LiveSport.Ru разбирается, чем провинился московский клуб, и кто еще успел пострадать от новых правил УЕФА
Финансовый фэйр-плей
Идея Мишеля Платини под названием «финансовый фэйр-плей» действует с 2011 года и своей целью ставит выравнивание материального состояния клубов Европы и превращение этих самых клубов в безубыточные.
Проще говоря, чтобы клубы зарабатывали больше, чем тратят.
Первые три года длился так называемый «переходный период», в течение которого клубы могли перестроить свою финансовую активность так, чтобы соответствовать новым требованиям.
В этот период клубы лишь должны были подтвердить, что у них оплачены все счета и нет просроченных финансовых обязательств на текущий сезон перед другими клубами, своими игроками и социальными/налоговыми службами.
С 2014 года клубы также должны подтверждать свою безубыточность. Специально созданная Инстанция по финансовому контролю клубов (ИФКК) каждый год проверяет показатели всех клубов за последние три года.
Клубам разрешено тратить за расчетный период (три года) на пять миллионов евро больше, чем они зарабатывают.
Тратить больше этого лимита они могут лишь если все траты полностью покрываются напрямую вложениями/платежами владельца (или владельцев) клуба или связанной с ним компании.
Пока существует следующие лимиты:
— 45 миллионов евро в сезонах 2013/14 и 2014/15
— 30 миллионов евро в сезонах 2015/16, 2016/17 и 2017/18
Для стимуляции инвестиций в стадионы, тренировочные базы и развитие детско-юношеского футбола траты в этих сферах не учитываются при подсчетах безубыточности.
ФФП в России
Российские клубы уже успели столкнуться с наказаниями за нарушение финансового фэйр-плей. В 2014 году УЕФА наказал питерский «Зенит», казанский «Рубин» и махачкалинский «Анжи».
Клубы обязали заплатить с будущих доходов за участие в еврокубках 12, 6 и 2 миллиона евро соответственно. Кроме того, им категорически не рекомендуется допускать большой дефицит бюджета и раздувать зарплатные ведомости.
Серьезные претензии у УЕФА были к «Локомотиву» и к «Краснодару». В результате оба клуба пошли на соглашение с УЕФА и за нарушение ФФП отделались лишь штрафами.
«Краснодар» выплатит 4 миллиона евро, из которых 3 миллиона будут считаться условными и могут быть отменены при соблюдении введенных мер. «Локомотив» по схожей схеме выплатит 5 миллионов, из которых 3,5 миллиона – условно.
Также «Краснодар» и «Локомотив» согласились на сокращение заявочных списков А для участия в еврокубках. В следующем сезоне оба клуба смогут заявить в Лиге Европы 22 футболиста, а не 25.
«Динамо»
Суровее всех было наказано московское «Динамо». Клуб не получил наказаний в виде штрафов, ограничений на трансферную активность, а молодежной команде «Динамо» не запрещено участие в новом еврокубковом соревновании – Юношеской Лиге УЕФА.
Однако главная команда бело-голубых была отстранена от участия в следующем клубном соревновании УЕФА, для участия в котором клуб квалифицируется в течение следующих четырех сезонов, начиная с сезона 2015/16.
А так, как «Динамо» уже квалифицировалось в Лигу Европы, то оно пропустит один евросезон – 2015/16 годов, а в предстоящем сезоне РФПЛ сможет бороться за путевки в еврокубки наравне со всеми.
Почему же именно московский клуб понес такое суровое наказание? Масштаб нарушений в стане бело-голубых затмил других российских «соучастников».
Привыкшие вести дела в российских реалиях, боссы московского клуба не думали о том, как это будет выглядеть на международной арене.
С 2009 года основной спонсор бело-голубых – банк ВТБ, который одновременно владеет 74 процентами акций клуба, что само по себе делает такое спонсорство сомнительным.
При этом сама сумма контракта, по оценке комиссии УЕФА, превышает рыночную более чем в десять раз.
Вычисление максимально допустимой суммы, которую титульный спонсор имеет право платить футбольному клубу, проходит в УЕФА довольно просто. Устраивается тендер за право стать титульным спонсором команды без участия основного претендента.
Максимальная сумма, которую готов заплатить любой другой участник торгов и есть искомый порог, определяемый с помощью рыночного механизма.
