ЧМ-1930
С самого начала создания в 1905 году Международная федерация футбола (ФИФА) планировала организовать турнир между сборными стран, которые вошли в ее состав. Однако долгое время идея проведения мирового форума между национальными командами не находила отзыва у ее членов.
С мертвой точки дело сдвинулось при втором президенте, Жюле Риме — именно его считают отцом основателем мундиалей. Провести же первый такой турнир стало возможно благодаря содействию Уругвая — его посол в Бельгии Энрико Буэро был также и вице-президентом ФИФА.
В 1924 году «Селесте» в блестящем стиле стали олимпийскими чемпионами мира, и Буэро пытался использовать эту победу в качестве подспорья для проведения первого чемпионата мира. Но даже его усилий наверняка оказалось бы недостаточно без главы футбольной ассоциации Уругвая и министра строительства страны Рауля Худе. Посему, как раз это южноамериканское государство и получило право организовать ЧМ 1930 года.
Тем не менее, на пути к проведению турнира не обошлось без больших проблем. Из-за печально известной «Великой депрессии», случившейся в 1929 году, сразу несколько стран отказались от участия. Логично, что ими были европейцы, для которых в свете возникших финансовых проблем было не по карману отправить собственные сборные в далекий Уругвай. Потому Чехословакия, Италия, Испания, Австрия и Венгрия остались дома, даже несмотря на то, что организаторы пообещали профинансировать поездку и пребывание участников...
Как итог, в финальной части выступили 13 команд (семь из Южной Америки, четыре — из Европы, и две — из Северной Америки), которые вошли в четыре группы (в одной было четыре сборные). Победителями их стали Аргентина, Югославия, США и Уругвай. В матче же Франция — Мексика (4:1) был забит первый гол в истории чемпионатов мира — автором стал форвард европейцев Люсьен Лоран, умерший в 2005 году в возрасте 98 лет.
В полуфинале Аргентина и Уругвай с аналогичным крупным счетом 6:1 оставили ни с чем югов и американцев, после чего начали готовиться к сугубо южноамериканскому финалу. А решающий матч состоялся 30 июля в Монтевидео на легендарном «Сентенарио».
Любопытным кажется этот факт сейчас, но поединок задержался из-за того, что команды не могли договориться насчет... мяча, которым предстояло выявить судьбу первого чемпиона мира. Каждая сторона настаивала на своем снаряде раздора — во всех смыслах этого выражения. Но арбитр, бельгиец Джон Лангенус, поступил мудро, решив использовать оба мяча — по одному в каждом тайме.
И это помогло «альбиселестес», которые, пропустив первыми от оппонентов (Пабло Дорадо), повели к перерыву 2:1 — забивали Карлос Пеуселье и Гильермо Стабиле (лучший бомбардир турнира с восемью голами!). И то ли свой мяч, то ли родные трибуны помогли Уругваю, хотя на самом деле команда Альберто Супиччи была просто сильнее, но именно хозяева мундиаля стали лучшими, выиграв 4:2 благодаря голами Педро Сеа, Сантоса Ириарте и Эктора Кастро.
«Они были чуть живее нас, чуть быстрее. Хотя как игроки, не были сильнее. Кроме того, им везло, а нам — нет», — так объяснил причину поражения форвард аргентинцев Франсиско Варальо — последний из участников ЧМ-1930, кто еще недавно оставался в живых. Его не стало 30 августа 2010 года в возрасте 100 лет...
ЧМ-1934
И если первый мундиаль остался практически без внимания в Старом Свете, то следующий вышел куда более популярнее. Да и как иначе, если он состоялся в Италии, хотя на его проведение также претендовала и Швеция. В Европе поняли, что дело это выгодное, ведь четыре года назад ФИФА получил выручку в 10,233 тыс уругвайских песо!
Но Италии этот мундиаль все же был нужен по другой причине. Фашистский режим Бенито Муссолини жаждал как можно большего сплочения нации и утверждения своего превосходства, ради чего его правительством тратились немыслимые средства на спортивные мероприятия. По всей стране строились стадионы и объекты, которые и сейчас остаются главными на Апеннинах. Ярким свидетельством этому служат слова «дуче» генералу, возглавлявшему местную федерацию футбола: «Мы должны победить, генерал». Эти слова имели под собой все основания еще и потому, что «Скуадра Адзурра» выиграла золото на Олимпиаде-1932.
В итоге Италия добилась своего. Правда, остается неизвестным, удалось бы ли ей это, если бы на турнире участвовал действующий чемпион мира, однако Уругвай в знак протеста против того, что большинство европейцев проигнорировало участие на ЧМ-1930, отказался защищать титул. Также стоит отметить, что впервые был организован и отборочный цикл, ведь теперь уже возникло слишком много пожелавших участвовать.
Финальная же часть, ставшая едва ли не самой политизированной из всех до и после, представляла собой типичный плей-офф, начиная с 1/8-й финала, которую преодолели Германия, Швеция, Швейцария, Чехословакия, Австрия, Венгрия, Испания и Италия.
Ну а в четвертьфинале впервые в истории состоялась переигровка (по тогдашнему регламенту если соперники не выявляли победителя на протяжении основного и дополнительного времени, матч переигрывался). Немудрено, что этим поединком стала битва Испании — пожалуй, лучшей сборной континента того времени, без учета игнорировавшей в то время чемпионаты мира Англии, и Италии, жаждущей стать лучшей.
Итогом той схватки стала не только совсем не мирная ничья 1:1, но и сразу семь (!) травмировавшихся игроков (шесть — у Испании): по сообщениям очевидцев, арбитр игнорировал огромное число грубых действий со стороны хозяев. При этом на переигровку наставник пиренейцев был вынужден выпустить сразу семь новых исполнителей, ведь замененные банально не могли восстановиться лишь за один день, прошедший с первого матча. В переигровке прежний ожесточенный характер продолжался, и оставшиеся из-за повреждений восьмером (!) «селексьон» позволили оппонентам выиграть лишь 1:0 благодаря голу легендарного форварда Джузеппе Меацца (именно его именем называют стадион в Милане фанаты «Интера»).
В полуфиналах Италия также 1:0 одолела великолепную команду Австрию, которую называли «чудом» за яркую игру, а Чехословакия со счетом 3:1 справилась с Германией — хет-трик оформил лучший бомбардир (пять голов) ЧМ-1934 Олдржих Неедлы.
Что касается финального поединка, то он отметился бескомпромиссной, жесткой, а подчас даже жестокой борьбой, и, что естественно для этого турнира, чрезмерной скандальностью. Судья финала Эклинд мог назначить минимум три пенальти за фолы на чехословаках Неедлы и Пуче, однако каждый раз молчал. Тем не менее, коллектив Петру может корить только себя, ведь его подопечные упустили уйму моментов, а забили лишь раз — все тот же Антонин Пуч на 76 минуте вышел тет-а-тет с вратарем и переиграл визави.
К чести «Скуадры», которой накануне финала руководство страны в случае поражения действительно угрожало репрессиями, та сумела восстановить равновесие четырьмя минутами спустя. Отличился великий Ормундо Орси — «натурализованный» аргентинский нападающий. А уже в дополнительное время победу Италии принес Анджело Скьявио, несмотря на героическую игру в воротах одного из лучших вратарей довоенного времени Франтишека Планички — 2:1! «Дуче» остался доволен...
Продолжение следует