План Черчесова не сработал
«Черчесов на матч с Португалией выбрал расстановку 3-4-2-1. Тройка защитников осталась с игры против Новой Зеландии, выше расположились Самедов, Глушаков, Шишкин и Комбаров. Жирков и Головин выполняли функции инсайдов, помогая выдвинутому вперед Смолову.
Понятно, что план этот разрабатывался специально под Португалию. Очевидно, что Черчесов хотел от своих футболистов большой активности на флангах. Но план не работал. За весь первый тайм сборная России нанесла только два удара по воротам – Глушаков угодил в защитника, Смолов после прострела Головина пробил мимо ворот.
А так игра совершенно не клеилась. Количество брака в центре поля при выходе в атаку было недопустимо большим. В безобидных ситуациях терял мяч даже Глушаков – лучший футболист России этого года и человек, через которого этот выход в атаку и должен был осуществляться.
При этом Португалия не делала ничего сверхъестественного. Она просто регулярно включала прессинг – не жестокий, не удушающий, самый обычный рабочий прессинг, заставляя футболистов сборной России думать и играть быстро, тратя минимум времени на принятие решение и минимум касаний на обработку мяча. К сожалению, парни Черчесова оказались к такому не готовы. И винить их в этом трудно – ну нет у них подобной практики в РФПЛ», — говорится в статье Дмитрия Гирина на «Советском спорте».
Не привыкли к большим матчам
«С первых же минут сборная России продемонстрировала, что она выше предрассудков о доминировании и владении мячом. Тактика сборной напоминала ту, которая принесла стране победу над Наполеоном. Единственное отличие в том, что поле оказалось недостаточно большим для масштабного продуманного отступления. Восемь минут пятились к своим воротам – и всё, Москва взята, можно грустно идти к центру. Суетливый, через пас, выход из обороны легко накрывался первой же волной прессинга. Если его удавалось разбить, Глушакова, Головина и Жиркова встречал камнеподобный Карвалью и ставил плечо или подножку. Неточные поперечные пасы на пять метров стали фирменной чертой сборной в первом тайме. Это тоже с непривычки к большим матчам.
Сборная Португалии тоже не показывала лучший футбол в своей жизни. Примерно по истечении получаса гости перестали сохранять компактность. Брака тоже хватало, агрессивная игра на подборе казалась очень уместной. Но её не было. Вернее, была, но слишком робкая. Совсем не получалась игра в пас у Глушакова. На 30-й минуте это просто бросилось в глаза: он получил мяч в центре и сначала затормозил перспективную атаку, а затем сыграл назад – неточно, отрезав сразу двоих.
Но даже с такой игрой момент был. Смолов получил мяч у линии вратарской и, кажется, потерял ворота – не подстроился под мяч и ударил в сторону. Я уже говорил про отсутствие привычки к большим матчам?» — пишет Кирилл Хаит на «Чемпионате».
Лучший — Акинфеев
«В перерыве Станислав Черчесов поменял Шишкина на Ерохина и несколько изменил расстановку. Вообще схему можно назвать весьма необычной. В первом тайме Шишкин с Глушаковым вдвоем играли в опорной зоне, чуть выше были два инсайда – Головин справа и Жирков слева. Смолов – единственный центрфорвард. Во втором тайме место Шишкина занял Головин, тогда как Ерохин встал справа впереди. Оптимист бы сказал, что перемены оживили игру. Но на самом деле, не очень.
Вот когда сборная России начинала рисковать, становилось веселее. И вместе с тем опаснее. Нам удалось отодвинуть игру к португальским воротам, но моменты почему-то возникали у наших. Совершенно невероятный сейв совершил Акинфеев в начале второго тайма – когда в упор бил головой Андре Силва. Еще через десять минут на наше счастье промазал Криштиану – тоже головой.
Да, португальцы ограничивались контратаками, но могло ли это нас радовать, когда Руй Патрисиу толком даже не вспотел, а Акинфеев наиграл на лучшего в составе россиян?» — задается вопросом Дмитрий Зеленов из «СЭ».
Танцы Черчесова
«После гола Роналду Черчесов бушевал. Когда центральные защитники слишком долго катали мяч поперек поля, он указательным пальцем призвал их выводить мяч вперед. Они и вывели, и мяч, ясное дело, вскоре оказался у Португалии – тогда Черчесов еще более яростным жестом призвал игроков не жаться к своей штрафной и прессинговать повыше. Когда же Глушаков упустил мяч в середине поля, Черчесов от злости запрыгал на месте. На Глушакова это подействовало: он заиграл более собранно.
Но в основном Черчесов своими жестами скорее выплескивал эмоции, чем корректировал игру. В середине первого тайма, например, был эпизод, когда Черчесов показал футболистам комбинацию из нескольких пальцев (кажется, напоминал, что нужно играть в два опорника), но именно в тот момент никто из десяти полевых игроков в его сторону не смотрел. На 18-й минуте, когда португальцы выбрасывали мяч из аута, Черчесов призвал Смолова закрыть Вилльяма, тот сначала послушался, но потом жестом дал понять, что закрывать опорника – не совсем его дело и показал, что лучше встанет в свободном пространстве между Пепе и Вильямом и подождет отскока.
Первый опасный удар в сторону ворот Руи Патрисиу нанес вскоре после перерыва Рафаэл Геррейру, неловко прервавший прострел Комбарова. Через 10 минут нам удались две неплохие атаки, но их не удалось завершить ударом. Мы явно поймали волну и, чтоб не упустить ее, Черчесов показал своему помощнику Стауче два пальца – полагаю, он имел в виду переход на игру в два форварда, потому что мигом подозвал к себе Полоза. Напутствие Полозу от Черчесова выглядело так: он запальчиво похлопал ему и порывисто пожал руку.
Через пять минут после выхода на поле Полоз собрал около себя трех португальцев, но грозной атаки не вышло. Черчесов продолжал бушевать. Когда Ерохин спрятался за спиной Бруну Алвеша вместо того, чтобы открыться для паса Самедова, тренер в ярости исполнил что-то среднее между лезгинкой и танцем Лесли Нильсена в фильме "Голый пистолет". Наконец, перед тем угловым на последних минутах, что привел к опасному удару Джикии, Черчесов принялся заводить трибунами эффектными взмахами рук, но и это не помогло – Джикия пробил выше ворот», — пишет обозреватель Sports.ru Денис Романцов.
Нефутбольная страна
«В футбольной стране не уходят за 10 минут до конца матча, особенно, если на табло не разгромный счет, твой соперник выигрывает всего 1:0. Все еще может измениться. А у нас – уходят. Не так массово, как на матчах "Спартака", но все же – покидают трибуны – бегут в метро, чтобы успеть да массового исхода, когда в дверях образуется пробка из людей.
Так и сборные обычно не бросают играть за 10 минут до конца матча. Не перестают оказывать давление на ворота соперника, особенно, когда это получается. Мы почему-то перестаем. В последние десять минут мы отдали инициативу португальцам. Прессинг? Навал? Нет. Мы как-то смирились. Даже Акинфеев за две минуты до конца не пошел на угловой в чужую штрафную.
Думаете это все не взаимосвязано? Еще как взаимосвязано. Это как раз то, что делает обычную страну футбольной. Это психология. Это, если хотите, менталитет. Он у нас пока, как бы мы ни хотели этого, к сожалению, не футбольный», — резюмирует Степан Чаушьян из «Советского спорта».