Но есть ли в этом некая закономерность, связанная с европейской сущностью этих команд? И стоит ли вообще делать из этого какие-то глобальные выводы?
Пожалуй, есть только одно универсальное для всех объяснение, но и оно, как видим по успехам Нидерландов, Германии и Франции, почему-то не касается всех — климатические условия. Еще накануне мундиаля об этом говорил вингер немцев Марко Ройс, который, по иронии судьбы, не отправился в Бразилию из-за травмы, полученной перед самым ЧМ.
«Во-первых, я связываю [наши возможные проблемы] с командой Бразилии и нашей игрой, а также жарой, которая сыграет большую роль. Мы будем тяжело работать ради того, чтобы достичь необходимой силы и формы. Кто фавориты? Это южноамериканцы — из-за условий, которые дают им преимущество», — отметил тогда хавбек.
И действительно, посмотрите, кто из южноамериканских команд не вышел в 1/8 финала? Только Эквадор, который, в отличие от Испании и Англии, до последнего тура группового этапа претендовал на плей-офф! Более того, сборные из Центральной Америки (Мексика и Коста-Рика), за исключением просто слабого Гондураса, которые имеют похожий климат, также вышли из своих групп.
Тем не менее, природные условия — это еще не все. И примеры успешных европейских сборных показывает, что они — второстепенный фактор. На самом деле вылет из сборных имеет частный характер, и если проанализировать, то это станет более понятным. В конце концов, не могут же все европейские команды побеждать!
Так, игроки испанской сборной банально выдохлись эмоционально после всех многочисленных побед как на уровне сборной, так и клубов (не стоит забывать, что костяк команды — футболисты Барселоны и Реала, которые за последние восемь лет выиграли четыре Лиги чемпионов на двоих). Нельзя иметь один и тот же настрой, когда ты впервые имеешь реальный шанс стать чемпионом мира или Европы, и когда ты уже выиграл уже все это, а кое-что — дважды. Голодный сытого не поймет. Добавьте к этому тяжелый с точки зрения эмоций и физики клубный сезон, и вы поймете, почему испанцы выглядели так вяло.
Если же говорить об Италии, то здесь причина, скорее, в тактических просчетах тренерского штаба. «Скуадра Адзурра» во все времена приучала к игре от обороны, к умению выждать свои шансы и больно уколоть соперника, связав его по рукам и ногам. Так вот эта Италия Чезаре Пранделли этому стилю не соответствовала. Оборона результативно проваливалась хотя бы раз в каждом из матчей ЧМ-2014, а оппоненты имели относительную свободу действий по всему фронту поля.
В конце концов, когда в последнем туре Италии можно было сыграть вничью, она поддалась этому соблазну, что всегда рискованно. Пранделли снова поставил три центральных защитника, а также выпустил сразу двух опорников, что явно намекало на то, что думать много об атаке команда не станет. Как итог, «Адзурра» нанесла лишь один удар в створ ворот Уругвая, а тот наказал соперника на 81 минуте. Перенастроиться и помчать спасаться было уже поздно.
Что касается Англии, то та приучила к провалам даже в самые успешные для европейских сборных мундиали. Нынешняя команда «Львов» переживает смену поколений, есть проблемы сразу в двух линиях — центре обороны и опорной зоне — а потому англичане были попросту обречены. Кроме того, обидные промахи допустили отдельные игроки, как то Стивен Джеррард в игре с Уругваем, что попросту похоронило команду.
Но есть еще один аргумент, который явно говорит о том, что общих причин у вылета многих европейских команд почти нет. На предыдущем ЧМ в ЮАР в 1/8 финала пробились всего шесть сборных из Старого Света, после чего также начали говорить о каких-то общих проблемах этих команд. Но уже в полуфинале из четырех сборных три представляли Европу, а финал был сугубо европейским.
На этом мундиале в плей-офф уже прошли четыре команды из Европы, и хорошие шансы пройти дальше имеют еще две — Германия и Бельгия. А если там окажется еще и Россия, то в 1/8 финала Старый Свет представят семь команд, что уже больше на одну, чем четыре года назад. Так что все встревоженные проблемами европейских сборных могут быть спокойны — каждый выигрывает и проигрывает в отдельности.