Газзаев
О программах двух ведущих кандидатов мы уже рассказывали и повторяться нет нужды. Взглянем лучше на то, с каким багажом подходят Газзаев и Мутко к этим выборам.
Валерий Георгиевич запомнился нам как один из лучших российских тренеров современности, как человек насквозь футбольный, футбол знающий и любящий.
А еще, как человек высокомерный, конфликтный, неуживчивый, принципиальный до потери здравого смысла.
Добившись больших успехов в ЦСКА, он в конце концов разругался со всеми в клубе, а игроки его тихо ненавидели.
После тренерской карьеры у Газзаева были два заметных проекта, в которых он подвизался как управленец: президентство в «Алании» и «Объединенный чемпионат России и Украины».
Владикавказской «Алания», где Валерий Газзаев был президентом, а его сын Владимир — главным тренером, по сути не существует.
После двух лет руководства, Газзаев оставил «Аланию» с долгами в 2,6 млрд рублей, а в отношении его многолетнего соратника — директора «Алании» Александра Стельмаха — было возбуждено уголовное дело за растрату бюджетных средств.
Существует версия, что вина за уничтожение «Алании» лишит на руководстве республики, а Газзаев выступил удобным козлом отпущения, на которого списали все убытки. Но даже эта версия не лучшим образом характеризует Валерия Георгиевича, как управленца.
«Объединенный чемпионат России и Украины» изначально был мертоворожденным проектом, большим мыльным пузырем, но с государственным финансированием.
Газзаев недурно провел время, путешествуя за казенный счет и проводят презентации с красивыми графиками и табличками, рассказывая о благах, которые новый турнир принесет обеим странам. Но никто, ни на одну секунду не поверил в реальность этого прожекта.
Кроме, разве что Валерия Газзаева. Выбирайте сами, что вам больше по вкусу «Газзаев — оторванный от земли мечтатель» или «Газзаев — циничный доитель бюджета», оба варианте выглядят не ахти.
Мутко
Виталий Леонтьевич — птица куда более высокого полета, и эта птица за последние годы успела оставить свои следы много где.
Можно, например вспомнить участие Мутко в экстренном продлении контракта с Фабио Капелло. Того самого контракта, на неустойку по которому российский футбол потом собирал всем миром.
Или же, как наш министр спорта несколько раз кардинально менял свое мнение по столь насущному вопросу лимита на легионеров в России, колеблясь в унисон с линией партии.
Особенно показательным стало последнее ужесточение лимита, решение Мутко о котором успело измениться на противоположное менее чем за сутки.
В результате правила игры в российском футболе, никого не предупредив, изменили перед самым стартовым свистком нового сезона.
Ну и самое главное — несмываемый позор на международной арене. И нет, мы говорим не о легендарных «Фром мой харт» и «Ноу криминалити».
Речь о полной дискредитации российского олимпийского, а теперь и параолимпийского спорта, о дисквалификации целой федерации, о недопуске на Олимпиаду и Паралимпиаду, о столь нужных Родине медалях, которые добывались при помощи фармакологии и подмены пробирок с высокооктановой мочой.
Годы, если не десятилетия, пройдут, прежде чем на российских спортсменов перестанут смотреть с подозрением, а то и с презрением.
Ну и не забудем о такой мелочи, как участие министра спорта в выборах президента РФС является нарушением устава ФИФА и УЕФА и противоречит основополагающим принципам мирового футбола.
Выбора нет
На самом деле, нет большой разницы для отечественного футбола, кто победит на предстоящих выборах. Все главные решения в российском спорте принимаются совсем на другом уровне и нет причин полагать, что это изменится.
Взять тот же допинговый олимпийский скандал. Вряд ли кто-то поверит, что вся эта дикая схема с «коктейлями Родченко» и подменой пробирок с анализами является идеей Виталия Мутко. Такую ответственность на себя наш робкий министр спорта не взял бы никогда. Но его вызвали и поставили перед ним задачу, а он, взяв под козырек, начал обеспечивать содействие компетентным органам.
Или же многолетние безуспешные попытки внести рыночную составляющая в область телевизионных трансляций в России, в надежде что наконец он станет доходным и будет приносить прибыль клубам, лиге и телевизионщикам. Все разбивается о мнение Простого Болельщика о том, что общедоступный канал с футболом жизненно необходим, а также на вагон бюджетных денег, выделяемый на создание этого канала, работающего в убыток.
Ну, и наконец, ставший камнем преткновения в последние годы лимит на легионеров. Не будем забывать, на чье мнение так чутко реагировал раз за разом Виталий Мутко, кардинально меняя свое мнение по этому вопросу в сторону ужесточения. И не стоит воспринимать всерьез его туманные посулы смягчения лимита, они могут быть правдой — ровно до того момента, пока сверху не решат иначе.
Виталий Мутко — винтик в государственной машине, беспрекословно исполняющий свою роль. Но и на Валерия Газзаева надеяться незачем, достаточно вспомнить «Объединенный чемпионат».
Он точно так же изображает свою самостоятельность, как изображает оппозиционность партия, от которой он избрался в Государственную думу. Он может конкурировать с Виталием Мутко за место при распределении финансовых потоков, и может быть даже будет что-то менять в мелочах, но никогда не будет претендовать на то, чтобы пойти против системы в основополагающих вопросах.
До тех пора, пока в нашем спорте, как и во всех остальных областях хозяйства, будет действовать режим «ручного управления», надеяться на какие-то серьезные перемены не стоит. Какая разница, кто возглавляет РФС, если решения принимает не он.