В четверг вечером главный тренер «Спартака» Дмитрий Аленичев провел встречу с капитаном сборной России Романом Широковым, на которой объявил хавбеку о нежелании руководства клуба продлевать с ним контракт.
В договоре, который подписывался еще при Романе Асхабадзе, есть любопытная опция: если Широков проведет не менее 45 минут еще хотя бы в одном матче сезона-2015/16, контракт будет продлен на год автоматически. Роману предложили отказаться от данного пункта в контракте, но он не согласился...
С «Краснодаром», как известно, Широков не сыграл.
Аленичев не влияет на стратегические решения
«Когда-то Гус Хиддинк учил в сборной России своего ассистента Александра Бородюка: "Тренер становится тренером, когда способен сказать руководству 'нет'. Потому, наверное, Бородюк и ушел из 'Торпедо', выведя команду в Премьер-лигу, но не увидев при общении с боссами клуба какой-либо дальнейшей перспективы, – и жизнь подтвердила его правоту.
Аленичев же отдал нефутбольному начальству свою и только свою территорию. От него, судя по всему, прямым текстом потребовали Широкова не ставить – и он не поставил. Показав всем и в том числе команде, что влияния на стратегические клубные решения, в том числе связанные с кадрами, на сегодня он не имеет.
Но ведь решился же он когда-то пойти против всех и дать знаменитое интервью 'Старков – тупик для Спартака. Потому что ему больно было за Спартак и он считал, что именно от такой шоковой терапии родному клубу станет лучше. И о деньгах, которых он тогда потерял очень много, он думал меньше всего.
Аленичев никогда не боялся идти наперекор общепринятым правилам – от интервью о Старкове до поездки на матч ЦСКА – Арсенал резервным составом. К этому очень по-разному относились, но всегда уважали его за несгибаемость. Считали даже, что он не от мира сего. Но тут – согнулся...' — пишет колумнист "СЭ» Игорь Рабинер.
Лучшее решение — уйти зимой
Комментатор Константин Генич убежден, что в сложившейся ситуации лучшим решением стал бы уход Широкова в другой клуб уже зимой.
«Руководство "Спартака" ведёт себя не очень солидно. Конечно, кто платит, тот и заказывает музыку. Но всё это напоминает цирк шапито. Хорошо, вы сами допустили стратегическую ошибку, подписали вот такой договор с Широковым, довели ситуацию до края. Но почему тогда не оставить Романа, не продлить с ним автоматически соглашение, а уже потом договориться? Если Широков не нужен "Спартаку" — решайте вопрос зимой или летом.
А сейчас оставлять капитана сборной России без игровой практики… Это недальновидно и несолидно. Можно по-разному относиться к сложному характеру Широкова, но, послушайте, у талантливых людей он очень редко простой.
Разве в истории с Денисовым мы чему-то удивляемся? Вряд ли. Или Паша Мамаев — человек с открытой душой и лёгким характером? Нет. Но со звёздами надо уметь выстраивать отношения.
Вчера Широков, как известно, не сыграл. Всем понятно, что это решение не Аленичева, а совета директоров. Думаю, в оставшихся двух играх 2015 года Роман тоже на поле не появится. Учитывая то, как складывается ситуация, лучшее решение — чтобы Широков ушёл из "Спартака" зимой. Это будет выгодно обеим сторонам конфликта», — пишет Генич в своей колонке на «Чемпионат.com».
Три варианта для «Спартака»
Сергей Егоров в своем блоге на «Советском спорте» пишет о трех возможных вариантах для «Спартака» в нынешней ситуации.
Первый — повторение слов Генича о «Краснодаре». «Предположим, что контракт Романа тянул на 2 миллиона евро, а третий год в "Спартаке" потянет на 3. "Спартак", отпустив футболиста зимой (допустим, в аренду в тот же "Краснодар"), может сэкономить 4 миллиона евро. Значит, его можно отпустить даже бесплатно, потому что и брали его тоже бесплатно. А "Краснодару" такой игрок нужен – мастер, не заигран в еврокубках, плюс у клуба проблемы с финансовым фэйр-плей и брать людей можно только без материальной компенсации. Идеальная сделка.»
