Чемодан без ручки
Комментатор Алексей Андронов в своем материале на «Советском спорте» раскритиковал руководство Первого канала за отказ транслировать матч национальной сборной.
«До старта чемпионата мира по футболу – чуть больше года. В это сложно поверить, но именно сейчас сборная оказалась не нужна главному телеканалу страны, до этого транслировавшему все ее товарищеские (или как просит говорить Станислав Черчесов – контрольные) встречи. Первый канал ничего и никогда не делает просто так. Для него спорт – это бизнес, и раз редакция отказалась от показа, значит, на то есть убедительные коммерческие мотивы. Точно так же было недавно с хоккеем. Но в хоккее не было домашнего предстоящего чемпионата мира.
Звучит все это довольно дико, и объяснению для граждан футбольных стран – не поддается. Да и не очень футбольных тоже. Во всем мире, даже с учетом платного телевидения (как например, в Германии) матчи футбольной национальной сборной – абсолютная категория топ-событий. Но там и спонсоры стоят в очереди, желая поддержать национальную команду. У нас – все иначе. Не знаю уж, решал ли глава РФС (и вице-премьер) Виталий Мутко вопрос с итоговым показом игры с Венгрией на "Матч ТВ", но это не так и важно. Важно, что в нашей стране за год до единственного при нашей жизни футбольного чемпионата мира – игры сборной что-то вроде чемодана без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко», — говорится в статье.
Отменить товарищеские матчи?
«Во встрече с Венгрией случилось самое страшное, что только могло произойти, и уверенная победа 3:0 (возможно, лучший матч сборной при Черчесове), ничего не меняет», — пишет обозреватель «СЭ» Дмитрий Симонов. «Из-за травмы команда, похоже, теряет Зобнина – одного из лучших игроков сезона, главное открытие чемпионата. Человека, который в отсутствие Дзагоева, Шатова, Мамаева мог и должен был стать системоопределяющей фигурой в полузащите.
Но не станет. Предварительный прогноз неутешителен. "У Зобнина подозрение на повреждение связки коленного сустава. Обследование – 6 июня в Москве, куда команда улетит сразу после матча", – едва выйдя из раздевалки в перерыве, сообщит мне пресс-атташе национальной команды Игорь Владимиров. Каркать не хочется, но если все подтвердится (а, видимо, подтвердится), то восстановление займет не менее полугода. То есть Зобнин еще и мимо группового турнира Лиги чемпионов в "Спартаке".
Нет, я серьезно – товарищеские матчи сборной России перед крупными турнирами нужно взять и отменить, а вместе с ними желательно и тренировочные сборы. Такое ощущение, что наша команда уже много лет проклята. Мостовой-2002, Онопко и Игнашевич-2004, Погребняк-2008, Василий Березуцкий-2012, Широков-2014, Дзагоев и Денисов-2016… Зобнин-2017 – да сколько ж можно, когда это кончится, у большинства других сборных ведь нет такого количества потерь ключевых футболистов! Я сразу вспоминаю Денисова год назад – как он уходил понурый во время спарринга с Чехией в Монте-Карло, как потом ковылял в подтрибунном помещении. А сейчас из предварительного списка Черчесова по тем или иным причинам выбывает уже четвертый футболист, который должен был выходить в стартовом составе – Марио Фернандес, Дзагоев, Дзюба, Зобнин».
Главное – ноль пропущенных
Основным итогом матча, если взять за скобки потерю Зобнина, стал ноль в графе «пропущенные мячи», считает комментатор «Матч �» Роман Трушечкин.
