По появившейся в прессе информации, две компании будут заниматься производством контента (спорт и кино), а оставшаяся продолжит оказывать услуги по спутниковому телевидению и в дальнейшем она может быть продана «Ростелекому».
Все это происходит на фоне того, что вопрос о телевизионном показе матчей Российской футбольной Премьер-Лиги грядущего сезона по-прежнему не решён.
До сих пор непонятно, какой канал будет транслировать игры чемпионата России и какие спонсоры останутся в лиге.
Передел собственности
Предстоящее расчленение «НТВ-Плюс» напрямую связано с именем нового главы «Газпром-Медиа» Дмитрий Чернышенко, которому предстоит оптимизировать расходы организации и навести порядок в своем ведомстве.
Зря, зря радовался главный редактор спортивных каналов «НТВ-Плюс» Василий Уткин сообщая о внезапном, спустя шесть дней после назначения, визите Чернышенко в его вотчину. Судя по всему, глава «Газпром-Медиа» оценивал фронт предстоящих работ.
Так чем же грозит возможное растроение «НТВ-Плюс» и зачем оно затеяно? Очевидно, чтобы разделить доходы/расходы двух подразделений — кино и спортивных программ, отменив уравниловку и «общий котел», и позволив подразделениям компании зарабатывать и выживать самостоятельно.
Обе производящие контент редакции примерно равны по размерам: у «НТВ-Плюс» 13 спортивных и 10 киноканалов собственного производства. А вот возможности зарабатывать и обеспечивать себе достойное существование у каналов разные.
Если с киноканалами все предельно просто — люди в России худо-бедно, но приучились платить за кино и сериалы на множестве сервисов, то спортивной редакции придется куда сложнее, особенно в условиях вовсю бушующего кризиса, вызывающего сокращения в спортивных редакциях даже таких гигантов, как РИА и ТАСС.
Кризисом по спорту
Сначала на теннисном канале «НТВ-Плюс» стали исчезать турниры Большого шлема. «Плюс» отказался от Australian Open и US Open на каналах своего производства, сославшись на то, что их показывают на Eurosport, который входит в пакет каналов компании.
По слухам, скоро очередь дойдет до лыжного спорта — контракт с FIS по угрозой, на не слишком популярные в неолимпийские сезоны виды спорта деньги тратить не хочется. А там недалеко и до святая святых — футбола.
Уже появилась информация, что «НТВ-Плюс» не будет продлевать контракт с Бундеслигой, который заканчивается летом 2015 года.
Правда, немецкий футбол в России все же будут показаны: права на следующий сезон выкуплены посредником и тендер еще только предстоит, но будет ли участвовать «НТВ-Плюс», а если будет, то победит ли?
Главред спортивного «Плюса» Василий Уткин и главный эксперт по Германии Алексей Андронов, правда, отрицают намерение компании отказаться от Бундеслиги и называют подобную информациюю «психической атакой» накануне тендера, но так это или нет, нам еще предстоит узнать.
Не все просто и с чемпионатам Англии, права на который истекают в 2016 году, с чемпионатом Испании, который «заканчивается» в 2015, с Лигой чемпионов.
По оценкам экспертов, на перезаключение контрактов понадобится до 80 миллионов долларов в год, и это вовсе не те 80 миллионов, что были до кризиса.
Кто спасет РФПЛ?
И вишенкой на торте стал вопрос об истекающих меньше чем через полгода эксклюзивных правах «НТВ-Плюс» на показ чемпионата России. По слухам, «Газпром-Медиа» не намерено выделять средства на продление контракта с РФПЛ.
Контракта, изначально убыточного — Лига ежегодно получает от «НТВ-Плюс» 35 миллионов евро и возвращает 7-8 миллионов на «продакшн».
Ситуация не устраивает никого: клубы хотят получать за трансляции больше, «Плюс» хочет платить за права меньше, зрители хотят смотреть футбол бесплатно.
Поэтому каждый раз переговоры о продлении затягиваются до невозможности — в прошлый раз договоренность была достигнута за несколько дней до старта чемпионата, а в этот раз, на фоне финансового кризиса и потенциальной реорганизации, может не быть достигнута и вовсе.
Что же произойдет, если «НТВ-Плюс» и �����-�» (дочерняя компания РФПЛ, занимающаяся телеправами) не договорятся о продлении контракта?
На днях появилась информация, что «НТВ-Плюс» и ВГТРК могут поделить между собой право показа игр РФПЛ — несколько игр тура могут быть транслированы на канале «Россия-2». Болельщики будут, несомненно рады, «НТВ-Плюс» может вздохнуть свободнее.
Но так ли это выгодно ВГТРК? К сожалению, российская Премьер-лига — продукт, качество которого оставляет желать лучшего. Российский футбол сильно уступает по рейтингам сериалам про бандитов и очередному ток-шоу.
Именно поэтому «большой» НТВ усиленно отлынивал от показа от бесплатного матча тура, а Первый канал в свое время отказывался от матчей Россия — Молдавия и «Зенит» — «Спартак». А если за право показа матчей еще и доплачивать придется…
Впрочем, пока ни представители �����-�». ни руководство ВГТРК не подтвердили информацию о переговорах, так что ситуация остается подвешенной.
Швейцарский сыр
По информации из РФПЛ, на российский рынок вновь пытается попасть швейцарская компания Infront Sports & Media, которая уже хотела купить права на Премьер-лигу в 2012 году.
Тогда швейцарцы, работавшие с Бундеслигой, Серией А и сотрудничавшие с ФИФА в показе чемпионатов мира, предложили РФПЛ шестилетний контракт, общей стоимостью около 430 миллионов долларов.
К тому же, швейцарцы собирались сделать ставку на рекламные сборы и влияющий на них бесплатный показ нескольких матчей тура, а кроме того, покусились на коммерческие права клубов. Клубы и лигу это не устроило.
Сейчас возвращение швейцарской компании могло бы стать спасением, но ситуация с рекламой и спонсорами заметно ухудшилась: поговаривают, что не планирует продлевать договор с лигой «СОГАЗ», а МТС сократит сумму контрактов.
К тому же, НТВ и раньше не мог распродать все рекламное время во время бесплатных матчей тура. Так что, заграница нам, скорее всего, не поможет.
Свежая кровь
На днях появилась информация и о возможном появлении нового игрока на рынке — бывший гендиректор �����-�» Илья Рустамов руководит компанией «Новые медиа», которая готовит к запуску интернет-канал о русском футболе.
По его словам, канал намерен приобрести неэксклюзивные права на трансляции чемпионата России в интернете на все устройства.
Рустамов обещает множество интересных возможностей, вроде настройки трансляции под себя: смены камер. включения интершума или смены комментаторов, которых будет на одном матче до 5 человек.
По слова гендиректора, у компании «Новые медиа» в проекте есть порядка 15-20 программ связанных с российским футболом, которые можно запустить в первом сезоне. Стоить все это удовольствие будет столько же, сколько и �����-�» – 149 рублей.
На бумаге выглядит все заманчиво и привлекательно, насколько все это будет осуществимо на практике — пока неизвестно. Взлетят «Новые медиа» или станут очередным лопнувшим пузырем, нам еще только предстоит узнать.
А пока ясно лишь одно — будущее трансляций российской Премьер-лиги пока туманно, а вот компания «НТВ-Плюс» может получить ту самую встряску, которая ей давно уже нужна. Будем откровенны, «энтэвэшники» давно уже остановились в развитии, почивая на лаврах.
Возможно, грядущая борьба за выживание — то, что нужно компании, чтобы выйти на новый уровень.