Пятерка и Платини
По итогам дэдлайна, который имел место 26 октября 2015 года, было объявлено о семи претендентах на пост президента ФИФА. Однако уже после истечения срока подачи заявок либериец Муса Билити и тринидадец Дэвид Нахид сняли свои кандидатуры. Посему пятью соискателями на должность главного человека футбольного мира стали принц Иордании Аль-Хуссейн, глава Азиатской футбольной конфедерации шейх Салман бин Ибрагим Аль-Халифа, экс-зам генерального секретаря ФИФА Жером Шампань, генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино, а также южноафриканский бизнесмен Токио Севаль.
Еще одним кандидатом может стать отстраненный на 90 дней глава УЕФА Мишель Платини, если его дело о коррупции не получит новое развитие.
Представители Азии
Принц Аль-Хуссейн был главным соперником для действующего президента Зеппа Блаттера на майских выборах текущего года. Тогда он получил поддержку от Платини, но уже осенью разругался с французом, который и сам оказался в центре скандала вокруг топ-функционеров ФИФА. Судя по всему, иорданец пытается дистанцироваться от экс-покровителя, чья репутация оказалась изрядно подмоченной, дабы получить больше голосов в свою пользу. По мнению букмекеров, именно он – если не главный фаворит февральских выборов, то один из них – наверняка. При этом с точки зрения своих планов в случае избрания принц Аль-Хуссейн ограничивается только правильными фразами о необходимости «нового лидерства, надежды, достоинства и превосходства», обещая большие возможности развития для футбола.
Кандидатура шейха Салмана бин Ибрагима Аль-Халифа вызывает критику в силу своей скандальности. Его лоббистом стал влиятельный шейх Стейх Ахмад Аль-Сабах – член Исполкома ФИФА из Кувейта, — который ранее поддерживал Блаттера, а затем Платини, что тем самым еще сильнее подрывает позиции уже «отыгранного» им француза, если тот все-таки сможет побороться за пост главы федерации. Кандидатура Аль-Халифы не нравится правозащитникам, которые обвиняют его в участии в подавлении протестов в Катаре во время «Арабской весны» 2011 года. В таком случае странно вообще говорить о каких-либо намерениях этого функционера в силу его диктаторской сущности.
Бизнесмен из Африки
Токио Севаль – миллиардер из ЮАР, который боролся с режимом апартеида. О его каких-то радикальных идеях в случае избрания не сообщается, зато известно то, что он давно уже работает в структурах ФИФА и вряд ли не в курсе о коррупции в ведущей футбольной организации мира.
Более того, он сам обвиняется СМИ в истории с получением взятки отлученным от футбола вице-президентом ФИФА Джеком Уорнером, когда ЮАР предоставили право провести ЧМ-2010. Связи с Блаттером, а также противоречивая карьера бизнесмена, не внушают доверие со стороны многих медиа к Севалю.
Представители Европы
Относительно свежим взглядом на происходящее в мировом футболе отличается бывший французский дипломат Жером Шампань, который уже успел представить манифест будущего развития футбола. Он едва ли не единственный, кто имеет свою программу действий, за что критикует своих конкурентов. Кандидат хочет создать сбалансированную и прозрачную структуру ФИФА, которая могла бы бороться с неравенством в футболе. Для этого Шампань намерен ослабить регулирование данного вида спорта. Тем не менее, и он вызывает некоторую критику, ведь был соратником Блаттера в течение 11 лет, а потому непонятно, как он мог не видеть все те нарушения со стороны швейцарца, в которых его обвиняет общественность, и при этом оставаться его надежным партнером.
Наконец, прекрасно знакомый всем, кто хоть раз за последние лет пять смотрел трансляции жеребьевки турниров под эгидой УЕФА, Джанни Инфантино. Итальянец пока что не особо раскрывал свои планы, за исключением намерений расширить состав участников финального турнира чемпионатов мира до 40 команд. По его мнению, это добавит динамизма в отборочный цикл и положительно повлияет на развитие футбола по всему миру. Однако наблюдатели отмечают, что ему будет тяжело избавиться от тени Платини, который рискует погрузиться еще сильнее в коррупционный скандал, если следствие найдет новые доказательства.
После Блаттера
В сравнении с 16-летним периодом властвования Блаттера новый президент наверняка несколько освежит заскорузлый аппарат ФИФА, хотя, скорее, тут следует возлагать больше надежд на следствие швейцарской прокуратуры и американской ФБР. Тем не менее, неприятный шлейф, который следует за каждым из кандидатов, не обещает радикальных реформ, давно назревших в Международной федерации футбола. Старое не выберут, но и чего-то нового ожидать преждевременно.