«Главное – ноль пропущенных. Результат, обеспеченный сводной бригадой проверенного вратаря, трех новых для команды фундаментальных защитников и еще двух фланговых мастеров – самых зрелых по возрасту, но действующих в не самой привычной для себя схеме. Не нужно высокомерной недооценки соперника: эти венгры – такие же, как мы, участники минувшего Евро, команда очень куражная: будущие чемпионы континента получили от них три гола. И наша оборона, составленная из Васина, которого вернули за примерное поведение из ссылки в столицу, Джикии, игравшего первый матч в старте, и Кудряшова, прятавшего под маской сломанный нос, — выстояла с нулем. Это достойно. Да, совсем без провалов не обошлось, но Джикия так геройски бросился страховать Акинфеева, что ленточку финиша в воротах пересек и раньше, и вместо мяча.
Сборная России, что важно понимать, играет не в три, а в пять защитников. Края прикрывают Жирков и Самедов, которые на клубной работе значительно чаще атакуют, а Александр и в предыдущих матчах сборной был главным по доставке мяча по голевым адресам в чужой штрафной. Но в этот раз они оба выбрали надежность своих рубежей. Самедову эта установка не помешала сделать голевую передачу с углового.
Еще два мяча забиты в быстрых атаках, это самый естественный для нынешней российской команды образ самовыражения впереди. Для качественной позиционной атаки с четким контролем мяча и умением больно и внезапно ткнуть им соперника в уязвимое место нам нужно еще дозреть. Но ведь и быстрые атаки бывают разные. Такая, как вышла у Миранчука с Полозом, была хороша. А у Смолова получилась – по-настоящему чудесна. Очень греет душу открытие, что у нас есть нападающий, способный к самостоятельной работе: взять, обыграть двоих, пробить».
Премьера Черчесова
«По большому счету в матче с Венгрией Черчесов сыграл свою тренерскую премьеру в сборной. Потому что осенние микроциклы по два-три тренировочных дня – не более чем подводка к игре, где просто не могла поместиться целиком тренерская концепция. Концепция запущена только сейчас. Десятидневный сбор – уже что-то черчесовское авторское. Знакомое, впрочем, по прежней практике Станислава Саламовича. Он умеет команду настропалить. Дать ей драйв, снабдить энергией, заточить реактивность. И с удовлетворением потом подсчитывает количество предпринятых ускорений. Загвоздка, правда, порой в том, чтобы к рывковым доблестям как-то еще и мячик пришпандорить, сделав его послушным...
Кстати сказать, при выборе состава Черчесов одной деталью дал как раз понять, что именно здесь и сейчас играет свою премьеру в сборной. Впервые, пожалуй, в основе не обнаружилось ни одной клубной связки. Разве что Глушаков – Зобнин – но тандем по горизонтали не столь действенен, как вертикальное взаимодействие», — говорится в статье Юрия Цыбанева из «Советского спорта».
Потенциал есть, но выводы делать рано
Колумнист «Чемпионата» Сергей Титов считает, что кадровые проблемы помешают сборной России продемонстрировать весь свой потенциал на Кубке конфедераций.
«Извечная проблема Станислава Черчесова за год работы со сборной России – невозможность наиграть оптимальный состав. Тренер жаловался на травмы, когда проигрывали Катару, когда в основе выходил лавочник "Рубина" Оздоев, почти перед каждым окном сборных. Не хочется стелить соломку, однако за год сборная России ни разу не собралась в сильнейшем составе, а теперь лишилась ещё нескольких важных игроков. Дзагоева и Зобнина — вероятно, 2/3 потенциальной полузащиты сборной на Кубке конфедераций и ЧМ-2018. Дзюбы, который играл бы в атаке со Смоловым, если бы не колено. И так далее, и так далее.
После такого матча, как с Венгрией, остаётся дурной осадок. Вероятно, мы увидели здесь контуры настоящей сборной России, но можно ли по матчу в Будапеште судить об игре наших в целом? Нет. Более того, даже по Кубку конфедераций не стоит делать далеко идущих выводов – опять травмы, опять пятнашки с составом, опять невозможность выпустить всех лучших. Даже там мы не увидим максимального потенциала российской команды. А потенциал, учитывая фрагментарную игру с Бельгией и Венгрией, очень даже есть».