Новый. Бесплатный. Спортивный. Опять!
ВГТРК и «НТВ-Плюс» всем довольны
Обозреватель издания «Спорт-Экспресс» Олег Шамонаев, рассуждая о нашей теме, отметил, что появление нового спортивного телеканала выгодно как ВГТРК, так и «НТВ-Плюс».
«Как бы то ни было, надо признать, что идея Чернышенко выглядит достаточно элегантным решением целой группы проблем, накопленных нашим спортивным телевидением. Во-первых, найдена точка применения в мирных целях творческой энергии специалистов АНО "Спортивное вещание" и телевизионного оборудования, закупленного к домашней Олимпиаде. Кроме того, ВГТРК получает возможность красиво избавиться от обязанности тратить деньги на заполнение "шестой кнопки", контент которой после преобразования канала "Спорт" в "Россию-2" выглядит, мягко говоря, эклектичным.
Для самого "Газпром-Медиа" новый проект – возможность под флагом решения больших государственных задач придать новый импульс своим спортивным телепроектам, которые в последнее время также переживали не лучшие времена. Правда, пока никто не знает ответа на вопрос, останутся ли в спутниковом пакете "НТВ плюс" платные спортивные каналы. И, если останутся, то будут ли они жизнеспособными на новом конкурентном фоне. Интересен также вопрос о том, что теперь будет с теми контрактами о продаже телеправ, которые в данный момент имеют на руках наши спортивные лиги», — отмечает автор.
Рейтинг или продвижение российского спорта?
Также Шамонаев задается вопросом по поводу основного контента на новом телеканале. Автор пока не понимает, смогут ли рядовые российские события конкурировать с тем же чемпионатом Англии по футболу.
«Главным идеологическим вопросом для нового телеканала будет вечная дилемма – высокий рейтинг или продвижение российского спорта и спортивных проектов, важных для нашей страны. Безусловно, государство на правах одного из ключевых инвесторов будет требовать от "Спорта плюс" транслировать вместо чемпионата Англии по футболу, например Спартакиаду российских школьников, которая никогда не соберет сколько-нибудь интересной для рекламодателей аудитории. И когда Дмитрий Чернышенко попытается повысить показатели канала, закупив, скажем, права на чемпионат НБА, ему, безусловно, припомнят его выступление на президентском совете о популяризации российского спорта и здорового образа жизни», — пишет журналист.
Успешность вызывает вопросы
Журналист РБК Сергей Соболев в своем материале сомневается, что новый телеканал может стать успешным. Для наглядности он привел примеры из недавнего прошлого.
«У "Спорт Плюс" был уже непродолжительный опыт работы в открытом эфире. В январе 2002 года прекратил свое вещание канал ТВ6, и в экстренном порядке на его частотах заработал спортивный канал "НТВ Плюс". Он, как и "Первый канал", и "Россия 1", тогда транслировал зимнюю Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Но уже в июне 2002 года он уступил место каналу ТВС. А уже ему летом 2003 года на смену пришел созданный ВГТРК бесплатный эфирный канал "Спорт".
В 2004–2009 годах рейтинг "Спорта" в своей целевой аудитории, по которой продается реклама, колебался от 0,3 до 0,9%, свидетельствуют телеизмерения TNS. В абсолютных значениях это 82–216 тыс. россиян. Среднесуточная доля вещателя варьировалась от 2,6 до 5,2%. То есть в те годы программы "Спорта" выбирали 2,6–5,2% ото всех, кто тогда смотрел телевизор.
Осенью 2009 года руководство ВГТРК констатировало, что права на топовые спортивные мероприятия — Олимпиады и футбольные первенства — дорожают, а в их отсутствие другие, менее популярные соревнования не собирают достаточную аудиторию. Поэтому с января 2010 года на частотах "Спорта" заработала "Россия 2".
Новый эфирный "Спорт Плюс" избежит участи "Спорта" и 7ТВ, говорят в "Газпром-Медиа". Ставка будет сделана на молодежь и это будут не просто спортивные трансляции, а интерактивное общение с аудиторией с использованием всех возможных платформ и ресурсов холдинга», — говорится в статье.
Убийство телевизионного бизнеса
Если Соболев лишь сомневается, то Данил Тармасинов на Eurosport.ru просто уверен, что бесплатный спорт на телевидении существовать не должен.
«Глава "Газпром-Медиа", КХЛ и инвесткомпании Геннадия Тимченко Volga Group Дмитрий Чернышенко установил государственную монополию на показ спорта. Неясно, что станет с премиум-каналами ВГТРК – теперь есть "Спорт Плюс", который объединит лучших людей, говорящих о голах-очках-секундах. Туда же отдадут самые рейтинговые трансляции (русский футбол, КХЛ, возможно, биатлон) и впихнут канал в первый цифровой мультиплекс.
Монополия еще нигде не приводила к прогрессу. Почта России, железные дороги – неужели всех устраивает их работа? Теперь и за спорт возьмется одна организация. Пока это выглядит как последний бой: Чернышенко подтягивает лучших, чтобы вместе ударить по врагу. Но кого удивят новыми студиями – иностранцев, не понимающих по-русски? Чиновников ФИФА, которым важны лишь финансовые документы? Аудиторию канала "Домашний", не видящей разницы между Гусевым и Уткиным? Зрители с удовольствием посмотрели бы ЧМ-2018 на всех каналах и без новой силы спортивного ТВ, вряд ли что-то существенно отличалось бы от привычного качества "России 2".
Это решение "Газпрома"/ВГТРК/Минспорта/президента убило телевизионный бизнес на годы вперед. Почему лучшие трансляции принесут больший рейтинг (и больше рекламы), чем те, которые есть? На "России 2" много раз показывали матчи типа "МЮ" – "Челси", но даже они проигрывали плохому русскому сериалу. Если Дмитрий Чернышенко и его команда знают, как сделать спорт зрелищнее и прибыльнее, все только выиграют. Но ни у кого за 20 лет нового русского ТВ это не получалось», — пишет Тармасинов.