В числе понесших ответственность — «Манчестер Сити», «ПСЖ», «Галатасарай», «Трабзонспор», «Бурсаспор», «Зенит», «Анжи», «Рубин», а также «Левски». Все они тратили больше на трансферы, зарплаты игроков и комиссионные для агентов в сезоны 11/12 и 13/14, чем зарабатывали сами. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о заработках клубов, как самостоятельных субъектов, а не их владельцах, которые всегда могут покрыть убытки из собственного кармана.
Новоявленные чемпионы Англии и Франции получили самые суровые наказания из всех — условный штраф в 60 млн евро, необходимость тратить на новичков грядущим летом не больше этой же суммы (без учета средств, вырученных от продажи футболистов), сокращение заявки игроков на еврокубковые турниры с 25 до 21 человек, а также сохранение нынешнего размера зарплатной ведомости в следующие два сезона. В случае выполнения этих условий, клубам вернут 40 млн. евро.
Куда менее суровые санкции получили российские клубы. Так, «Зенит» вынужден заплатить штраф в 12 млн евро (шесть млн условно) и сократить заявку до 22 игроков. С «Рубина» же стягивают шесть млн евро (три млн условно) и требуют сократить заявку до 21 футболиста, тогда как с «Анжи» — два млн евро (один млн условно) и добиваются того же численного размера заявки. Меньше всех пострадали турецкие и болгарский представители, которые заплатят по 200 тыс евро штрафа.
С первого же дня введения ФФП вокруг него разгорелись самые разные споры. Пожалуй, первый из них — это, само собой, справедливость этих мер. Позиция УЕФА — необходимо снизить число клубов-банкротов, чему способствует нарастание долгов, а также усилить конкуренцию между командами, часть из которых может позволить себе купить чуть ли не каждого игрока в мире, тогда как подавляющее большинство других — в лучшем случае живет за счет воспитания собственных кадров, чаще всего быстро их покидающих, как только кто-то другой поманит бОльшим заработком.
Это утверждение, конечно же, наталкивается на либеральное мнение о том, что запрещать бизнесмену тратить свои кровные деньги в свою футбольную собственность, тем более когда та убыточна, — есть нарушение его предпринимательской свободы.
Тем не менее, волей-неволей никто так и не выступил против УЕФА, что, собственно, чревато последствиями, и все клубы согласились на сокращение своих расходов с целью финансового оздоровления европейского футбола. Хотя при этом продолжался спор, станут ли действенными наказания от УЕФА, если те или иные клубы нарушат правила, и будут ли эти наказания вообще, если речь пойдет о настоящих грандах, без которых еврокубки, откуда те могут быть исключены, рискуют потерять серьезную долю своей популярности. А это уже бьет по доходам самого европейского футбольного органа.
При этом важно было понять, станут ли бороться в УЕФА с лазейками, с которыми применение ФФП не будет иметь эффективности. Главным образом речь идет о том, когда тот или иной клуб заключает спонсорский контракт на крупную сумму с компанией, принадлежащий его же владельцу, и тем самым формально может покрыть все убытки, а на самом деле всего лишь получает деньги через другой канал от владельца. Последний же тем самым перекладывает средства из одного кармана в другой.
Именно так проделал «Манчестер Сити», когда объявил о заключении соглашения на сумму в 350 млн фунтов с авиакомпанией «Этихад» — та как раз принадлежит Шейху Мансуру, собственнику «Горожан». По такому же пути пошел и «ПСЖ», договорившийся о сделке стоимостью в 167 млн долларов с катарскими властями, представители которых и владеют парижским клубом.
Спустя почти три года после введения правил, можно сказать, что худо-бедно, но УЕФА действует. В ассоциации быстро забраковали фиктивные контракты «Сити» и «ПСЖ» с точки зрения их соответствия нормам, а наказание за невыполнение ФФП все-таки было введено. При этом футбольный орган мог поступить так же, как он это сделал в отношении «Малаги», исключив все клубы из еврокубков (и за эту непоследовательность, к слову, критикуется рядом экспертов), однако дал им шанс исправиться, подчеркнув, что в случае невыполнения требований те понесут более жестокую ответственность.
Все это означает только то, что у всех есть шанс исправиться, и при этом эффект будет положительным в долгосрочной перспективе. Например, российские клубы во главе с «Зенитом», отныне наверняка станут предпринимать более экономную политику, что не только поможет снизить финансовую зависимость от собственников, улучшить работу селекционеров и клубной академии, но и облегчит судьбу куда более скромных команд, чьи футболисты не будут сразу же разбегаться в более прибыльные места, а кто-то и получит шанс задержаться надолго. Тогда жить по средствам станет действительно важно на деле, а не только на словах.