3. Синиша Михайлович («Милан»)
Сейчас и Кларенс Зеедорф, и Филиппо Индзаги смогут подтвердить, что контролировать команду, где за место в основе бьются едва ли не 30 человек — сложно. Хотя, учитывая, что оба ныне отдыхают после периода работы на «Сан Сиро», можно сказать даже больше — невозможно. Первый пытался сделать ставку на дисциплину, не стеснялся критиковать подопечных и в итоге потерял контроль над раздевалкой, после чего получил отсутствие доверия со стороны руководства и, как следствие, увольнение. Второй, напротив, старался быть любезным ко всем, излучал оптимизм и дарил комплименты, но итог оказался таким же.
Свято место пусто не бывает, особенно — в «Милане», где в последние годы приучили к тренерским перестановкам. Убрать тренера — всяко проще, чем поменять костяк команды. Галлиани не отступил от этого принципа и летом 2015-го, пригласив разгребать сербского «Гарри Поттера» Синишу Михайловича, чья «Сампдория» сезон-2014/15 завершила на три позиции выше «Милана» и получила путевку в Лигу Европы.
Мнения о том, удастся ли Михайловичу сплотить вокруг себя команду, разделились. Те, кто в подобный расклад не верил, радостно потирали руки уже в начале сентября, перед третьим туром и миланским дерби, когда группа игроков жаловались руководству на то, что серб слишком жестко критикует команду.
Вопросы к 46-летнему специалисту были и у болельщиков. Игра в обороне оставляла желать лучшего, а тактические решения Синиши не поддавались никакой логике. Ко всему прочему, тренер по максимуму использовал ротацию, что никак не шло на пользу. 0:4 от «Наполи» на «Сан Сиро» — лучшее тому подтверждение. Именно после этого поражения Сильвио Берлускони в личной беседе поставил перед главным тренером ряд условий, которые нужно выполнить в ближайшем будущем.
Если Ольга Смородская просто просила «играть в обороне поуже, а в атаке — пошире», то Берлускони потребовал от Михайловича перейти на определенную схему — 4-3-3. 4-3-1-2, которую серб использовал против неаполитанцев, показала свою несостоятельность, был уверен владелец «россонери». Некоторые другие требования и вовсе противоречили друг другу — так, дон Сильвио просил давать больше шансов молодым (имелись в виду Калабрия и Романьоли) и при этом не забывать предоставлять игровое время ветеранам Мексесу и де Йонгу. Также были требования о попадании в топ-3 по итогам чемпионата и просьба проявлять противостоять давлению прессы.
От Михайловича требовалось сделать вид, будто ничего не задавали, и просто давать результат, иначе на второй год, в отличие от школы, могли и не оставить.
Впрочем, о преодолении кризиса говорить пока рано. Задачу «4 победы в 4 последних матчах» Михайлович выполнить не сумел, потеряв очки в играх с 17-й и 18-й командами чемпионата — «Карпи» и «Вероной». Еще одного аутсайдера, «Фрозиноне», «красно-черные» худо-бедно обыграли и завершили календарный год на мажорной ноте и шестой строке таблицы с отставанием в 7 очков от зоны Лиги чемпионов, куда так стремится руководство клуба.
Сейчас и «Милан», и сам Михайлович продолжают поиски себя, а это, как известно, никогда не бывает просто.
2. Жозе Моуринью («Челси»)
Кризис «Челси», о котором в этом сезоне не говорил лишь ленивый, начался не со старта сезона и не с поражения от «Арсенала» в матче за Суперкубок, как многие ошибочно считают. Кажется, все началось с вылета из Лиги чемпионов по итогам противостояния с ПСЖ. По накату «аристократы» доиграли чемпионат, но уже тогда проявлялись симптомы, которые осенью расцвели бурым цветом.
Можно ли сказать, что все проблемы «синих» заключались в названных болельщиками «крысами» Азаре, Косте и Фабрегасе? Прямо скажем, вряд ли. Для бельгийца и испанца «Челси» — клуб не родной, чтобы биться за него так, как, к примеру, делали Видич и Фердинанд, выживая из «МЮ» Дэвида Мойеса. Да и характер у того же Эдена не тот, чтобы подниматься восстания в раздевалке. Бельгиец и на поле не стал лидером коллектива, что уж говорить о нефутбольном аспекте.
