Весь мир узнал об этом 13 января, когда почетный трофей был вручен счастливому победителю на ежегодной церемонии в Цюрихе. Лидер сборной Португалии обошел в борьбе за награду аргентинского бомбардира «Барселоны» Лионеля Месси и французского хавбека мюнхенской «Баварии» Франка Рибери.
LiveSport.Ru предлагает внимательно рассмотреть, чьи же голоса подарили португальцу его второй «Золотой мяч».
В данный момент «Золотым мячом ФИФА» награждается футболист, набравший наибольшее число голосов тренеров и капитанов национальных сборных, а также спортивных журналистов со всего света.
Эта система является результатом слияния в 2010 году двух некогда конкурирующих между собой престижных футбольных наград: «Золотого мяча» France Football и награды «Игрок года ФИФА» или «Бриллиантовый мяч». Для простоты было решено объединить оба голосования, которыми определялись победители.
До 2010 года обладатель «Золотого мяча» определялся по итогам голосования 96 спортивных журналистов со всего мира. Выбор «Игрока года ФИФА» проводился методом голосования тренеров и капитанов сборных команд мира.
Но, самый простой способ — не всегда самый лучший, и результаты последнего голосования, результаты которого были оглашены в Цюрихе, в очередной раз наглядно показывают это. В 2013 году в нем принимали участие 184 главных тренера и капитана национальных сборных, а также 173 представителя прессы.
Победивший в общем голосовании Криштиану Роналду набрал 1365 очков или 27,99% голосов. Ставший вторым Лионель Месси набрал 1205 баллов (24,72%), а Франк Рибери, оказавшийся на третьем месте – 1127 (23,39%). Вполне убедительный успех португальца, не так ли?
Однако, если бы победитель «Золотого мяча» определялся по старой системе, то есть лишь голосованием прессы, картина была бы совсем другой. Уверенную победу одержал бы француз Франк Рибери, оставивший преследователей далеко позади.
В голосовании спортивных медиа хавбек «Баварии» получил 523 очка, тогда как Роналду занял лишь второе место с 399 очками, а Месси – третье (365). Лучшим Франка Рибери признали сразу 80 журналистов, Роналду – всего 48 акул пера, а на долю Месси пришлось и вовсе 30 голосов.
Впрочем, утешением лидеру сборной Португалии служила бы награда «Игрок года ФИФА», ведь именно голоса тренеров и капитанов национальных сборных принесли ему победу в общем зачете.
Криштиану Роналду поставили на первое место 63 игрока, Лионель Месси был лучшим по версии 45 футболистов, Франка Рибери отметили 39 человек. В голосовании тренеров картина немного выровнялась: 56 первых мест против 44 у Рибери и Месси.
Подобные картины можно было наблюдать и в прошлые годы. В 2010-м году, например, по опросу 148 европейских журналистов первым стал Снейдер — 7,7% голосов. Лионель Месси не попал даже в тройку лучших, в которую вошли испанцы Андрес Иньеста (7,53%) и Хави (5,96%). Аргентинец сумел победить в общем голосовании за счет тренеров и капитанов команд.
Глава УЕФА Мишель Платини недвусмысленно прокомментировал итоги последней церемонии: «Думаю, тут есть проблема, если эту награду не получил игрок, который выиграл в этом году всё, что только можно. На протяжении 50 лет тут учитывались показанные результаты и завоёванные титулы. Что-то изменилось с тех пор, как приз стал вручаться ФИФА».
Действительно, возникает ощущение, что объединение двух премий было ошибочных решением, и на то есть свои основания. Последние годы результаты голосования прессы кажутся более адекватными, чем итоговые результаты, что и неудивительно.
Журналисты смотрят футбол, анализируют действия игроков в просмотренных матчах и, что самое главное, видят всю картину целиком. Разумеется, их мнение так же субъективно, как и мнение игроков, тем не менее, в отличие от футболистов и тренеров на них не так давит цеховая, командная, национальная солидарность.
