров, да и за шустрыми игроками вроде Головина он плохо успевает.
Нападающий
Самая интересная позиция, породившая максимально большое количество трансферных слухов. Главной ставкой «Спартака» стал, конечно же бразилец — олимпийский чемпион и звезда «Гремио» Луан.
Красно-белые уже договорились с бразильским клубом о трансфере нападающего за 25 млн евро, но Луан в последний момент сдал назад, по совету Неймара и Габриэла Жесуса решив дождаться приглашения из европейского топ-чемпионата, благо слухов об интересе к нему было немало. В итоге Луан отказал еще и «Валенсии», оставшись в «Гремио».
Еще одним игроком, давшим «Спартаку» от ворот поворот оказался форвард «Милана» М′Байе Ньянг. Красно-белые уже договорились с «россонери» о трансфере в 23 миллиона евро и предложили игроку солидный контракт, но тот не захотел ехать в Россию, перейдя вместо этого в «Торино».
Нацеливались спартаковцы и на форварда бременского «Вердера» Макса Крузе, за которого готовы были выложить 15 миллионов евро. Однако форвард решил не покидать Германию, где он по-прежнему будет находиться в центре внимания тренеров национальной сборной.
Совсем без покупок «Спартак» не остался, приобретя в «Гремио» левого инсайда Педро Рошу, но эта покупка, по сравнению с Луаном выглядит так, как будто спартаковским селекционерам не хотелось возвращаться с пустыми руками.
Российский игрок
Здесь просто для спекуляций был как никогда широк. В атаку сватали Федора Смолова и Максима Канунникова, в полузащиту Магомеда Оздоева, Дмитрия Тарасова, Павла Могилевца, в защиту — Романа Нойштедтера, Эльмир Набиуллина и Максима Беляева.
В итоге ни один из трансферов не стал реальностью, часть из них была отвергнута Массимо Каррерой, на другие, такие как трансферы Набиуллина и Оздоева «на флажке», было наложено вето Леонида Федуна, решившего что цены на игроков дико завышены.
Впрочем, с возвращением в строй Романа Зобнина и вливанием в основу Тимофеева проблема лимита не будет беспокоить «Спартак».
Конфликт в верхах
О том, насколько неудачной может стать трансферная кампания «Спартака», можно было предполагать уже в начале августа, когда поползли слухи о конфликте Массимо Карреры (и его окружения в виде агента Марко Трабукки) с руководством красно-белых.
На пресс-конференции перед матчем с тульским «Арсеналом» итальянский специалист прямо заявил о необходимости усиливаться.
Болельщики привычно винят владельца клуба Леонида Федуна, который каждый год обещает им «икру» в виде топ-игроков, а в результате в клуб бесплатно приходят Петковичи.
Определенный резон в их претензиях есть. Так, по слухам, в самый разгар трансферной кампании, Федун, изначально заявивший, что готов выделить на трансферную кампанию, едва ли не 40 миллионов евро, уехал отдыхать, и не выходил на связь. А без него ни один трансфер не проходит — вертикаль власти.
Да и трансферы Луана с Гараем вполне могли бы осуществиться, если бы Федун не отказался выделить запрашиваемые суммы, сославшись, что они непомерно высоки. Про трансферы Набиуллин и Оздоева уже говорилось выше.
В итоге Леонид Федун сделал то, что делает всегда — сэкономил. А «Спартак»? Клуб не избавился ни от одного игрока, который в прошлом сезоне демонстрировал низкий уровень игры.
Клуб качественно не усилил ни одну из проблемных позиций и не увеличил обойму игроков для игры на нескольких фронтах.
В Россию — не едут
Финансовый кризис последних лет привел к тому, что амбиции у российских клубов остались, а средств, чтобы подкрепить их — уже нет.
Достаточно посмотреть на итоги кампании в РФПЛ, чтобы увидеть — тишина и темнота. ЦСКА не купил никого, «Спартак» и «Локомотив» — почти никого. Лишь «Зенит» сияет ярким пламенем, подписав 13 игроков.
С другой стороны, взглянем на красно-белых непредвзятым взглядом. Это клуб, завоевавший первое чемпионство за 16 лет, а в Лиге Европы в последние годы отметившийся серией громких конфузов еще на стадии квалификации. То есть, для игрока топ-чемпионата, «Спартак» — это такой «Лудогорец».
Качественных игроков в чемпионат России и в такой клуб можно заманить лишь огромными деньгами, а платить их в РФПЛ способен только один клуб. «Спартак» так швыряться деньгами не согласен.
Даже если делать ставку на молодежь из более низких по рейтингу европейских лиг (Голландии, Бельгии, Турции, Португалии), то для условного Де Лигта или Дендонкера переход в «Спартак» — шаг назад.
Остается поиск молодых талантов в Латинской Америке, но для этого надо иметь неплохие связи в аргентинских и бразильских лигах, чем «Спартак», похоже не обладает.
Готовый вариант вроде уже созревшего в полноценную звезду 24-летнего Луана привел к ожидаемому провалу — игрок такого калибра нацелен на переезд сразу если не в топ-клуб, то в топ-чемпионат.
Ну и не будем забывать то, что происходит с трансферным рынком последние пару лет — парижские шейхи и их безумные покупки. Ничего удивительного, что ценники на всех игроков стремительно растут.
А «Спартак», как и прочите российские клубы — чужие на этом празднике жизни.