Но сам факт недовольства некоторых игроков отрицать нельзя. Во-первых, многим не по душе были завышенные требования португальца. Кого-то не устраивало отсутствие гибкости у тренера как тактической, так и человеческой. Добавим к этому явные проблемы с мотивацией на длинной дистанции, и на выходе получим то, что, собственно, и случилось.
Был ли у Романа Абрамовича более удачный выход из ситуации, помимо увольнения Моуринью? «Особенный» получил максимальную поддержку руководства, но скандалы, обвинения и удручающие результаты не оставили выбора российскому бизнесмену, который, кажется, понял, что нового Фергюсона из Жозе слепить не удастся. Естественно, по вине последнего.
За несколько дней до увольнения Моуринью признал, что его команда выбыла из гонки за Лигу чемпионов, т.е. по сути перестал верить в себя, свое дело и свою команду. А это — шаг в пропасть.
1. Луи ван Гал («Манчестер Юнайтед»)
Летом 2013-го, когда Дэвид Мойес приходил в «МЮ» на место сэра Алекса, что одна династия сменила другую. Еще бы — экс-тренера «Эвертона» рекомендовал сам Фергюсон. Итог той истории всем известен — с династией не получилось, команда провалилась везде, где только могла, и положение был призван спасать мастодонт тренерского цеха, который совсем недавно взял бронзу ЧМ-2014 с Голландией Луи ван Гал.
Бывшему тренеру «Барселоны» был предоставлен бюджет, о котором Мойес мог только мечтать. Потратив 200 миллионов евро, в том числе 60 — на одного лишь Анхеля Ди Марию, голландец выполнил свою главную задачу — попадание в топ-4 и место в зоне Лиги чемпионов.
После провала Мойеса и это выглядело невероятным успехом, поэтому на вылеты из Кубка лиги и Кубка Англии, а также эксперименты с тремя центральными защитниками и провалы на рынке (Фалькао и тот же Ди Мария) болельщики и руководство закрыли глаза.
Летом болельщики грезили о чемпионстве, мечтали о плей-офф ЛЧ и ждали очередных громких приобретений. И они были — вместо ушедшего Ди Марии ван Гал получил в свое распоряжение одного из лучших игроков Эредивизии Мемфиса Депая, из Италии прибыл Маттео Дармиан, из «Баварии» за скромные деньги приобретен опытный боец Бастиан Швайнштайгер, а из Франции за умопомрачительные 70 миллионов юный и жутко талантливый Антони Марсьяль.
И начиналось все очень неплохо — после семи туров манкунианцы оказались на первой строке таблицы, но вскоре проявились старые проблемы с пресловутой «философией», разговорами о которой ван Гал смешил публику еще в прошлом сезоне, и эпидемия травм — сначала Шоу, который фантастически начал сезон и составил неплохой тандем с Депаем, затем поочередно Валенсия, Каррик, Шнайдерлин и Руни. Получив такой удар, «дьяволы» поползли вниз. В не самой сильной группе Лиги чемпионов манкунианцы умудрились занять третье место, пропустив вперед «Вольфсбург» и ПСВ, вылетели из Кубка лиги, а в чемпионате после двух кряду поражений от аутсайдеров скатились на пятое место.
Есть ли у ван Гала внятное объяснение происходящему? Как объяснить поклонникам 15-е место среди команд Премьер-лиги по количеству ударов и точных ударов? 3,5 шанса за матч — разве этого ждали от Руни и форварда за 70 миллионов? При этом Чичарито, не получивший шанса от Луи и проданный в «Байер» за 12 миллионов, утер нос всем, в том числе голландцу, наколотив больше, чем вся атака «Юнайтед».
Сейчас пресса активно сватает в «МЮ» освободившегося Жозе Моуринью, игроки пытаются убедить ван Гала чуточку измениться, а сам Луи устраивает обструкции прессе, обвиняя акул пера во всех смертных грехах.
Британская пресса пишет о том, что главному тренеру «Юнайтед» дали два матча на исправление ситуации (выезд к «Стоку» и встреча с «Челси» на «Олд Траффорд» 26 и 28 декабря соответственно). С одной стороны — шанс все исправить, с другой — что исправлять? Разве две победы заставят болельщиков пересмотреть отношение к голландцу? А если не выиграет?
Думается, в ближайшее время руководству «Юнайтед» придется в третий раз за последние три года принимать серьезные решения.