Karma is a b*tch
В апреле 2006 года капитан московского «Спартака» Дмитрий Аленичев дал известному спортивному изданию интервью, эффект которого оказался близок к взрыву фугасного снаряда.
Заслуженный ветеран, вернувшийся доигрывать в родной для себя клуб, рассказывал едва ли не со слезами на глазах, как больно ему видеть прозябание «Спартака» и убогую игру, которую красно-белые показывали под руководством тренера Александра Старков.
После этого интервью Аленичев больше не играл за «Спартак», да и вовсе вскоре закончил карьеру. Не усидел на своем месте и Старков, уволенный в том же году, несмотря на выигранное командой серебро ЧР.
Но пример был подан и реакция была запущена. Спустя почти десять лет главный тренер «Спартака» Дмитрий Аленичев столкнулся с тем, что недовольные им игроки красно-белых перестали реагировать на требования наставника команды.
В подобной ситуации на язык просятся банальности вроде «что посеешь, то и пожнешь», но Аленичев стал лишь последним звеном в цепочке похожих конфликтов между игроками и тренерами, запущенной его приснопамятным интервью.
Тренеришки и игрочищи
«Сплавлять» неугодных тренеров в «Спартаке» давно стало доброй традицией. Можно вспомнить Станислава Черчесова, недолго продержавшегося после того, как он выжил из клуба ветеранов Егора Титова и Максима Калиниченко.
Или презрительное «тренеришка» из уст Артема Дзюбы в адрес Унаи Эмери, чья судьба была уже предрешена. Вспомним Романа Широкова, критикующего в прессе тренерский стиль Мурата Якина — Дмитрию Аленичеву это должно быть особенно знакомо и близко.
Так что, происходящее сейчас в «Спартаке» не является чем-то из ряда вон выходящим — это переодически повторяющаяся обыденность.
И в самом деле, если команда год за годом не показывает результата, а меняются при этом лишь тренеры и легионеры, в то время как русскоязычный костяк команды остается в неприкосновенности, то у игроков, составляющих этот костяк, хочешь не хочешь, а зародится смутное ощущение собственной исключительности и неприкосновенности: «это вы тут временщики, а мы были, есть и будем».
Подкрепляется это ощущение и ужесточением лимита, которое дарить российским игрокам заоблачные зарплаты и место, если не в составе, то в заявке, даже если они совершенно снижают требования к себе.
В итоге мы имеем футболистов вроде Кирилла Комбарова, с «личкой» в 1,8 миллионов евро в год, исправно полирующих лавку «Спартака» и прекрасно себя чувствующих при этом — жизнь удалась.
Собственно, из-за Кирилла Комбарова и вспыхнул в «Спартаке» последний конфликт, в который оказались вовлечены также и Денис Глушаков с Дмитрием Комбаровым.
В то время, как с двумя последними игроками клуб продлил контракты (скорее из-за правильных паспортов и безысходности, чем из-за их уровня), от услуг Кирилла Дмитрий Аленичев решил отказаться.
Ну, а неразлучная троица, для которой Аленичев будет уже пятым тренеров за их век в «Спартаке», решила, на правах старожилов, «покачать права».
Очищение рядов
Чем отличается данный конфликт от предыдущих, так это тем, что на стороне тренера выступило руководство клуба в лице генерального директора «Спартака» Сергея Родионова, который громко и внятно обозначил свою позицию, заявив, что клуб расстанется с рядом игроков, «которые тянут "Спартак" назад».
Своевременно и разумно ли это эмоциональное заявление? Сложно сказать. Но можно вспомнить питерский «Зенит», который проходил через подобный опыт и ради оздоровления атмосферы в коллективе расстался с целым рядом смутьянов из того самого «российского костяка».
Клуб покинули лидеры команды — Роман Широков, Игорь Денисов, Владимир Быстров. Те самые «гнилые яблоки», из-за которых мог испортиться весь урожай.
И что в результате? Раскрылись и заиграли в полную силу Халк и Аксель Витсель, между российскими игроками и легионерами в команде установились отличные отношения, атмосфера улучшилась.
Поэтому, если «Спартак» решит идти по зенитовскому пути до самого конца, это может принести свои плоды. Есть только одно большое «но».
Перефразируя героев известного мультфильма: «чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то нужное». Если ты продаешь игроков основного состава, тебе нужно иметь им замену, как минимум — равноценную.
И если питерский «Зенит» имел и финансовый и людской ресурс, чтобы пережить расставание с рядом игроков основного состава, то о «Спартаке» сказать такого нельзя.
Да, без Кирилла Комбарова красно-белые прекрасно обойдутся. И даже без Дениса Глушакова, учитывая игру, которую он показывает в последнее время.
Но как возместить потерю Дмитрия Комбарова в защите? А с возможным уходом Юры Мовсисяна, о котором тоже поговариват, в атаке «Спартака» останется лишь Зе Луиш с результативностью «два мяча в 10 матчах» и Денис Давыдов, которого сколько не сравнивай с Месси — во рту слаще не станет.
Если руководство «Спартака» сумеет решить этот ребус — оздоровление состава и очистка рядов пройдет относительно безболезненно. Если же нет, то красно-белым придется либо хорошенько раскошелиться на трансферы, либо делать ставку на нестабильную молодежь, либо, после громких заявлений, идти на попятный, что точно не улучшит атмосферы в коллективе.
Как бы не разрешилась эта ситуация, она без сомнения хорошенько встряхнет столичный клуб, прогнав дрему и застой и, возможно, придав столь необходимой ему мотивации и энергии.