Причина больших трат понятна — в Китае давно хотят стать лидерами Азии в этом виде спорта. Именно по этой причине в 2015-м году был принят план, согласно которому до 2025-го года футбол войдет в школьную программу в 50 тысячах школ по всей стране.
Все эти шаги омрачало лишь одно — приток высокооплачиваемых звезд из Европы и Латинской Америки. Только в 2016-м году трансферные рекорды Китая обновлялись пять (!) раз. Пальму первенства в этом рейтинге удерживает бразилец Оскар, за которого «Шанхай СИПГ» заплатил невероятные 60 миллионов фунтов.
Что случилось?
В декабре, после переезда в Поднебесную Оскара и еще нескольких звезд первой величины, государственная комиссия по вопросам спорта возмутилась огромными тратами на иностранцев, а уже через месяц ассоциация футбола выдала готовое решение. Клубы планировали продавить облегченный лимит «4+1» начиная с 2018 года, но в комиссии решили иначе — теперь одновременно на поле могут выходить максимум три иностранца. Еще двое могут сидеть на скамейке, но выпускать их вместо китайских игроков запрещено – только на замену другим легионерам. Более того, клубы обязаны включать в заявку двух футболистов не старше 23 лет, при этом один из них должен играть с первых минут.
В CFA убеждены, что это решение поспособствует прогрессу китайских футболистов и сборной.
Где-то мы это уже слышали...
Решение об изменении схемы лимита с «4+1» на «3+1» с поправками было принято за шесть недель до старта национального чемпионата. К этому времени практически все клубы посетили европейские распродажи и заполнили все вакантные «легионерские» места. Сейчас клубам в срочном порядке придется определять «более нужных» и «менее нужных» и возвращать их в Европу. Проблем с «лишними» иностранцами нет только у 2 клубов из 16. Это раз.
Два — конец громким трансферам. Владелец «Тяньцзинь Цюаньцзянь» Шу Юйхуэй накануне заявил, что революция в CFA заставила его избавиться от мечты пригласить в Китай нескольких суперзвезд. По словам миллиардера, сделавшего состояние на традиционной китайской медицине, компанию Акселю Витселю могли составить Диего Коста, Радамель Фалькао, Рауль Хименес, Эдинсон Кавани и Карим Бензема. «Тяньцзинь Цюаньцзянь» согласовал условия контрактов с Фалькао и Хименесом, но в итоге все планы рухнули.
«Новая ситуация заставила нас изменить трансферные планы. Появлялись сообщения про наш интерес к Диего Косте. Это правда – он нам нравится. Мы также сделали предложение по Кавани – переговоры шли полным ходом. Агент Жорже Мендеш был у меня дома. Мы говорили о Диего Косте. Были подготовлены сделки по приобретению двух футболистов – Фалькао и Рауля Хименеса. Цена нас устраивала. Контракты составили, игроки собирались их подписать. Но потом появилась информация о лимите», – сообщил Шу Юйхуэй.
Три — ситуация с азиатскими игроками. Если при предыдущей схеме на поле можно было выпускать трех иностранцев (бразилец, бельгиец или россиянин — не суть) и одного азиата (этим пунктом пользовались 15 из 16 клубов высшего дивизиона), то сейчас всех представителей континента приравняли, т.е. никаких льгот для представителей Узбекистана, Кореи и соседних государств не останется.
Многие клубы строили свою трансферную политику с учетом этого правила и зимой брали более сильных азиатов на проблемные позиции (в основном защитников и опорных хавбеков). Например, из «Краснодара» в «Шанхай СИПГ» Андре Виллаш-Боаша отправился Одил Ахмедов. Сейчас у него будет не больше шансов, чем у тех же Оскара и Халка.
Кстати, несколько слов о Виллаш-Боаше. Совсем недавно португальский специалист жаловался на резкое изменение схемы лимита на легионеров в РФПЛ с «7+4» на «6+5» и даже называл чемпионат турниром имени Мутко. Теперь его занесло в Китай, где правила поменяли столь же сильно.
«Такое серьезное решение не могло быть принято всего за месяц до старта нового чемпионата. Большинство клубов строили свои планы в соответствии существующей схеме лимита, и теперь мы застигнуты врасплох. Китайская футбольная ассоциация ввела новые правила, желая повысить уровень местных молодых футболистов. Но это приведет только к резкому увеличению цены на них, которая будет расти как мыльный пузырь. Нам будет очень дорого обучать молодых игроков, а они не получат необходимого опыта, когда будут играть под таким сильным давлением», — заявил Виллаш-Боаш.
Что дальше?
В Китае не станут ограничиваться лимитом и в ближайшее время займутся вопросами потолка зарплат и лимита на сумму трансферов.
Все это делается и будет делаться исключительно ради успехов национальной сборной. Сейчас команда, возглавляемая Марчелло Липпи, занимает 81-е место в рейтинге ФИФА и идет лишь восьмой в списке лучших азиатских сборных.
Даже если решение о расширении ЧМ до 48 команд будет ратифицировано в мае на конгрессе ФИФА в Бахрейне, шансы сборной Китая принять участие в мировом форуме вряд ли резко возрастут.
Дабы взойти на ступеньку выше в мире, сборной Китая необходимо стать одной из лучших на континенте. Решение предоставить льготы и возможность играть против сильных европейцев игрокам из других азиатских стран этому противоречило. Итог известен — ограничения для азиатов и шансы для собственной молодежи.
Пойдет ли это на пользу? Как это воспримут в футбольном мире? Китай это не интересует. Он идет своим путем.