Тогда как голосования тренеров и игроков часто напоминают своеобразное футбольное Евровидение, где страны-соседи беззастенчиво «по-дружески» обмениваются очками. Капитаны сборных нередко предпочитают голосовать за одноклубников, за земляков или соседей.
Например, Венсан Компани, капитан Бельгии и игрок «Сити» проголосовал за Яя Туре и Азара, а Роналду и Месси нет даже в тройке. Капитан Франции Уго Льорис голосовал за Рибери и Нойера (собрата по вратарскому цеху). Итальянец Джанлуиджи Буффон, естественно, отдал голос за Андреа Пирло, а Месси — за Иньесту, Хави и Неймара.
Тренеры и хотели бы голосовать более объективно, но публичность результатов голосования давит и на них. Всем помнится история с Карлушем Кейрушем. Португалец в свое время поставил Месси выше Роналду, а президент местной федерации футбола публично раскритиковал его выбор, после чего тренеру пришлось выдерживать убийственное давление болельщиков.
В результате, Йоахим Лёв, например, и вовсе отказался от участия в голосовании, а многе тренеры голосовали почти так же «местечково», как и капитаны. Например, Висенте дель Боске отдал голоса Хави и Иньесте, а сеньор Пранделли на первое место поставил Андреа Пирло.
Не обошлось, кстати, и без новых скандалов. Уже после церемонии главный тренер сборной Катара Фахад Аль-Зарраа заявил, что президент футбольной ассоциации Катара Хамад бин Халифа аль-Тани сказал ему голосовать за Криштиану Роналду. Якобы, чтобы помочь очистить имидж Блаттера и выразить благодарность за помощь в получении ЧМ-2022.
Есть впрочем и другие, но столь же субъективные факторы, определяющие предпочтения капитанов и тренеров. Например, Месута Озила называли лучшим в большинстве своем мусульманские страны: Оман, Бахрейн, Филиппины, Палестина, Кувейт, Турция.
Играет свою роли и медийная раскрученность основных претендентов на «Золотой мяч». Любому понятно, что узнаваемость таких брендов как «Месси» и «Роналду» куда больше, чем у «Рибери», особенно в уголках земного шара далеких от европейского футбола.
За Лионеля Месси, например, отдали голоса капитаны сборных Бангладеша, Белиза, Бермудских островов, Каймановых островов, Джибути, Шриланки, Сен-Китс и Невис, Сент-Винсента и Гренадины, и так далее. Разумеется, им куда известнее подвиги Месси и Роналду, чем европейский требл рабочей лошадки Франка Рибери.
Кстати, если бы голосование проводилось исключительно среди стран бывшего СССР, то «Золотой Мяч» они бы вручили именно хавбеку «Баварии». Франк Рибери в общем зачете набрал 113 очков, второе место досталось Криштиану Роналду с 99 очками, а Лионель Месси с 93 очками замкнул тройку.
После пристального рассмотрения результатов голосования, напрашивается вывод: не стоило проводить слияние двух наград. Ведь тогда, «Золотой мяч» мог остаться наградой, которую могли получить не только сияющие на острие атак «небожители» вроде Месси и Роналду, которых можно пересчитать на пальцах одной руки.
Нет, отмеченными этим почетным трофеем могли быть такие важные для командной игры футболисты как Франк Рибери, Андреа Пирло, Хави, Андреас Иньеста, Уэсли Снейдер и Фрэнк Лэмпард. Как получал когда-то свой «Золотой Мяч» Павел Недвед.
Ну а «Бриллиантовый мяч», вручаемый лучшему игроку по версии ФИФА, был бы аналогом нынешнего «Золотого мяча ФИФА» — премией, все больше дрейфующей в сторону «Золотой бутсы», так как невозможно всерьез претендовать на него, не имея в активе полусотню забитых мячей.
На самом деле, в современно футболе столько исключительных игроков, что нам нужно больше почетных премий — хороших и разных.