Второй — попытаться договориться с футболистом. «Популярная тема при таких контрактах – по истечении защищенного для игрока периода попытаться с ним договориться об отказе о периоде бонусном – у Широкова этот тот самый год. В этом случае с игрока берется бумага о том, что на следующий год он не претендует, и составляется допсоглашение – и по истечении двух лет игрок становится свободным агентом.»
Третий — Широков лишь первая ласточка. «Насколько я понимаю, "Спартак" планирует пересмотреть подход к формированию состава, контрактным делам, подписанию сделок. Ну не может быть у Широкова, футболиста, который может делать разницу на поле, контракт ниже, чем у центрального защитника, который выходит время от времени. Не могут агентам платить огромные бонусы за подпись клиента. Сделки по приобретению Граната, переподписанию Мовсисяна и Паршивлюка в этом плане весьма характерны. Клуб, посмотрев и сравнив на рынке, понял, что платежная ведомость и средняя зарплата у "Спартака" выше, чем у ЦСКА. А разница в результатах очевидна. А значит, история с Широковым – лишь одна из.»
Пострадает имидж
Колумнист «СЭ» Дмитрий Симонов считает, что в связи со скандальным отстранением Широкова пострадает имидж «Спартака». Хотя, давайте будем честны, куда уж больше? С Дзюбой настрадались.
«А вот имидж "Спартака" действительно пострадает – насильственное зачехление готового играть футболиста не красит ни один футбольный клуб. Хотя такие истории были, есть и будут: болельщики смотрят на футбол как на игру, а менеджеры – как на бизнес, где два-три матча менее важны, чем сэкономленные миллионы и стратегия развития, подразумевающие расставание даже с именитыми игроками.
Главное, чтобы эта стратегия действительно была – под нее могут быть замаскированы шальные, непродуманные, продиктованные сиюминутными эмоциями решения.
Не знаю, как "Спартак" проживет без Широкова – вряд ли от присутствия или отсутствия одного игрока, даже столь яркого, в клубе многое поменяется. Но для самого Широкова уж точно найдутся в футболе места, где ему будет по-настоящему хорошо, а не как в "Спартаке".»
«Спартак» потерю не заметит
Обозреватель «Советского спорта» Михаил Борзыкин убежден, что возможную потерю Романа Широкова нынешний «Спартак» просто не заметит. И дело тут не столько в самом Широкове, сколько в команде Аленичева.
«КПД Широкова падает. Его полезность, роль в командной игре уже не является исключительной. Зато у него осталось имя. А в его командах (»Спартак«, сборная) на этой позиции нет конкуренции. Вот и весь расклад. Тут, конечно, стоило бы копнуть глубже и раскрыть тему конкуренции (хотя частично она раскрыта – и в клубе, и в сборной обсуждаемый полузащитник лидирует по главному плеймейкерскому показателю, пусть и с 33% точности), но речь сейчас не об этом.
Речь о другом: ослабнет ли "Спартак" с уходом Широкова? На мой взгляд, нынешний "Спартак" в плане командной игры настолько слаб, что эту потерю просто не заметит. Выкинь из нынешней команды любого (исключение, и то с оговорками – Промес) – она останется прежней. Внедри в эту команду любого (в пределах разумного; не о Халке речь) – она останется прежней. Вот если прямо сейчас. Внедрять нужно на зимних сборах, и не одного-двух-трех. И даже тогда не факт, что что-то изменится. Есть еще тренерский фактор, с которым тоже не все (хотя многим, судя по соцсетям, уже все) понятно.
На данном этапе эволюционного развития "Спартаку" просто по фигу. История Широкова вторична вне зависимости от ее развязки», — говорится в статье.