Еще одной проблемой «Динамо» стала неимоверно раздутая зарплатная ведомость — нужно ведь на что-то Александру Кокорину покупать новые «Бентли» и «гелики», чтобы отвлечься во время очередной голевой «засухи».
Заемные средства в размере 40 миллионов евро, пошедшие на трансферы, не были обеспечены никакими активами, а отрицательная разница между поступлениями от продаж и покупок футболистов составила за трехлетний период сумму около 70 миллионов евро.
Разница эта выросла в первую очередь за счет того, что «Динамо», делая покупки, раз за разом бесплатно расставалось с лидерами: Уилкширом, Фернандесом, Нобоа, Гранатом, Смоловым, Юсуповым, Кураньи.
Да, бело-голубые заметно разгрузили зарплатную ведомость, но этого оказалось недостаточно. Доля зарплат футболистов в бюджете все равно осталась выше рекомендованного максимума в 70 процентов.
ФФП в Европе
У московского «Динамо» есть собратья по несчастью в зарубежных чемпионатах.
Финансовый «фэйр-плей» был добавлен в качестве критерия лицензирования в 2011 году. С того момента нескольким клубам было отказано в участии в турнирах УЕФА из-за того, что они не заплатили своим игрокам или же другим клубам за трансферы.
Так, в конце 2014 года литовский «Экранас» на один сезон был отстранен от участия в еврокубках на ближайшие два года, если сумеет туда пробиться, а также оштрафован на 15 тысяч евро.
Его судьбу разделили румынские клубы ЧФР и «Астра», которые не сумели вовремя расплатиться с задолженностями. Штрафы для них были уже солиднее — 150 и 100 тысяч евро соответственно.
Турецкий «Бураспор» еще в 2012-м был исключен из еврокубков на сезон, но условно. Турки получили три года на приведение финансов в порядок, но не справились с этой задачей.
В результате команда один раз не сможет принять участие в еврокубках на протяжении четырех следующих сезонов.
Если говорить о крупных клубах, то ближе всех к исключению из еврокубков стоял французский «Пари Сен-Жермен».
Парижане не прошли проверку УЕФА из-за спонсорского контракта с министерством туризма Катара на 167 миллионов фунтов. Сделка была признана сомнительной из-за того, что клубом владеет катарская семья.
В итоге за нарушение финансового фэй-плей парижане были оштрафованы на 60 миллионов евро, а численность их заявки на участие в Лиге чемпионов сокращена до 21 человека. Та же участь постигла и английский «Манчестер Сити».
Но оба клуба приняли участие в розыгрыше Лиги чемпионов, к неудовольствию президента дортмундской «Боруссии» Рейнхарда Раубаля, который ратовал за исключение ПСЖ из еврокубков.
Реабилитация бело-голубых
Как же теперь московское «Динамо» планирует выбираться из той ямы, куда старательно загнало себя за последние годы активных финансовых вливаний, не принесших команде ровным счетом ничего?
Весной заместитель исполнительного директора «Динамо» Алексей Смертин представил в УЕФА подробную программу по приведению клубного бюджета к нормам ФФП.
Программа эта включает в себя оптимизацию зарплат игроков. По словам спортивного директора «Динамо» Гурама Аджоева, никто в «Динамо» не будет получать более двух миллионов евро в год (не считая бонусов, конечно), а Кокорин и вовсе сам попросил о понижении зарплаты.
Также «Динамо» уделит большое внимание долгосрочным арендам игроков и свободным агентам, которые теперь потянутся не из московского клуба, а в обратном направлении. Получат свой шанс и молодые игроки из завоевавшего чемпионство дубля.
Чтобы поднять рентабельность проведения домашних матчей, клуб намерен поднять цены на билеты и абонементы, а также избавиться от лишних расходов, вроде развлечения на стадионе: «футбольных городков», фан-зон в подтрибунных помещениях, розыгрышей призов и различных акций.
Представители клуба заинтересованы в создании на строящемся стадионе «Динамо» коммерческой площадки, на которой клуб смог бы зарабатывать и показывать эти доходы УЕФА.
Насколько действенными окажутся эти меры — пока неясно. Привыкшему жить на широкую ногу клубу будет непросто перестроиться.
Ясно лишь одно — менять свои подходы к финансовой деятельности придется всем российским клубам, пока их не заставили это делать не слишком приятные обстоятельства.